Словесные экологические игры для дошкольников
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)
Экологические игры очень выжны в дошкольном возрасте,они помогают познать окружающих мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_ekologichesike_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 231.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные экологические игры.
Выполнила Зебзеева Елена Павловна
Должность воспитатель
Наименование образовательной организации КГБОУ ШИ1 (дошкольное отделение)
Пояснительная записка:
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Цели использования:
воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
Задачи:
- Формирование у детей знаний о природе.
Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.
В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.
Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.
«Что это за птица?».
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Ход игры. Ведущий изображает повадки птицы или описывает ее характерные признаки, дети должны отгадать.
«Да – нет».
Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Ход игры. Один ребенок отходит в сторону. Воспитатель с детьми договариваются, кого из зверей (птиц, рыб) они будут описывать. Ведущий спрашивает: «Это птица?», если да, то летает она или нет, домашняя или дикая и т. д.
«Похож – не похож».
Первый вариант.
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие должны отгадать. «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…» и т. д.
Второй вариант.
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Ход игры. Воспитатель назначает водящего и просит его описать насекомое по характерным признакам. «Ползли два насекомых. Один красненький с черными точками; другой черненький, маленький, любит трудиться, живет в больших домах, похожих на кучи…» и т. д.
«Назови три предмета».
Первый вариант.
Цель: упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: «цветы», «птицы» и т. д.? «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка (роза, василек)».
Второй вариант.
Цель: упражнять в классификации предметов.
Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребенок называет цветок и передает мяч другой команде, которая должна назвать три цветка и передать мяч первой, которая, в свою очередь, тоже называет три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.
«Охотник».
Цель: упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка пенек. Это «лес», «озеро», «пруд». В этот лес отправляется «охотник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «Зайца», делает второй шаг: «Медведя», третий шаг: «Волка». На каждый шаг ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошел до леса первым или прошел дальше.
«Природа и человек».
Первый вариант.
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает
другой вопрос: «Что создано природой?».
Второй вариант.
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с участниками, что называет предметы, а дети должны ответить одним словом: «человек» или «природа». Например, воспитатель бросает мяч ребенку
и говорит: «Машина», ребенок отвечает: «Человек». Ошибившийся выходит из круга на один кон.
«Назови животное с нужным звуком».
Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Назовите птиц на букву А, К и т. д.». Кто больше назовет, тот и выиграл.
«Закончи предложение».
Цель: учить детей понимать причинные связи между
явлениями, упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы, потому что…» и т. п.
Можно предложить детям самим придумать начало предложения.
«Найди предмет той же формы».
Цель: уточнить представление о форме предметов.
Ход игры. Воспитатель показывает изображение круга,
а дети должны назвать как можно больше предметов этой же формы.
«Что растет в парке?».
Цель: закреплять знания о растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает трех детей и предлагает назвать, что растет в парке (цветы, деревья). Дети должны назвать как можно больше наименований.
«Кто (что) летает?».
Цель: закреплять знания о животных (птицах).
Ход игры. Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, насекомое, поднимая руки вверх и говоря: «Летит». Остальные должны поднять руку, в случае если «летает». Участник, который ошибся, выходит
из игры.
«Кто же я?».
Цель: указать названное растение.
Ход игры. Воспитатель быстро показывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.
«Что это за птица (зверь, рыба, насекомое)?».
Цель: уточнять и расширять представления детей о жизни птиц осенью; учить описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна подгруппа описывает птицу, а другая – угадывает, что это за птица. Можно загадывать загадки. Затем загадывает другая подгруппа.
«Да или нет».
Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
– Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют?
– А букашки прилетают? Звери норки закрывают?
– Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?
– Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
«Бывает – не бывает» с мячом.
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
– Иней летом … (не бывает).
– Снег зимой … (бывает).
– Мороз летом … (не бывает).
– Капе́ль летом … (не бывает).
«Скажи, что ты слышишь».
Цель: обогащать и развивать фразовую речь.
Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прихожих и т. д). Дети должны ответить полным предложением.
«Когда это бывает?».
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Он называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему и т. д.
«Повторяй друг за другом».
Играющий называет любое слово (животное, насекомое, птица). Например, «жук». Второй повторяет названное слово
и добавляет свое («жук», «комар» и т. д.). Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).
Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения (вперемешку). Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
«Кто знает, пусть продолжит».
Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.
Воспитатель. Насекомое – это …
Дети. Муха, комар, …
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Первый вариант.
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть дикими и домашними. Я сейчас буду называть птиц вперемешку. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
Второй вариант.
Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть летающими и нелетающими. Я сейчас буду называть птиц вперемешку. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».
«Птицы (звери, рыбы)».
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветок) и передает маленький мячик соседу, тот тоже называет птицу. Кто не сможет ответить, выходит из круга.
«Кто больше вспомнит?».
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действие.
Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки
и подобрать соответствующие глаголы.
Метель – метет, вьюжит.
Дождь – льет, идет, моросит, накрапывает, капает, начинается.
Ворона – летает, каркает, сидит, ест, вьет (гнездо) и т. д.
Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Использована литература.
Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель. – 260 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические игры для дошкольников
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...
Экологические игры для дошкольников
Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....
Экологические игры для дошкольников 4 - 5 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.
...
Словесно-логические игры для дошкольников
Примеры игр и упражнений для дошкольников, направленные на развитие речевых и познавательных процессов....
картотека словесных экологических игр для дошкольников
Словесные игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной к...
Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников
Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....