Мастер - класс Тема: «Игры с мячом в педагогической работе с детьми дошкольного возраста»
материал по развитию речи (старшая группа)

Повышение компетенции педагогов в вопросах применения мяча в играх на развитие двигательной активности, речевого дыхания и развития речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение компетенции педагогов в вопросах применения мяча в играх на развитие двигательной активности, речевого дыхания и развития речи

Мастер - класс

Тема: «Игры с мячом в педагогической работе с детьми дошкольного возраста»

Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценного обучения, особенно в дошкольные годы.

В.А. Сухомлинский об игре говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игры с мячом известны давно. Мяч является универсальной и многогранной игрушкой. Он развивает не только ловкость, меткость, координацию движений, но и учит мыслит, развивает наблюдательность, он может быть прекрасным инструментом, используемым для развития речи у детей.

Для дошкольников, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако речевые нарушения у детей, могут порождать определенные особенности поведения в игре. Такие дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из – за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. Ослабленность условно – рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры.

По наблюдением многих специалистов игры с мячом способствуют развитию и коррекции речи.  Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И., используя мяч в своей работе сделали следующие выводы о назначении игр с мячом в развитии детей.

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
  4. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико – интонационных) компонентов речи.
  5. Регулируют силу и точность движения.
  6. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  7. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально =- волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  8. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  9. Развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

«Разминка»

Мячик сильно посжимаю        

И ладошку поменяю

 

«Здравствуй мой любимый пальчик!» –  

Скажет утром каждый пальчик

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает                            

Только брату отдаёт,

Брат у брата мяч берёт. 

«Спираль»

Не ползет и не бежит –

Над цветком она кружит.

За витком идёт виток –

Вот и села на цветок.     

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

«Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны пространства, развитие ручной моторики. 

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребёнка к другому по инструкции взрослого: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Диме?» важно удержать мяч на столе.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентироваться (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. 

Ход игры. Дети становятся на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Я бросаю мяч вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саши. Саша, лови!»

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов

«Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»

Цель: развитие длительного, плавного вдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Взрослый предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребёнок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А – А – А – А – А – А.

Можно проводить сидя на полу.

«Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: тренировка чёткого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

 

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

«Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты

реакции.

Взрослый, бросая мяч, называет первое слово, ребенок, возвращая мяч, второе.

Стол – столик, ключ – ключик

Шапка – шапочка, белка – белочка

Книга – книжечка, ложка – ложечка

Коса – косичка, вода – водичка

Жук – жучок, дуб – дубок

Вишня – вишенка, башня – башенка.

«Животные и их детеныши»

Цель: обогащение словарного запаса названиями детёнышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Ход. «Человеческие дети,

Знают всех зверят на свете…»

Взрослый называет животное, а ребёнок подбирает название его детёныша,

Игра сопровождается перекидыванием мяча.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я рассказывала, что люди, животные, птицы — живые, а все остальные предметы — неживые. Я буду бросать вам мяч и называть предмет. Если я назову живой предмет, вы стукнете мячом об пол и передадите соседу; если неживой — подбросите мяч вверх и передадите соседу.

В игре должны принять участие все дети.

Литература

1.Дурова Н.В. Развитие фонетико – фонематического слуха у детей 3 – 7 лет. 260 игр и упражнений. – М.: Школьная книга, 2020. – 72 с.

2.Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.

3.Логопсихология: учебно – методическое пособие / авт. – сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с.

4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Изд. 7 – е. – К.: Радянська школа, 1981 – 382с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ             «Кинезиологические упражнения в работе                  ...