Словесные экологические игры для дошкольников
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зебзеева Елена Павловна

Экологические игры очень выжны в дошкольном возрасте,они помогают познать окружающих мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_ekologichesike_igry_dlya_doshkolnikov.docx231.59 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные экологические игры.

Выполнила Зебзеева Елена Павловна

Должность воспитатель

Наименование образовательной организации КГБОУ ШИ1 (дошкольное отделение)

Пояснительная записка:

В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Цели использования:

воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;

создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

Задачи:

- Формирование у детей знаний о природе.

Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе.

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.

В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.

Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.

В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

 «Что это за птица?».

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Ход игры. Ведущий изображает повадки птицы или описывает ее характерные признаки, дети должны отгадать.

«Да – нет».

Цель: учить мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры. Один ребенок отходит в сторону. Воспитатель с детьми договариваются, кого из зверей (птиц, рыб) они будут описывать. Ведущий спрашивает: «Это птица?», если да, то летает она или нет, домашняя или дикая и т. д.

«Похож – не похож».

Первый вариант.

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Например: один ребенок загадывает, а другие должны отгадать. «Ползли два жука. Один красненький с черными точками, другой черненький…» и т. д.

Второй вариант.

Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Ход игры. Воспитатель назначает водящего и просит его описать насекомое по характерным признакам. «Ползли два насекомых. Один красненький с черными точками; другой черненький, маленький, любит трудиться, живет в больших домах, похожих на кучи…» и т. д.

«Назови три предмета».

Первый вариант.

Цель: упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: «цветы», «птицы» и т. д.? «Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка (роза, василек)».

Второй вариант.

Цель: упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребенок называет цветок и передает мяч другой команде, которая должна назвать три цветка и передать мяч первой, которая, в свою очередь, тоже называет три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала цветы.

«Охотник».

Цель: упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка пенек. Это «лес», «озеро», «пруд». В этот лес отправляется «охотник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на …». Здесь он делает шаг вперед и говорит: «Зайца», делает второй шаг: «Медведя», третий шаг: «Волка». На каждый шаг ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошел до леса первым или прошел дальше.

«Природа и человек».

Первый вариант.

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает
другой вопрос: «Что создано природой?».

Второй вариант.

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с участниками, что называет предметы, а дети должны ответить одним словом: «человек» или «природа». Например, воспитатель бросает мяч ребенку
и говорит: «Машина», ребенок отвечает: «Человек». Ошибившийся выходит из круга на один кон.

«Назови животное с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Назовите птиц на букву А, К и т. д.». Кто больше назовет, тот и выиграл.

«Закончи предложение».

Цель: учить детей понимать причинные связи между
явлениями, упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы, потому что…» и т. п.

Можно предложить детям самим придумать начало предложения.

«Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

Ход игры. Воспитатель показывает изображение круга,
а дети должны назвать как можно больше предметов этой же формы.

«Что растет в парке?».

Цель: закреплять знания о растениях.

Ход игры. Воспитатель выбирает трех детей и предлагает назвать, что растет в парке (цветы, деревья). Дети должны назвать как можно больше наименований.

«Кто (что) летает?».

Цель: закреплять знания о животных (птицах).

Ход игры. Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, насекомое, поднимая руки вверх и говоря: «Летит». Остальные должны поднять руку, в случае если «летает». Участник, который ошибся, выходит
из игры.

«Кто же я?».

Цель: указать названное растение.

Ход игры. Воспитатель быстро показывает пальцем на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

«Что это за птица (зверь, рыба, насекомое)?».

Цель: уточнять и расширять представления детей о жизни птиц осенью; учить описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна подгруппа описывает птицу, а другая – угадывает, что это за птица. Можно загадывать загадки. Затем загадывает другая подгруппа.

«Да или нет».

Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

– Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы?

– Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает?

– Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют?

– А букашки прилетают? Звери норки закрывают?

– Урожай весь собирают? Птичьи стаи улетают?

– Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги?

– Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать?

– Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

«Бывает – не бывает» с мячом.

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

– Иней летом … (не бывает).

– Снег зимой … (бывает).

– Мороз летом … (не бывает).

– Капе́ль летом … (не бывает).

«Скажи, что ты слышишь».

Цель: обогащать и развивать фразовую речь.

Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигналы машины, шорох падающего листа, разговор прихожих и т. д). Дети должны ответить полным предложением.

«Когда это бывает?».

Цель: уточнить и углубить знания о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет времена года и отдает фишку ребенку. Он называет, что бывает в это время, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение и передает фишку третьему и т. д.

«Повторяй друг за другом».

Играющий называет любое слово (животное, насекомое, птица). Например, «жук». Второй повторяет названное слово
и добавляет свое («жук», «комар» и т. д.). Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения (вперемешку). Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

«Кто знает, пусть продолжит».

Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.

Воспитатель. Насекомое – это …

Дети. Муха, комар, …

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).

Первый вариант.

Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть дикими и домашними. Я сейчас буду называть птиц вперемешку. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

Второй вариант.

Цель: закреплять знания детей о многообразии птиц.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что птицы могут быть летающими и нелетающими. Я сейчас буду называть птиц вперемешку. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши».

«Птицы (звери, рыбы)».

Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветок) и передает маленький мячик соседу, тот тоже называет птицу. Кто не сможет ответить, выходит из круга.

«Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действие.

Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки
и подобрать соответствующие глаголы.

Метель – метет, вьюжит.

Дождь – льет, идет, моросит, накрапывает, капает, начинается.

Ворона – летает, каркает, сидит, ест, вьет (гнездо) и т. д.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Использована литература.

Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель. – 260 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...

Экологические игры для дошкольников

Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....

Словесно-логические игры для дошкольников

Примеры игр и упражнений для дошкольников, направленные на развитие речевых и познавательных процессов....

картотека словесных экологических игр для дошкольников

Словесные  игры развивают в ребёнке не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной к...

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....