Использование метода моделирования "Коллаж" в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
В статье представлен опыт работы использования метода "Коллаж" ,раскрыты этапы,задачи и возможности метода моделирования,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kollazh.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т. В »
в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Корюкина Лариса Анатольевна
воспитатель МАДОУ Детский сад №9 г. Красноуральск.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного целевого ориентира определяет всестороннее развитие детей. Необходимым условием реализации данной задачи является формирование познавательно-речевых навыков детей. Ведь хорошо сформированная связная речь у будущего первоклассника – требование современной школы.
К сожалению, с каждым годом становится все больше детей, имеющих ту, или иную речевую патологию, которая влияет как на общение с окружающими людьми, так и на развитие всех психических процессов. У детей с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, ослаблено внимание, страдает вербальная память, сужается объем запоминания. Для меня, как педагога работающего на логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР встает вопрос, как развить связную речь у детей, повысить мотивацию к образовательной деятельности, чтобы не наскучить ребенку и удержать его внимание.
Известны факторы, которые облегчают процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна и Д. Б. Эльконина является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Одним из таких методов является мнемотехника.
Существует достаточно много отдельных видов и направлений мнемотехники. Более современной формой работы является коллаж Большовой Т.В.
Коллаж в речевом развитии это - зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между картинками, наделяя элементы модели смысловыми характеристиками.
Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на фон. Если коллаж содержит цифру или букву, задаю ребёнку вопрос «Почему они здесь изображены?». Цвет букв будет зависеть от характерных особенностей используемого объекта. Например, если использовать буквенное обозначение времени года, то тогда буква (О) - осень, будет либо желтая, либо оранжевая. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок составляет суть коллажа. В центре находится ключевое понятие, а вокруг расположены дополнения. Лексический материал состоит из разных частей речи, характеризующих тот или иной объект.
Главная задача коллажа - связать все картинки, буквы, цифры между собой в описательный рассказ. На начальных этапах обучения при формировании речевого высказывания использую активную помощь: подсказки, наводящие вопросы, осуществляю начало высказывания. Информация, которую я хочу дать должна быть интересной и доступной, а так же понятной для детей. Коллаж может содержать от 15 и более картинок.
Преимущество использования коллажа в речевом развитии детей состоит в том что:
- во первых - это наглядность, концентрация на главных элементах темы;
- во вторых - развитие связной речи детей;
- в третьих это - продукт детской деятельности, отвечает требованиям для объемного
запоминания информации, которая воспринимается как целостный зрительный образ, с активным обсуждением.
Как правило, в процесс выполнения коллажа возникает постепенное вовлечение детей в эту деятельность. В процессе работы у детей развивается не только творческое воображение, развивается мелкая моторика (навыки вырезания, аккуратного наклеивания), воспитывается усидчивость и самостоятельность.
Коллаж можно использовать как в процессе организованной образовательной деятельности, так и в рамках реализации проектов, поэтапно добавляя информацию.
В своей педагогической практике я использую следующие коллажи.
1. Коллажи по лексическим темам. С помощью таких коллажей, активизируется и обогащается словарный запас по изучаемым лексическим темам.
2.Коллажи на развитие связной речи. Учу детей составлять описательный рассказ с опорой на коллаж.
3.Коллажи для ознакомления с художественными произведениями. Учу детей пересказывать.
С помощью любого типа коллажа можно развивать зрительно, пространственную координацию и активизировать в речи употребление предлогов.
Использование данного метода помогло мне решить следующие задачи:
-формировать лексико-грамматические категории;
-развивать связную речь детей;
- обогащать словарный запас по различным лексическим темам;
-развивать высшие психические функции;
-закреплять правильное произношение звуков на уровне слов, фраз.
Работу с коллажем, я провожу в несколько этапов.
1.этап. Рассматривание коллажа и разбор того что изображено.
Предлагаю детям, назвать все картинки которые они видят. Затем провожу работу по перекодированию картинок-моделей в связное высказывание. Учу детей выделять существенные признаки предмета. Даю сжатую информацию по содержанию коллажа.
2 этап - Беседа по содержанию. Задаю детям дополнительные вопросы. Провожу работу над лексико-смысловой организацией теста. Оформляем коллаж, наклеиваем картинки в соответствии с планом рассказа. Составляем план рассказа с наглядной опорой.
З этап. Активный диалог. Дети с помощью коллажа составляют описательный рассказ.
В процессе работы над составлением коллажа провожу словесные упражнения :
- Назови, что изображено на коллаже (обобщающее понятие);
- Узнай предмет по его описанию (учить выделять существенные признаки);
-«Скажи какой, какая?» (прилагательные);
- «Скажи наоборот» (антонимы, синонимы);
- «У кого что есть?» (развитие грамматического строя речи);
- «Назови действия» (глагольный словарь);
Теперь давайте рассмотрим алгоритм составления коллажа:
1.Подготовка к составлению коллажа:
Выбрать тему. Подобрать иллюстраций для составления коллажа в соответствии с темой. Нарисовать предварительный эскиз коллажа на бумаге, продумав схему оптимального расположения на бумаге.
2.Составление коллажа:
Для работы нам понадобится ножницы и двухсторонний скотч вместо клея. Предварительно вырезать иллюстрации, наклеить скотч на ватман, продумать недостающие детали коллажа (можно использовать пиктограммы, буквы цифры, стрелочки, символы предлогов, стилизованные обозначения «ключевых слов»). Предлагаю детям рассмотреть картинки будущего коллажа. С помощью наводящих вопросов раскрывающих идею, подвожу детей к озвучиванию темы. Затем каждый ребенок по заданию педагога выбирает нужную картинку, и наклеивает ее на коллаж в соответствии с планом рассказа. Можно использовать и готовые схемы, но тогда сначала раскодировать используемые признаки.
В качестве примера предлагаю конспект занятия, который наиболее ярко отражает содержание работы.
Сегодня мы будем с вами учиться составлять рассказ, а помогут нам в этом картинки. Картинки прислали нам лесные жители. Кто живет в лесу? (ответы детей).
Как назвать всех их, одним словом (дикие животные, или звери). Давайте рассмотрим картинки, что вы видите (называют). Среди картинок, изображения лисы нет. Во время беседы задаю детям вопросы. Скажите, чей хвост изображен на картинке? (это лисий хвост). Чья морда? Чьи лапы? Вы догадались, про кого мы сегодня будем составлять рассказ? (про лису). Поместим нашу красавицу в центре коллажа.
Рассказ будем составлять по плану. Сначала, вы назовете животное, о котором будете рассказывать. Затем скажите, какая она, характерные признаки объекта (ответы детей: хитрая, рыжая, быстрая, ловкая и т.д). Посмотрите на картинки, какие перечисленные вами признаки есть на картинках. Дети выбирают картинки хитрая, ловкая размещают их на коллаже. Как мы уже с вами сказали лиса это зверь, чтоб нам не потерять это слово, давайте нарисуем его. (Рисуют мордочку с усами). Потом вы опишите внешний вид лисы. Чем покрыто тело лисы? (тело лисы покрыто густым, теплым мехом). Найдите эту картинку и разместите ее на коллаже. По ходу беседы все картинки будут выставлены на коллаж. Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный). Чтобы нам не забыть про слово «длинный» мы будем использовать букву «Д». Какое предложение у нас получилось. Кто может повторить. (У лисы длинный, пушистый хвост). Зачем лисе нужен такой хвост? (лиса при помощи хвоста делает повороты). Какая картинка с признаком нам подходит в этом случае (это руль). Что можете сказать про лапы, какие они? (короткие, черные). Найдите эти картинки признаки. Что есть у лисы на лапах? (когти). Какие они? (острые). Посмотрите есть ли такой признак на картинке (нет). Значит, его нужно зарисовать. Что можно нарисовать (нож, ножницы). Зарисовывают. Что можете сказать про морду лисы. Какая она? (острая). Что есть у лисы на голове, уши. Какие уши? (большие, заострённые). Найдите эту картинку признак. Где живет лиса? (лиса живет в лесу). Как называется дом лисы? (нора). Найдите эту картинку. Лиса, какое животное травоядное или хищное? Значит чтобы добыть себе еду, что она делает (охотится). Какая картинка нам указывает на этот признак (на картинке изображен охотник). Кода лиса охотится, какие действия она выполняет: бежит, прислушивается, выслеживает, ловит. Посмотрите есть ли среди перечисленных признаков такие картинки? (нет). Значит, нам нужно их нарисовать. Что можно нарисовать. Что помогает лисе выслеживать
добычу (глаза, уши). Давайте нарисуем глаза. Как зарисуем действие, ловит (2 лапы вместе, либо мышка в кругу). Чем питается лиса? (мышами, зайцами, птицами). Расставьте по прядку эти картинки на коллаже. За что нравится вам лиса (красивая, про неё написано много сказок, уничтожает грызунов).
Коллаж мы с вами составили. Теперь опираясь на картинки, мы будем составлять описательный рассказ.
Примерный рассказ.
Это лиса. Лиса живет в лесу в норе. Лиса очень хитрый и ловкий зверь. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. У неё длинный пушистый хвост, который как руль помогает делать ей повороты. У неё короткие лапы, на лапах острые когти. У лисы острая мордочка и большие заостренные уши. Она хороший охотник. Когда она охотится, то она выслеживает свою добычу и ловит её. Питается лиса мышами и зайцами. Лиса мне нравится потому что она приносит пользу людям. Она ловит грызунов.
Детям очень нравится самим создавать коллаж, ведь они сами становятся творцами. Таким образом, метод моделирования коллаж, является универсальной технологией в познавательно-речевом развитии, т.к делает возможным преобразования объекта и тем самым позволяет получить более детальную информацию об объекте.
Список литературы
- Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
- Сердюкова Ольга. «Использование образовательной технологии мнемотехника в логопедической группе детей с ОНР» https://pandia.ru/text/79/010/90033.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "«Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету&r...
Презентация "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"
презентация...
« Использование мнемотехнологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Колобок» станицы Выселки муниципальное образование Выселковский район....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и восп...
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотехники является, на мой взгляд, наиболее действенным средством. Мнемотехника – это палочка-выручалочка в деле обучения, запоми...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
для педагогов...
(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...