Развитие речи дошкольника
статья по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель, задачи, формирование речи у дошкольника | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов
(доктор пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель РФ)
Развитие речи дошкольника идет в нескольких направлениях. Совершенствуется ее практическое употребление. Речь становится основой перестройки психических процессов.
В этот период продолжает расти словарный запас речи за счет местоимений, числительных, соединительных слов (увеличивается в 3 раза). Наблюдаются большие индивидуальные различия.
Ребенок практически усваивает строение родного языка, типы склонений, спряжений. При овладении наблюдается большая активность самого ребенка по отношению к языку. Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по имеющимся образцам.
В этом возрасте продолжает развиваться фонематический слух. Осознание речи происходит к концу дошкольного возраста с помощью специального обучения.
По мере расширения круга общения изменяются и функции речи. Среди них – КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ, которая осуществляется с помощью ситуативной и контекстной речи. Особое значение для развития дошкольника имеет ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ. Этот тип речи только начинает развиваться. Ребенку хочется начать действовать, при этом он отвлекается от объяснения и подменяет ее (объясняющую речь) ситуативной.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – является важнейшим новообразованием дошкольника.
Под СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь является главным основным показателем умственного развития (развития мышления) и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.
мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность.
РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Под речевой активностью следует понимать «устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использование речи в практике общения, активном овладении языком».
Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом становления речи, поэтому ребенок нуждается больше других в общении, показывает активное желание вступать в диалог и т.д. Задача любого дошкольного учреждения, родителей, воспитателей научить ребенка грамотно выражать свои мысли, высказывать свое мнение, не стесняться вступать в диалог со сверстниками, взрослыми.
Словарь дошкольника должен состоять из 4-5 тысяч слов. Однако педагоги, работающие с дошкольниками отмечают, что в настоящее время у большинства детей к 5 годам речевое развитие сильно отстает от возрастной нормы или даже развивается с нарушениями, наблюдается все больше количество детей с общим нарушением речи, задержкой речевого развития, алалией. Для таких детей характерны фонетические трудности, различные лексические нарушения, множество нарушений в грамматическом строе.
Особенно остро проблема снижения речевой активности проявляется в практике дошкольных образовательных учреждений. Воспитатель сам много говорит: это объяснения, замечания, пояснения, указания, требования, а речевая активность воспитанников при этом уменьшается.
В исследованиях Львова Р. М. выделены основные условия развития речевой активности:
• общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям,
• инициативность в компании;
• умение преодолевать скованность, застенчивость;
• способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Одним из условий развития речевого общения является:
- организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.
- еще одним важным условием речевой активности является создание предметно-развивающей речевой среды (разнообразные виды театров, литература, иллюстрации, картины; дидактические игры; картотека художественного слова; книжки-самоделки; альбомы и т.д.);
- речевая мотивация ребенка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями – мотивами;
- научно-методическое обеспечение педагогов и родителей;
- внедрение инновационных методов обучения в развитии речи дошкольников.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Для развития речевой активности в дошкольном возрасте большое значение имеют различные виды деятельности (двигательная, игровая, продуктивная, трудовая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная) и режимные моменты, которые требуют от ребенка установления контакта друг с другом и со взрослым; взаимопонимания; возникают задачи обсуждения, согласования, оценки действий. Учитывая все выше изложенное, мною было решено, для активизации речевой деятельности, снятия эмоционального напряжения (поскольку дети оказались в незнакомой обстановке, переживают адаптацию к условиям ДОУ) и приобщения дошкольников к чтению, во время организации режимных моментов и различных видов деятельности, использовать художественное слово, а именно: стихи, рифмовки, произведения детского фольклора (загадки, потешки, заклички, небылицы-перевертыши).
Очень важна поэзия в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Заучивание стихотворений, рифмовок, произведений устного народного творчества для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивает память; обогащает словарный запас; формируется собственная речь и культурный уровень. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Учитывая все выше изложенное, я старалась подбирать произведения доступные возрасту, интересные, с ясным смыслом, динамичные, легко запоминающиеся, юмористические.
Мною были поставлены следующие задачи:
- снятие психологической нагрузки в период адаптации;
- организация положительной речевой среды;
- создание доброжелательной атмосферы;
- как можно больше использовать художественное слово, как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и в режимных моментах и различных видах деятельности;
- развивать и побуждать инициативность детей; учить преодолевать скованность; учить детей переходить от ситуативного диалога к монологу;
- формировать и развивать все стороны речевой деятельности;
- наблюдение за развитием речевой активности детей (использование детьми художественных произведений в самостоятельной деятельности: в детском саду, дома);
- учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций;
- учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»
В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...
Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...
Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи у детей
Постепенное развитие речи дошкольников...
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...
Семинар-практикум в старшей группе "Развитие речи дошкольников - самый ответственные период в развитии речи детей"
Семинар-практикум для родителей детей 5-6 лет по речевому развитию...
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: "Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи....