Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Евлаш Людмила Васильевна

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста  Тема: «Весна»

Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников   о весне.

Задачи:

Образовательные:

         - Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами)

- расширять словарный запас;

- упражнять в употреблении глаголов, прилагательных, предлогов в связной речи детей;

- закреплять представления детей о природе весной, об весенних явлениях в природе.

Развивающие:

- развивать речь, внимание, мышление;

- развивать умение составлять рассказ о весне, о природе весной, об весенних явлениях в природе;

- развивать самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность;

- воспитывать доброжелательное отношение;

- воспитывать стремление помогать друг другу;

- воспитывать навыки безопасного поведения дома и на улице.

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы на весеннюю тематику, беседы, рассматривание репродукций картин художников, фотографий, иллюстраций в журналах, книгах, проведение игр с весенней тематикой, рисование и аппликация весенних пейзажей.

Материалы для совместной непрерывной образовательной деятельности: подбор речевых игр, картинки, мнемотаблица.


Интеграция образовательных областей:

-  познавательное развитие;

-  социально-коммуникативное развитие;

-  речевое развитие;

-  физическое развитие.

 

Примерный ход занятия
 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей пред занятием.
Воспитатель подзывает детей.
- Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся

- Давайте пригласим нашего друга Ежика, чтобы он тоже поздоровался с нашими гостями.


Дети играют в группе.

Дети здороваются.

Дети обнаруживают, что Ежик пропал, а на месте, где он был, обнаруживают коробку.

Мотивация (игровая ситуация)
Воспитатель показывает детям коробку.

- Даже не знаю, что за коробка, что в ней может быть?
- Ребята, а как вы думаете, что в этой коробке?

Открываем коробку, находим в ней записку, читаем:
«Я – баба Яга, помните приходила к вам на праздник. Вчера поздно вечером я встретила вашего друга Ежика на улице одного. Я пригласила его к себе в гости на чай с вкусными конфетами. Он согласился. Ха-ха-ха. А теперь я его не отпущу, пока вы не выполните все мои задания». 




 

 

Рассуждения и предположения детей.


Дети читают записку.
 

 

 

 

 

 

Выявление проблемы.
- Как вы думаете, почему такое могло произойти с Ежиком? Почему он оказался в беде?
- Ребята, что будем делать?
 

Я согласна с вами, друзей нельзя бросать в беде.


Дети высказывают свои предположения.
Дети рассуждают, как Ежик мог оказаться в беде.

Утверждают, что друзей нельзя бросать в беде.

Целеполагание.
- Как мы можем помочь нашему другу?

Предположения детей (можно поискать, выполнить задания Бабы Яги и т.д.)

Планирование будущей деятельности.
Воспитатель предлагает подумать и решить, будем ли мы выполнять задания.  – А о каких заданиях идет речь?
Дети заглядывают в коробку и вытаскивают конверт, вскрывают конверт с заданиями и с помощью воспитателя читают:
«Задания выполняйте по порядковому счету и двигайтесь по стрелкам, которые я  нарисовала. Первое задание находится там, где вы читаете книги».


Дети рассуждают, доказывают о необходимости помочь другу.

Реализация плана.
Воспитатель помогает найти конверт в книжном уголке.
Задание 1.
Воспитатель помогает прочитать записку.
«Отгадайте ребус, если отгадаете, поймете, о чем будут все мои задания»

- Ребята, мы любим ребусы разгадывать?
- Ну, тогда давайте разбираться, что здесь за загадка?
- Давайте подумаем, когда мы с вами можем увидеть почки на деревьях, проталинки?
- Значит, что говорит этот ребус, весна, какая?
- А почему ее называют «  »?

- Мы с вами справились с заданием.

(Далее двигаются по стрелкам)


Задание 2.

Воспитатель помогает прочитать записку.
«Расставьте  эти картины по порядку».


-  Ребята, о каком порядке здесь идет речь? Вы что - то понимаете?
- Может, давайте разберемся, что изображено на этих картинах?
- Может вам, что-то напоминает, когда появляются проталинки, почки на деревьях, листья зеленые ?
- Тогда давайте расставим картинки по порядку весенних периодов.
- Почему вы решили расставить картины именно в этом порядке?


- Мы справились, и  с этим заданием, можем двигаться дальше.
 

Задание 3.
Воспитатель помогает читать записку.
«Разбейтесь на пары и сложите из слогов слова, потом подберите к словам картинки  весенней тематики».
- Ребята, а что на них изображено?
- К чему можно отнести все эти картинки?
- А о каких же действиях говорится в записке?
Ну что, мы все справились с заданием, можем искать следующее задание?

