Семинар для педагогов "Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников"
консультация
Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn.docx | 18.99 КБ |
sinkveyn.pptx | 892.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ «Центр образования на Марсовом поле»
Семинар для педагогов
«Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников»
учитель-логопед
Стрижова Ольга Александровна
2017
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.
Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
В дальнейшем синквейн стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
В чём же его педагогическая значимость?
- обогащает словарный запас;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- синквейн могут составить все;
- активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Синквейн является игровым приемом. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
В настоящее время существуют следующие виды синквейна:
- Традиционный
- Обратный
- Зеркальный
- Синвейн-бабочка
- Корона синквейнов
- Гирлянда синквейнов
- Дидактический
Именно последний (дидактический) вид синквейна используют для развития речи дошкольников.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Как же он выглядит?
• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
• Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
На слайде 7 вы можете посмотреть правило составления синквейна.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать схему составления синквейна изображенную на сладе 8.
Условные обозначения:
Предмет (тема) – одно слово-существительное
Два прилагательных по теме
Три глагола по теме
Предложение по теме
Ассоциация по теме: одно слово-предмет
На слайде 9 и 10 примеры дидактического синквейна:
Кто? Кукла
Какая? Красивая, любимая
Что делает? Стоит, сидит, улыбается
Предложение. Моя кукла самая красивая
Ассоциация. Игрушка
Котенок
Черненький, пушистенький
Играет, спит ест
Он мой верный друг
Животное
(Слайд 11 – синквейн-загадка)
(Слайд 12 – составить синквейн по теме «Семья»)
Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн, который не требует больших временных затрат, в эту игру можно играть даже по дороге в детский сад. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.
Таким образом, написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития речи ребенка дошкольного возраста. Применение синквейн технологии в дошкольном обучении осуществляет знакомство с самим понятием «слова», расширение словарного запаса, развитие умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси , опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году.
Педагогическая значимость синквейна : Обогащает словарный запас. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех. Активизирует и развивает мыслительную деятельность.
Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Виды синквейна Традиционный Обратный Зеркальный Синквейн-бабочка Корона синквейнов Гирлянда синквейнов Дидактический
Дидактический Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна . Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку . 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова (словосочетание или предложение) 1 слово Правила составления синквейна :
Схема составления синквейна Предмет (тема) – одно слово-существительное Два прилагательных по теме Три глагола по теме Предложение по теме Ассоциация по теме: одно слово-предмет
Кукла Красивая, любимая Стоит, сидит, улыбается Моя кукла самая красивая Игрушка
1. Котенок 2. Черненький, пушистенький 3. Играет, спит, ест 4. Он мой верный друг. 5. Животное.
СИНКВЕЙН -ЗАГАДКА 1. ? 2. Cерый , колючий. 3. Фыркает, спит, сворачивается. 4. Мне нравится этот зверек. 5. Лес.
Составить синквейн по теме «Семья» Слово-предмет Слова – признаки(2) 3. Слова-действия (3) 4. Предложение по теме 5. Синоним, ассоциация.
Синквейн — это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения; — помогает пополнить словарный запас; — учит краткому пересказу; — учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль; — оставить синквейн получается у всех; — помогает развить речь и мышление; — облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). Вывод
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.
Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...
Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...
Буклет Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.
Буклет предназначен для педагогов и родителей, которые хотят научить детей составлять небольшие заметки о предметах используя прием «СИНКВЕЙН»...
Презентация. Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников
Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников...
Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"
Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....
"Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"
Понятие технологии синквейн, ее использование для развития речи старших дошкольников....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей и педагогов на тему: «Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников».
Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...