Технологическая карта образовательного мероприятия по познавательному развитию с элементами СТЕМ и ТРИЗ- технологиями.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Плахота Алла Витальевна

Раз, два, три, четыре, пять будем в сказку мы играть!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Игротека

Педагог: Плахота Алла Витальевна

Тема: Раз, два, три, четыре, пять будем в сказку мы играть!

Возрастная группа: 2 младшая группа

Форма совместной деятельности: интегрированное 

Форма организации (подгрупповая, индивидуальная)

Учебно-методический комплект:

Методы и приёмы: словесный, наглядный

 использование ОТСМ – ТРИЗ, СТЕМ - технологий.

Цель: формирование и развитие у дошкольников интеллектуальных способностей по средствам ТРИЗ- технологий, формировать основы системного мышления; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; развивать логическое мышление, учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

  • закрепить сенсорные эталоны (цвет, форму, величину);
  • развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение;
  • упражнять в умении работать со схемами, кодировать информацию;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи;
  • обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи;
  • учить строить полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки;

 п/п

Этапы  занятия и временная реализация

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Мотивационный  этап (2мин.)

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

 

Установление эмоционального контакта/

1,2,3,4,5- в сказку   мы пойдем играть!

-Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся:  

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

-Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету скажу вам, будет интересно!

-Ну что ж, ребята, 1,2,3,4,5 -приглашаю вас играть!

-Ну что готовы играть?

Кто быстрее подойдет,

Тот быстрей секрет найдет.

Проявляют интерес и

желание.

Внимательно слушают воспитателя.

Дети : повторяют приветствие

Дети: Готовы

II этап

Деятельностный этап (10 мин.)

Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения.

Ребята, посмотрите, нас ждет чудо-барабан, который приготовил вам интересные задания. Давайте попробуем его покрутить.

1,2,3-Лиля барабан крути.

-Барабан крутись, крутись,

1,2,3-остановись.

-Посмотрите, нам выпал сектор

«Сказка».

Дети крутят барабан.

Игра «Сказка»

(5 мин)

Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки.

- Назовите свои любимые сказки.

-Сегодня мы будем играть в сказку и в этом нам помогут блоки Дьенеша, которые мы будем выбирать с помощью кругов Луллия и признаков.

-Давайте вспомним по каким признакам мы выбираем блоки Дьенеша ?

-Хотите поиграть с блоками в сказку?

-А в какую сказку мы сегодня будем играть, мы узнаем, отгадав загадки.

 -Сначала мы покрутим стрелочку на наших кругах Луллия и она покажет нам, по каким признакам мы будем выбирать блоки.

-Чу-чу-чу-скорей стрелку покручу.

- Наша стрелочка показывает, что мы будем выбирать блоки по признакам цвета, формы и размера.

- И так, слушайте первую загадку и отгадайте, кто же в нашей сказке живет.

-Это человек, он -мужчина, у него есть борода и он старенький, кто это?

- Да, это сказочный дедушка.

- Он у нас будет такой: по размеру большой, по цвету синий, по форме прямоугольный.

-Найдите нужный блок –дедушку и выложите его на своей мнемодорожке в первом мнемоквадрате.

-Вторая загадка.

-Тоже человек, только-женщина, она добрая и тоже старенькая, кто это?

- Она у нас будет такой: по размеру большая, по цвету красная, по форме прямоугольная.

-Найдите нужный блок –бабушку и выложите его на своей мнемодорожке во втором мнемоквадрате.

- Давайте отгадаем следующего героя.

-Это птица, домашняя, она не летает.

Ее детишки –цыплята, кто это?

- Она у нас будет такой: по размеру большой, по цвету желтой, по форме круглой.

-Найдите нужный блок –курочку и выложите его на своей мнемодорожке.

-Ребята, а в какой сказке живут эти герои?

- А какую пользу принесла Курочка Ряба бабушке и дедушке?

-А яичко у нас будет: по форме круглое, по размеру маленькое, по цвету желтое.

-Что случилось потом с яичком?

-А мышка у нас будет: по форме треугольная, по форме круглая, по цвету синяя.

- Как вы думаете, хорошо это или плохо для дедушки и бабушки?

- Давайте поможем дедушке и бабушке и придумаем, как перехитрить мышку.

Предлагаю сюжет сказки:

Жили- были дедушка и бабушка и была у них Курочка-Ряба. Раз снесла она яичко, дед с бабой положили его на стол, вдруг пришел Волшебник Большого размера, коснулся своей волшебной палочкой маленького яичка и стало оно огромным!

-Каким блоком мы теперь его заменим?

- Сможет ли мышка теперь его разбить?

 -Здорово, ребята, такая хорошая сказка у нас получилась!

-Помогли мы бабушке и дедушке доброе дело сделать.

-Пойдемте скорей к нашему барабану, он зовет нас еще играть.

-  У нас все получилось! Молодцы, ребята! Круги Луллия нам помогли найти блоки по признакам!

