Мастер - класс Тема: «Игры с мячом в педагогической работе с детьми дошкольного возраста»
материал по развитию речи (старшая группа)
Повышение компетенции педагогов в вопросах применения мяча в играх на развитие двигательной активности, речевого дыхания и развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игры с мячом в педагогической работе с детьми дошкольного возраста» | 848.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение компетенции педагогов в вопросах применения мяча в играх на развитие двигательной активности, речевого дыхания и развития речи
Мастер - класс
Тема: «Игры с мячом в педагогической работе с детьми дошкольного возраста»
Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценного обучения, особенно в дошкольные годы.
В.А. Сухомлинский об игре говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игры с мячом известны давно. Мяч является универсальной и многогранной игрушкой. Он развивает не только ловкость, меткость, координацию движений, но и учит мыслит, развивает наблюдательность, он может быть прекрасным инструментом, используемым для развития речи у детей.
Для дошкольников, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако речевые нарушения у детей, могут порождать определенные особенности поведения в игре. Такие дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из – за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно – рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры.
По наблюдением многих специалистов игры с мячом способствуют развитию и коррекции речи. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И., используя мяч в своей работе сделали следующие выводы о назначении игр с мячом в развитии детей.
- Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
- Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
- Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
- Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико – интонационных) компонентов речи.
- Регулируют силу и точность движения.
- Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально =- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
- Развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.
Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
«Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю
«Здравствуй мой любимый пальчик!» –
Скажет утром каждый пальчик
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает
Только брату отдаёт,
Брат у брата мяч берёт.
«Спираль»
Не ползет и не бежит –
Над цветком она кружит.
За витком идёт виток –
Вот и села на цветок.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве
«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»
Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики.
Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?» важно удержать мяч на столе.
«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»
Цель: закрепление умения ориентироваться (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.
Ход игры. Дети становятся на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Я бросаю мяч вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саши. Саша, лови!»
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов
«Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»
Цель: развитие длительного, плавного вдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребёнок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А – А – А – А – А – А.
Можно проводить сидя на полу.
«Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка чёткого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
«Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты
реакции.
Взрослый, бросая мяч, называет первое слово, ребенок, возвращая мяч, второе.
Стол – столик, ключ – ключик
Шапка – шапочка, белка – белочка
Книга – книжечка, ложка – ложечка
Коса – косичка, вода – водичка
Жук – жучок, дуб – дубок
Вишня – вишенка, башня – башенка.
«Животные и их детеныши»
Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).
Ход. «Человеческие дети,
Знают всех зверят на свете…»
Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша,
Игра сопровождается перекидыванием мяча.
Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)
Воспитатель. Я рассказывала, что люди, животные, птицы — живые, а все остальные предметы — неживые. Я буду бросать вам мяч и называть предмет. Если я назову живой предмет, вы стукнете мячом об пол и передадите соседу; если неживой — подбросите мяч вверх и передадите соседу.
В игре должны принять участие все дети.
Литература
1.Дурова Н.В. Развитие фонетико – фонематического слуха у детей 3 – 7 лет. 260 игр и упражнений. – М.: Школьная книга, 2020. – 72 с.
2.Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.
3.Логопсихология: учебно – методическое пособие / авт. – сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.
4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Изд. 7 – е. – К.: Радянська школа, 1981 – 382с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...
Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...
Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...
Буклет "Мастер класс для педагогов «Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет".
Картотека игр...
Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления. Психопрофилактическая рабо...
Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс по сказкотерапии. Цель: Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе ...