Семинар для педагогов "Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников"
консультация

Стрижова Ольга Александровна

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx18.99 КБ
Файл sinkveyn.pptx892.72 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле»

Семинар для педагогов

«Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников»

 

                                                                          учитель-логопед

                                                                         Стрижова Ольга Александровна

2017

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

 Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

В чём же его педагогическая значимость?

- обогащает словарный запас;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- синквейн могут составить все;

- активизирует  и развивает мыслительную деятельность.

Синквейн является игровым приемом. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

В настоящее время существуют следующие виды синквейна:

- Традиционный

- Обратный

- Зеркальный

- Синвейн-бабочка

- Корона синквейнов

- Гирлянда синквейнов

- Дидактический

Именно последний (дидактический) вид синквейна используют для развития речи дошкольников.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Как же он выглядит?

•        Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

•        Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

•        Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

•        Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

•        Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

На слайде 7 вы можете посмотреть правило составления синквейна.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать схему составления синквейна изображенную на сладе 8.

Условные обозначения:

Предмет (тема) – одно слово-существительное

Два прилагательных по теме

Три глагола по теме

Предложение по теме

Ассоциация по теме: одно слово-предмет

На слайде 9 и 10 примеры дидактического синквейна:

Кто? Кукла

Какая? Красивая, любимая

Что делает? Стоит, сидит, улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Котенок

Черненький, пушистенький

Играет, спит ест

Он мой верный друг

Животное

(Слайд 11 – синквейн-загадка)

(Слайд 12 – составить синквейн по теме «Семья»)

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Таким образом, написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития речи ребенка дошкольного возраста. Применение синквейн технологии в дошкольном обучении осуществляет знакомство с самим понятием «слова», расширение словарного запаса, развитие умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников учитель-логопед Стрижова Ольга александровна

Слайд 2

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.

Слайд 3

Педагогическая значимость синквейна : Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.

Слайд 4

Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Слайд 5

Виды синквейна Традиционный Обратный Зеркальный Синквейн-бабочка Корона синквейнов Гирлянда синквейнов Дидактический

Слайд 6

Дидактический Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна . Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Слайд 7

Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова (словосочетание или предложение) 1 слово Правила составления синквейна :

Слайд 8

Схема составления синквейна Предмет (тема) – одно слово-существительное Два прилагательных по теме Три глагола по теме Предложение по теме Ассоциация по теме: одно слово-предмет

Слайд 9

Кукла Красивая, любимая Стоит, сидит, улыбается Моя кукла самая красивая Игрушка

Слайд 10

1. Котенок 2. Черненький, пушистенький 3. Играет, спит, ест 4. Он мой верный друг. 5. Животное.

Слайд 11

СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый , колючий. 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек. 5. Лес.

Слайд 12

Составить синквейн по теме «Семья» Слово-предмет Слова – признаки(2) 3. Слова-действия (3) 4. Предложение по теме 5. Синоним, ассоциация.

Слайд 13

Синквейн — это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения; — помогает пополнить словарный запас; — учит краткому пересказу; — учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль; — оставить синквейн получается у всех; — помогает развить речь и мышление; — облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Вывод

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...

Буклет Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.

Буклет предназначен для педагогов и родителей, которые хотят научить детей составлять небольшие заметки о предметах используя прием «СИНКВЕЙН»...

Презентация. Использование синквейн технологии  в развитии речи старших дошкольников

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников...

Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....

"Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Понятие технологии синквейн, ее использование для развития речи старших дошкольников....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и педагогов на тему: «Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников».

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...