-

Дети называют свои любимые сказки

Дети: Признаки цвета, формы и размера.

Дети: да.

Дети крутят стрелочку.

Дети слушают и отгадывают загадки.

Дети: Дедушка

Дети выкладывают на мнемодорожке нужные блоки.

Дети: Бабушка

Дети выкладывают на мнемодорожке нужные блоки.

Дети: Курочка

Дети: выкладывают на мнемодорожке нужные блоки.

Дети:  Курочка Ряба

Дети: cнесла яичко

Дети выкладывают на мнемодорожке нужные блоки

Дети: Его разбила мышка

Дети выкладывают на мнемодорожке нужные блоки

Дети: Плохо, они плакали

Дети слушают сюжет сказки.

Дети: Большим желтым кругом

Дети: нет, мышка маленькая, яйцо слишком тяжелое для нее

Сектор

 «Волшебный экран»

5 (мин.)

-Ну давайте еще раз покрутим наш чудо- барабан, мне кажется есть еще один неразгаданный сектор.

1,2,3-Лиля барабан крути.

-Барабан крутись, крутись,

1,2,3-остановись.

-Нам выпал сектор «Волшебный экран», интересно, о чем же он нам говорит.

-А он у нас спрашивает, кто главный герой сказки?

-А курочка в прошлом кем была?

-Давайте поселим его в домик и проведем его по комнатам. И нам в этом опять поможет наш «Волшебный экран».

 Мы помним, что по «Волшебному экрану» можно двигаться назад, вперед, вверх и вниз. Давайте вернемся назад и подумаем, кем цыпленок был раньше?

Педагог показывает картинку с яйцом и вставляет ее в экран.

Когда цыпленок был еще яйцом, где он находился? (Педагог помещает картинку в верхний левый угол.

- Когда он вылупился из яйца, и был уже цыпленком, то продолжал находиться в гнезде с другими цыплятами и мамой-курицей. Они там подрастали.

- А что нужно для того, чтобы из цыпленка вырос взрослый, здоровый, крепкий петух? (Педагог помещает картинку в верхнее среднее окошко).

- Наш цыпленок недавно родился и еще многого о себе не знает. Давайте поможем ему узнать о себе.

- Давайте   посмотрим, что у нас в нижней комнате.

-Нам в этом поможет Волшебник «Дробления и деления.

 Какие части тела есть у цыпленка?

Если мы с вами сейчас переместимся в левую нижнюю комнату, то сможем узнать, из чего состоит яйцо. Как вы думаете?

 Педагог помещает картинку в левую нижнюю часть системного опера

- Как вы думаете, когда наш цыпленок вырастет и станет курицей или петухом, у него изменятся части тела? Части тела у него будут те же, только они вырастут, вместо пуха у него появятся перья, и, если это будет петушок – то у него появится богатый перьями, шикарный хвост. Еще появятся гребешок и бородка. -

А кем он станет, когда вырастет?

Педагог вставляет картинки в экран

.

- Молодцы! Все назвали правильно.

 

Дети крутят барабан.

Дети: курочка

Дети: цыпленком

Дети: яйцом

Дети: Он был в гнезде, где мама-курица высиживала яйца, согревала их

Дети: Кушать, гулять, купаться.

Дети: головушка, крылышки, хвостик, ножки, пушок, гребешок, клювик, глазки.

Дети: Белок, желток, скорлупа

Дети: да

 

Дети: Петухом или курицей

III этап

Контрольный этап

Рефлексия

(3 мин.)

-Ребята, сегодня мне очень понравилось, как вы дружно и весело играли.

-С помощью чего вы выбирали нужные блоки? По каким признакам?

-Для чего мы находили блоки Дьенеша?

- Какую сказку мы с вами моделировали с помощью мнемодорожки?

-Кто главный герой сказки?

- Что нам сегодня помогло ближе познакомиться с куриным семейством?

-А какие волшебники пришли нам на помощь?

-Молодцы! У нас все получилось!

 

 

Дети: С помощью кругов Луллия и признаков.

Дети: чтобы рассказать и показать сказку.

Дети: Курочка Ряба.

Дети: Курочка.

Дети: волшебный экран.

Дети: волшебник увеличения и дробления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием элементов СТЕМ – образования «Поможем пчёлке»

Цель:     Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры с математическим содержанием.Задачи:Обучающие.  - Упражнять детей в ориент...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...

Технологическая карта занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы.

Технологическая карта занятияпо познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии  Коротковой Н.А.«Путешествие по «реке времени» с детьми старшей группы....

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»» с применением элементов СТЕМ-образования в старшей группе.

Конспект занятия по математическому развитию«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»»с применением элементов СТЕМ-образованияв старшей группе....

Педагогическое мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии формирование финансовой грамотности на тему «Что такое деньги?»

Педагогическое мероприятиепо познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии формирование финансовой грамотности на тему «Что такое деньги?»...