Занятие "Путешествие в страну птиц"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Осикова Ольга Викторовна

Цель: формирование представление детей о городских и лесных птицах, их отличительных признаках, питании и передвижении.

Задачи: способствовать развитию речи;

развивать познавательный интерес, познавательные способности, внимание и воображение;

воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время, заботиться о них;

воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства;

укрепить здоровье детей через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptitsy.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну птиц»

Применяемая технология:  ИКТ.

Цель: формирование представление детей о городских и лесных птицах, их отличительных признаках, питании и передвижении.

Задачи: способствовать развитию речи;

развивать познавательный интерес, познавательные способности, внимание и воображение;

воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное время, заботиться о них;

воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства;

укрепить здоровье детей через игровую деятельность.

Оборудование: конверт с письмом, эмблемы с изображением птиц по количеству детей, две картины с изображением леса и города, звукозаписи голос птиц, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход НОД:

Сюрпризный момент

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня к нам в садик пришло письмо (педагог достаёт из конверта письмо).

Ребята, здесь загадка для вас:

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …

Презентация «Путешествие в страну птиц»

Слайд 1. Слайд 2.

Воспитатель: Молодцы ребята, угадали. Пишет вам птичка — синичка.

На берёзе возле дома,

Кто — то тенькает знакомо.

У кормушки шум, веселье –

Там справляют новоселье.

Шустро зёрнышки клюёт,

Спать с утра нам не даёт

Голосистая певичка –

Жёлтопузая синичка. (Пение синицы.)

Воспитатель: синица городская зимующая птичка. Она  очень ловкая и подвижная, питается насекомыми и семенами. Живет я в гнезде, которое устраивает в дупле дерева.  Она  вас приглашаю отправиться в путешествие в страну птиц, где вы узнаете много всего о наших пернатых друзьях — птицах. Узнаем, где они живут, как они выглядят и чем питаются. Поедем, ребята в страну птиц?

Слайд 3, 4

Воспитатель: В птичей стране все птицы живут в домиках, которые называются гнёздами, они бывают разными. Птицы строят свои гнёзда сами. Дятел выдалбливает себе дупло в дереве, у ткачика гнездо самое необычное, оно сплетено из травы и свивает он его с ветки вниз. Гнездо орла сделано из толстых сучьев и помещается на толстой сосне. Ласточка строит своё гнездо из комочков сырой земли.

Воспитатель: Ребята, а как называются детёныши птиц?

Птенцы  вылупляются из яиц. У птиц, которые вьют свои гнёзда на земле, яйца имеют окраску, маскирующую их. Яйца птиц, устраивающих гнёзда в дуплах, окрашены в светлые тона, чтобы их можно было видеть в полной темноте.

Воспитатель: Ребята,  давайте немного отдохнём и немного разомнёмся.

Совушка — сова, большая голова,

(Руки на поясе, повороты туловища влево-вправо.)

На пеньке сидит, головой вертит,

(Сидя на корточках, повороты головой влево-вправо.)

Во все стороны глядит, да ка-а-ак полетит!

(Дети поднимаются, взмахивая руками, как крыльями.)

Воспитатель: А сейчас давайте познакомимся с разными птицами и послушаем их голоса.

Слайд 5.

Эту птицу знает каждый, давайте послушаем стихотворение о ней.

Вниз с рябиновых ветвей

Слетел к луже воробей.

Огляделся – плюх! — и в воду,

Стал плескаться в непогоду.

Любит воробей купаться, заодно и закаляться.

Воспитатель: Эта небольшая городская птичка. Воробьи живут рядом с людьми и питаются различными отбросами. Давайте послушаем, как они разговаривают.

Воспитатель: Ребята,  отгадайте загадку,  о какой птице идёт речь, а ответ на неё вы увидите на нашем волшебном экране.

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома

Кар-кар-кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её …

Слайд 6.

Воспитатель: Правильно – ворона. Это тоже городская птица.  Вороны бывают разного окраса - чёрного и черного с серым цвета. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Питаются вороны мелкими животными, растительной пищей. А давайте вместе с вороной немного поиграем?

Физкультминутка «Ворона»

На фонарь ворона села Присели.

