Экологические игры для дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Игра «Угадай по описанию».
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
Игра «В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать её и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игра «Какая это птица».
Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
Материал: Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:
- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «Чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игра «Птички».
Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились-
Все люди дивились.
Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игра «Да и нет».
Цель: Закрепить знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт.
Материал: игрушечный котёнок.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы6
- Есть у котёнка нос?
- Есть у котёнка уши?
- Есть у котёнка рога?
И т.д.
Игра: «Где спряталась матрёшка».
Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.
Игра «Где спряталась рыбка».
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал: игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».
Прилетели птички.
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.
Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».
Игра «Угадай, что в руке».
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Игровое действие: бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»
Игра «Угадай, чей хвост».
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Игра «Через ручеёк».
Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал: Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м), цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ: На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.
Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (расположенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.
Игра «Вороны».
Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить детей говорить то громко, то тихо.
ОПИСАНИЕ: Дети – вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «Кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под ёлкой зелёной Скачут весело вороны | Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями |
«Кар-кар-кар» (громко) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: | Дети громко произносят, повторяя за воспитателем. |
«Кар-кар-кар» (громко) только к ночи умолкают И все вместе засыпают: | То же |
«Кар-кар-кар»(тихо) | Дети тихо произносят. Садятся на корточки. Руку под щёку – засыпают. |
Игра проводится после наблюдения за вороной.
Игра «Воробышки и кот».
Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего, быстро убегать, находить своё место. Приучать детей быть осторожными, занимая место не толкаться.
ОПИСАНИЕ: дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, - это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот – он спит. «Воробышки вылетают на дорогу!» - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеечек, разлетаются в разные стороны.
Просыпается кот – он потягивается, - произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Указания к проведению: Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывают, как это надо делать.
Игра «Солнышко и дождик».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова говорит «Солнышко!», игра повторяется.
Указание к проведению: В игре участвует сначала небольшое количество детей, затем могут быть привлечены 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собрать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
Игра «Лохматый пёс».
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой потихоньку подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает читать стихотворение, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению: Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
Игра «Птички в гнёздышках».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками – крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнёздышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания к проведению: Воспитатель следит за тем, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнёздышка как можно дальше и возвращались бы только в своё гнёздышко.
Для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.
Игра «Уточка».
Цель: закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт уточка, а за ней утята. Читает стихотворение об уточке:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
После этих слов детки-утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.
Игра «Найди, что покажу».
Цель: Учить детей находить предметы по сходству.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель приносит два подноса с одинаковым набором овощей. Показывает один из предметов и убирает под салфетку, предлагает найти такой же на другом подносе, вспомнить, как он называется.
Игра «Угадай, что съел».
Цель: Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе.
Игра «Найди листок, какой покажу».
Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру6 длиннее, короче; широкий, узкий.
ОПИСАНИЕ: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!» К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листок, что и у воспитателя.
Игра «Чего не стало».
Цель: развивать зрительную память, закреплять знания о комнатных растениях.
ОПИСАНИЕ: На стол ставят 2-3 хорошо знакомые детям комнатные растения; дети смотрят и называют их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одно растение. Дети должны отгадать, какого растения не стало.
Игра «Для чего это нужно».
Цель: закреплять знания детей об орудиях труда.
ОПИСАНИЕ: У каждого ребёнка на столе картинка с изображением садового инвентаря (ведро, лейка, грабли, вилы, тяпки и т.д.). Ребёнок берёт картинку и рассказывает, для чего это нужно.
Игра «Почтальон принёс посылку».
Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие: Составление загадок об овощах.
Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
ОПИСАНИЕ: воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игра «Где что зреет».
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
ОПИСАНИЕ. На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного дерева (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды – груши).
Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игра «Кто скорее соберёт». (Модели – грядка, сад).
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой - значком на корзине (на одной приклеена картинка «Яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрей соберёт все предметы в корзинку и при этом не ошибётся.
Игровые действия: Поиск предметов, соревнование команд.
ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберёт урожай. Вот в эту корзинку (указывает на корзинку «Яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец – модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда – победительница. Игра продолжается с другими командами.
Игра «К дереву беги!»
Цель: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровое правило: Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три – к дереву беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдаёт свой фант, который в конце игры должен отыграть.
ОПИСАНИЕ. Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит: «Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву беги!» Кто ошибётся и подбежит не к тому дереву, тот отдаёт фант, а потом в конце должен отыграть его.
Дидактическая игра «Отгадай, где я живу».
Цель: помочь детям осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных зонах; формировать экологические представления; воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Ход игры: На столах перед каждым ребёнком разложены карточки с условными обозначениями природных климатических зон. Воспитатель показывает карточки с изображением животных и говорит, что они заблудились. Нужно помочь зверьку добраться домой. Но для этого надо знать, где он живёт, описать место его обитания. Животные должны быть представителями разных климатических зон: белочка, верблюд, северный олень и т.д. Дети находят карточки и размещают на них животных. Животные радуются, что нашли свой дом. Воспитатель может активизировать деятельность детей, поместив животное на «неправильную» карточку.
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал: Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.
Игра «Назови малыша».
Цель: Упражнять в назывании потомства птиц; совершенствовать умение быстро активизировать знания; развивать внимание, память, ассоциативное мышление.
Игровые правила: Птенца называет ребёнок, получивший фишку. Выполнив задание, он передаёт её другому игроку; ответив неправильно, выходит из круга и передаёт фишку водящему.
Игровые действия: Составление пары «мама – малыш».
Организация игры: дети встают в кружок – руки с раскрытыми ладонями за спиной. Водящий ходит за кругом и по команде воспитателя «Стоп!» кладёт фишку в ладонь оказавшегося рядом с ним игрока. Игрок должен назвать пару.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_igry_dlya_doshkolnikov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Угадай по описанию».
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
ОПИСАНИЕ: У воспитателя на столе стоят пять комнатных растений, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми). Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
Игра «В зимней столовой».
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель закрепляет силуэты птиц на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать её и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Игра «Какая это птица».
Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».
Материал: Красочные изображения птиц.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает, кто как кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют её на панно. Например:
- Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
- Все покричим, как ворона.
- Кто кричит «Чирик-чирик»?
- Покричим, как воробей.
Игра «Птички».
Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель рассказывает стихотворение:
Летели дв Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ такие вопросы6
- Есть у котёнка нос?
- Есть у котёнка уши?
- Есть у котёнка рога?
И т.д.
Игра: «Где спряталась матрёшка».
Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.
Игра «Где спряталась рыбка».
Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.
ОПИСАНИЕ: детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами воспитателя.
Материал: игрушечный руль.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы – птичками. Вы будете летать и прыгать по полянке».
Прилетели птички.
Птички – невелички.
Весело скакали,
Зёрнышки клевали.
Дети – птички летают и прыгают – садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит: «Тра-та-та, берегись, посторонись»».
Игра «Угадай, что в руке».
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Игровое действие: бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
Игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи?»
Игра «Угадай, чей хвост».
Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.
Лото с элементами моделирования «Кто во что одет».
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Игра «Через ручеёк».
Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание.
Материал: Доска (ширина 25-30 см, длина 2 м), цветные лоскутки, разноцветные кубики.
ОПИСАНИЕ: На пол (землю) кладут доску. Это мостик через ручеёк.
Ребёнку предлагается осторожно пройти по мостику на другой берег, напоминая, что ручеёк глубокий и надо идти очень осторожно, чтобы не намочить ноги. Дети переходят на другой берег и оказываются на красивой сказочной поляне, где играют и рвут цветы (расположенные на полу разноцветные кубики, цветные лоскутки). По сигналу «Домой» дети бегут по мостику по одному. Сначала малышу надо помочь пройти, а затем он идёт самостоятельно.
Игра «Вороны».
Цель: Развитие слухового внимания, умения двигаться в соответствии с произносимыми словами; упражнять в правильном произношении звука «Р»; учить детей говорить то громко, то тихо.
ОПИСАНИЕ: Дети – вороны стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит воспитатель нараспев. Слова «Кар-кар-кар» произносят все дети.
Вот под ёлкой зелёной Скачут весело вороны | Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями |
«Кар-кар-кар» (громко) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: | Дети громко произносят, повторяя за воспитателем. |
«Кар-кар-кар» (громко) только к ночи умолкают И все вместе засыпают: | То же |
«Кар-кар-кар» (тихо) | Дети тихо произносят. Садятся на корточки. Руку под щёку – засыпают. |
Игра проводится после наблюдения за вороной.
Игра «Воробышки и кот».
Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываться от ловящего, быстро убегать, находить своё место. Приучать детей быть осторожными, занимая место не толкаться.
ОПИСАНИЕ: дети становятся на высокие скамеечки или кубики (высотой 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты, - это воробышки на крыше. В другой стороне площадки, подальше от детей, сидит хитрый кот – он спит. «Воробышки вылетают на дорогу!» - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеечек, разлетаются в разные стороны.
Просыпается кот – он потягивается, - произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Указания к проведению: Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывают, как это надо делать.
Игра «Солнышко и дождик».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя.
ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова говорит «Солнышко!», игра повторяется.
Указание к проведению: В игре участвует сначала небольшое количество детей, затем могут быть привлечены 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собрать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.
Игра «Лохматый пёс».
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой потихоньку подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает читать стихотворение, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению: Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
Игра «Птички в гнёздышках».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать быстро, по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
ОПИСАНИЕ: Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты, - это гнёздышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками – крыльями. По сигналу воспитателя «Птички в гнёздышки!» дети возвращаются на свои места.
Указания к проведению: Воспитатель следит за тем, чтобы дети – птички действовали по сигналу, улетали от гнёздышка как можно дальше и возвращались бы только в своё гнёздышко.
Для гнёздышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на улице это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель учит детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущему навстречу, чтобы не столкнуться.
Игра «Уточка».
Цель: закреплять знания о повадках утки. Учить имитировать движения утят.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывёт уточка, а за ней утята. Читает стихотворение об уточке:
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу,
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу.
После этих слов детки-утята встают за уточкой в колонну и, переваливаясь с ноги на ногу, плывут по комнате.
Игра «Найди, что покажу».
Цель: Учить детей находить предметы по сходству.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель приносит два подноса с одинаковым набором овощей. Показывает один из предметов и убирает под салфетку, предлагает найти такой же на другом подносе, вспомнить, как он называется.
Игра «Угадай, что съел».
Цель: Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе.
Игра «Найди листок, какой покажу».
Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру6 длиннее, короче; широкий, узкий.
ОПИСАНИЕ: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!» К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листок, что и у воспитателя.
Игра «Чего не стало».
Цель: развивать зрительную память, закреплять знания о комнатных растениях.
ОПИСАНИЕ: На стол ставят 2-3 хорошо знакомые детям комнатные растения; дети смотрят и называют их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одно растение. Дети должны отгадать, какого растения не стало.
Игра «Для чего это нужно».
Цель: закреплять знания детей об орудиях труда.
ОПИСАНИЕ: У каждого ребёнка на столе картинка с изображением садового инвентаря (ведро, лейка, грабли, вилы, тяпки и т.д.). Ребёнок берёт картинку и рассказывает, для чего это нужно.
Игра «Почтальон принёс посылку».
Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Игровое действие: Составление загадок об овощах.
Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.
ОПИСАНИЕ: воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон. Остальные дети отгадывают.
Игра «Где что зреет».
Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
ОПИСАНИЕ. На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного дерева (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды – груши).
Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игра «Кто скорее соберёт». (Модели – грядка, сад).
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой - значком на корзине (на одной приклеена картинка «Яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрей соберёт все предметы в корзинку и при этом не ошибётся.
Игровые действия: Поиск предметов, соревнование команд.
ОПИСАНИЕ. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.
«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберёт урожай. Вот в эту корзинку (указывает на корзинку «Яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец – модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».
Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).
Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).
После этого объявляется команда – победительница. Игра продолжается с другими командами.
Игра «К дереву беги!»
Цель: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.
Игровое правило: Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три – к дереву беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдаёт свой фа Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ Ā슀 蠀 !ÿ всему живому.
Ход игры: На столах перед каждым ребёнком разложены карточки с условными обозначениями природных климатических зон. Воспитатель показывает карточки с изображением животных и говорит, что они заблудились. Нужно помочь зверьку добраться домой. Но для этого надо знать, где он живёт, описать место его обитания. Животные должны быть представителями разных климатических зон: белочка, верблюд, северный олень и т.д. Дети находят карточки и размещают на них животных. Животные радуются, что нашли свой дом. Воспитатель может активизировать деятельность детей, поместив животное на «неправильную» карточку.
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.
Материал: Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.
Игра «Назови малыша».
Цель: Упражнять в назывании потомства птиц; совершенствовать умение быстро активизировать знания; развивать внимание, память, ассоциативное мышление.
Игровые правила: Птенца называет ребёнок, получивший фишку. Выполнив задание, он передаёт её другому игроку; ответив неправильно, выходит из круга и передаёт фишку водящему.
Игровые действия: Составление пары «мама – малыш».
Организация игры: дети встают в кружок – руки с раскрытыми ладонями за спиной. Водящий ходит за кругом и по команде воспитателя «Стоп!» кладёт фишку в ладонь оказавшегося рядом с ним игрока. Игрок должен назвать пару.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические игры для дошкольников
Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....
Экологические игры для дошкольников 4 - 5 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.
...
Экологические игры для дошкольников 6 – 7 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.
«ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»...
Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.
«ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!» Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...