Задание 4.
«Проведите физкультминутку»
Физминутка:

 

«Пришла Весна»
Улыбаются все люди –
Весна, весна, весна 

Она везде, она повсюду –
Красна, красна, красна 

По лугу, лесу и полянке –
Идёт, идёт, идёт 

На солнышке скорей погреться –
Зовёт, зовёт, зовёт

 И в ручейке лесном задорно –
Звенит, звенит, звенит 
По камушкам в реке широкой –
Журчит, журчит, журчит 

Разносит запахи повсюду –
Цветов, цветов, цветов 

И всё живое сразу слышит
Весенний этот зов! 

- С этим заданием, мы с вами отдохнули.

- Ну что, дальше в путь?

(Далее двигаются по стрелкам)
Задание 5.

Воспитатель помогает читать записку.
«Что обозначают эти слова».
- Ребята, давайте рассмотрим внимательно картинки и прочитаем, что написано.

- Что же могут обозначать эти надписи?
- Ребята, а где мы можем об этом узнать?

- Я вспомнила, я в книге тоже об этом читала, что в старину так назывались весенние месяцы.

- Почему март называли Протальником?

- Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).

- В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)

- Как появилось у апреля имя Водолей?

(Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди).

-Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).

- Почему в народе май называют Цветень.

- Попробуйте объяснить это название. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).

- В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)

- Чем покрыты деревья и кустарники?

- Какого цвета небо?

- Как светит солнце?

- Что происходит с деревьями в мае?

(В мае зацветают деревья и кустарники).

- В мае лес полон радостных звуков, пения птиц.

- Видите, как мы все вместе справились с заданием.

- Есть у нас еще задания?

Задание 6.
Воспитатель помогает прочитать:
«Составьте рассказ о Весне по мнемотаблице»

- Ребята, как вы думаете, справимся с этим заданием?
- Возьмите мнемотаблицу, она поможет вам составить рассказ.
 https://pandia.ru/text/80/233/images/image014_18.jpg


Последняя стрелка указывает на мешок.
- Еще одно задание!?- Ребята, что же в нем может быть?
- Давайте его развяжем и посмотрим, что в нем?

Воспитатель помогает прочитать записку: «Ребята, вы доказали, что вы настоящие друзья Ежика. Вы помогли ему выбраться из беды. Я дарю вам книгу «Правила безопасного поведения», чтобы вы никогда не попадали в такую опасную ситуацию».

 



Дети вскрывают конверт, находят в нем записку и ребус.





Рассуждения, доказательства детей:
Листья на деревьях появляются. Когда смотришь на весенний лес или парк издалека, он кажется изумрудным.
 


 

 

 

 

 

Дети находят конверт и  вскрывают, достают из него репродукции картин, записку.

Дети расставляют картины. Доказывают.
Потому что на первой картине изображена ранняя весна, грачи прилетели.

На второй - середина весны

На третьей - поздняя весна: на деревьях листья, трава зеленая,



 


 

Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку и картинки.

(проталины, ледоход, подснежник, сосульки).

К весенним признакам.
 


 

 

 

Дети находят и вскрывают конверт, находят в нем записку.

(Дети могут выбрать самостоятельно другую физкультминутку)

Дети выбирают ведущего и проводят самостоятельно физкультминутку

(руки над головой, хлопки)
(ритмичные повороты туловища)
 

(ритмично «шагают» на месте)
(«Солнышко» из пальцев рук)
(«волны» руками)

(хлопки в ладоши)
(«Бутон» из пальцев)
(ритмично сжимают – разжимают пальцы)

 

 

 

 

 

Дети находят и вскрывают конверт. Находят в нем записку, три подписанные картинки.

Дети рассматривают картинки, с помощью воспитателя читают надписи:

Протальник.

Водолей.

Цветень.

Дети рассуждают, предполагают.
Предположения детей (в Интернете, в энциклопедиях, спросить у взрослых).

Дети высказывают свои предположения
Март, первый месяц весны (потому что в это время утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает, появляются проталины, сосульки тают).


Дети высказывают свои предположения
апрель, второй месяц весны (потому что в это время всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди)

 

Дети высказывают свои предположения
Май, третий месяц весны (потому что в это время зеленеют листочки, земля покрывается травкой, цветут деревья и кустарники у зверей весной появляются малыши)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети находят конверт.

 

 

 


Дети составляют рассказ с помощью мнемотаблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждения детей.
Дети развязывают мешок и находят в нем Ежика, записку, книгу «Правила безопасного поведения»

Оценка и рефлексия
Воспитатель подводит детей к активному обсуждению:

Что мы с вами сегодня делали?

Что получилось, а что не получилось?

Что больше всего понравилось?

Что вызывало затруднения?

 


Дети вспоминают, чем занимались, для чего они все это делали, перечисляют, какие задания выполняли.

Рассуждают, доказывают что получилось, и почему?

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Наряд для Бабы-Яги»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные зимой»

Название «Дикие животные зимой» Цель: Совершенствовать умение составлять описательный рассказ про животных по иллюстрации. Образовательные задачи: 1. Обучающие: - совершенствовать диалоговую речь...