Посидела, посмотрела. Повороты головы вправо-влево

«Кар! – она сказала громко Нахмуривают брови, грозят

Не капризничает Ромка?» указательным пальцем левой руки.

Воспитатель: А про следующую городскую птицу мы послушаем стихотворение.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит, дождик где-то близко.

Слайд 7.

Воспитатель: Правильно – это ласточка. Небольшая перелётная птица, которая прилетает и живёт в городе до наступления холодов.

У неё маленький клюв, узкие и очень длинные крылья, изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, и длинный хвост, как будто разрезанный пополам. Ласточки сообщают нам о приходе весны своим щебетанием, давайте послушаем.

Воспитатель: Давайте послушаем загадку о птице, которая живёт в лесу, и попробуем отгадать её.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

Слайд 8.

Воспитатель: Вот он, дятел. Взгляните на цвет его пёрышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «чёрная курточка атласная».

Большую часть времени он проводит сидя на столе дерева и стуча по нему клювом, чтобы достать насекомых. Свой дом дятлы содержат в необычайной чистоте. Послушайте, как дятел стучит по дереву.

Слайд 9.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем следующую загадку.

Кто из этих птиц лесных,

Не растит детей родных?

А, усевшись на суку,

Целый день поёт «Ку-ку!

Воспитатель: Правильно – кукушка. Она немного мельче голубя. Кукушка прожорливая птица, в течение всего лета она истребляет вредных гусениц, которых избегают почти все мелкие птицы, ест майских жуков, бабочек и изредка мягкие ягоды. Кукушку считают одной из полезнейших птиц леса. Давайте, послушаем, как она разговаривает.

Воспитатель: А вот ещё одна лесная птица, а как она называется, мы попробуем угадать.

На шесте – весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец.

Угадали, про какую птицу идёт речь?

Слайд 10.

Воспитатель: Правильно – это скворец – небольшая перелётная птица, с крепким заострённым клювом и чёрным оперением. Присмотревшись, можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отлив в оперении. Клюв весной жёлтый, а к осени темнеет.

Этих птиц считают предсказателями погоды. Если они строят гнёзда высоко – лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым. Если они сели в гнёзда, то через три недели можно сеять зерно. Давайте послушаем голос скворца.

Воспитатель: Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились с некоторыми городскими и лесными птицами, посмотрели, как они выглядят, чем питаются. И сейчас давайте, вспомним, какие из них городские, а какие живут в лесу.

Игра «Где живет птица?»

Посмотрите на свои эмблемы.  Если на эмблеме городская птица, то вы подходите к картинке, на которой  изображен город, а если лесная птица, то к картинке, на которой изображен лес.

Синица: А сейчас давайте попробуем ответить на вопросы, которые нам прислали гости из страны птиц.

Какая из названных птиц самая маленькая? (воробей)

Какая птица сплетает свое гнездо с ветки вниз? (ткачик)

У какой птички раздвоенный хвостик?  (ласточка)

 Какая птичка большую часть времени проводит, стуча клювом по дереву, и добывая насекомых? ( дятел)

Слайд 11.

Синица: А сейчас, давайте, внимательно послушаем голоса птиц и попробуем угадать, чей это был голос? (Звучат по очереди голоса птиц, дети угадывают, чей это голос)

Наше путешествие в страну птиц подошло к концу.

Вам понравилось наше путешествие?

Что нового вы  узнали о птицах, о наших пернатых друзьях?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей 5- 6 лет. "Путешествие в страну птиц"

Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза....

«Путешествие в страну птиц"

Дидактическая игра на закрепление умения детей различать птиц   на приспособление   к экосистеме. Данная игра многофункциональна, ее также можно проводить при ознакомлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста « Путешествие в страну птиц»

Знакомство детей с птицами ( городскими и перелётными), их отличительными признаками, питании и передвижении. С использованием презентации и художественного слова....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста « Путешествие в страну птиц»

Знакомство детей с птицами ( городскими и перелётными), их отличительными признаками, питании и передвижении. С использованием презентации и художественного слова....

Конспект НОД "Страна птиц" (подготовительная к школе группа)

Конспект НОД по образовательной области "речевое развитие" "Страна птиц". Использовались методы и приёмы ТРИЗ , картинки - модели, музыкальное сопровождение, мультимедийная презентация, игровые методы...