Развитие речи дошкольника
статья по развитию речи (младшая группа)

Джафарова Алла Игоревна
Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов. В этот период продолжает расти словарный запас речи за счет местоимений, числительных, соединительных слов (увеличивается в 3 раза). Наблюдаются большие индивидуальные различия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

                   

                     … «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

(доктор пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель РФ)

        Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов.

        В этот период продолжает расти словарный запас речи за счет местоимений, числительных, соединительных слов (увеличивается в 3 раза). Наблюдаются большие индивидуальные различия.

        Ребенок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. При овладении наблюдается большая активность самого ребенка по отношению к языку.  Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам.

        В этом возрасте продолжает развиваться фонематический слух. Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения.

        По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Среди них – КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи. Особое значение для развития дошкольника имеет ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. Этот тип речи только начинает развиваться. Ребенку хочется начать действовать, при этом он отвлекается от объяснения и подменяет ее (объясняющую речь)  ситуативной.

        СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – является важнейшим новообразованием дошкольника.

Под СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь является главным основным показателем умственного развития (развития мышления) и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.

        мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не                Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является  связность. 

РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Под речевой активностью следует  понимать «устойчивое свойство  личности  ребенка,  проявляющееся  в  способности  воспринимать  и понимать  речь  окружающих,  самостоятельном,  разнообразном,  инициативном использование  речи в практике общения, активном овладении  языком».

        Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.  Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом становления речи, поэтому ребенок нуждается больше других в общении, показывает активное желание вступать в диалог и т.д. Задача любого дошкольного учреждения, родителей, воспитателей научить ребенка грамотно выражать свои мысли, высказывать свое мнение, не стесняться вступать в диалог со сверстниками, взрослыми.

Словарь дошкольника должен состоять из 4-5 тысяч слов. Однако педагоги, работающие с дошкольниками отмечают, что в настоящее время у большинства детей к 5 годам речевое развитие сильно отстает от возрастной нормы или даже развивается с нарушениями, наблюдается все больше количество детей с общим нарушением речи, задержкой речевого развития, алалией. Для таких детей характерны фонетические трудности, различные лексические нарушения, множество нарушений в грамматическом строе.

Особенно остро проблема снижения речевой активности проявляется в практике дошкольных образовательных учреждений. Воспитатель сам много говорит: это объяснения, замечания, пояснения, указания, требования, а речевая активность воспитанников при этом уменьшается.

В исследованиях Львова Р. М. выделены основные условия развития речевой активности:

• общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям,

• инициативность в компании;

• умение преодолевать скованность, застенчивость;

• способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ

        Одним из условий развития речевого общения является:

- организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.

- еще одним важным условием речевой активности является создание предметно-развивающей речевой  среды (разнообразные виды театров, литература, иллюстрации, картины; дидактические игры; картотека художественного слова; книжки-самоделки; альбомы и т.д.);

- речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами;

- научно-методическое обеспечение педагогов и родителей;

- внедрение инновационных методов обучения в развитии речи дошкольников.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

        Для развития речевой активности в дошкольном возрасте  большое значение имеют различные виды деятельности (двигательная, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная) и режимные моменты, которые требуют от ребенка установления контакта друг с другом и со взрослым; взаимопонимания; возникают задачи обсуждения, согласования, оценки действий. Учитывая все выше изложенное, мною было решено, для активизации  речевой деятельности, снятия эмоционального напряжения (поскольку дети оказались в незнакомой обстановке, переживают адаптацию к условиям ДОУ) и приобщения дошкольников к чтению, во время организации  режимных моментов  и различных  видов деятельности, использовать художественное слово, а именно: стихи, рифмовки, произведения детского фольклора (загадки, потешки, заклички, небылицы-перевертыши).

        Очень важна  поэзия в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Заучивание стихотворений, рифмовок, произведений устного народного творчества для дошкольников имеет огромную пользу:  расширяет кругозор; дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивает память; обогащает словарный запас; формируется собственная речь и культурный уровень. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

        Учитывая все выше изложенное, я старалась подбирать произведения доступные возрасту, интересные, с ясным смыслом, динамичные, легко запоминающиеся, юмористические.  

        Мною были поставлены следующие задачи:

- снятие психологической нагрузки в период адаптации;

- организация положительной речевой среды;

- создание доброжелательной атмосферы;

- как можно больше использовать художественное слово, как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах и различных видах деятельности;

- развивать и побуждать инициативность детей; учить преодолевать скованность; учить детей переходить от ситуативного диалога к монологу;

- формировать и развивать все стороны речевой деятельности;

- наблюдение за развитием речевой активности детей (использование детьми художественных произведений в самостоятельной деятельности: в детском саду, дома);

- учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций;

- учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...