Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 35.6 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 7»
Конспект занятия по развитию речи на тему:
«Ах ты, зимушка — зима,
до чего ж ты хороша!»
подготовительная к школе группа
Воспитатель: Власова И.В.
г. Никольск
2023 г.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель:
- Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима.
Задачи:
- Совершенствовать у детей навыки связной и диалогической речи
- Закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе; активизировать словарь по теме «Зима»; учить использовать полученные знания в играх.
- Развивать умение детей составлять рассказ с помощью условных обозначений на мнемотаблице.
- Развивать творческое воображение, фантазию, речь, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы; воспитывать любовь и бережное отношения к родной природе.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), флешка, снежный комочек, мячик для речевых игр, снежинки – смайлики.
Материалы: слайды – мнемотаблицы, белые листы формата А3, раскраски, цветные карандаши, обложка для книги, атласная ленточка 50 см, гелиевые голубые воздушные шары 3 шт.
Дети находятся в свободной деятельности. Воспитатель на полочке «находит» коробочку и интересуется у детей, кто принес её в детский сад. Дети не знают. Воспитатель предлагает посмотреть, что же там внутри. Открывают и находят флешку. Воспитатель предлагает посмотреть, что же на ней.
- Проходите. Становитесь полукругом возле нашего экрана.
Слайд 1Воспитатель
- Нам пришло электронное письмо,
Очень странное оно:
Вместо марок три снежинки,
А конверт из целой льдинки…
Интересно, от кого же это письмо?
- Давайте его откроем
- Ребята, да здесь загадка. Слайд 2
- Хотите её отгадать. Слайд 3
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Ребята, вы догадались от кого мы получили письмо? (предположения детей).
- Письмо мы получили от самой Зимушки-Зимы
- Давайте его прочитаем. Слайд 4
«Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто вам пишет? Правильно, это я – зима! Я хожу по миру и перекрашиваю в белый цвет деревья, и кругом становится всё светлым, радостным. Но иногда, я закрываю небо тяжёлыми тучами, нагоняю холодный ветер, и всё кругом становится мрачным и тусклым. Ребята, объясните мне, пожалуйста, зима – это хорошее или плохое время года? Буду ждать вашего ответа»
- А вы как думаете, зима это хорошее или плохое время года? (Дети: хорошее, прекрасное, замечательное)
- Ребята, мы сможем доказать, что зима – это прекрасное время года? (ответы детей)
Но сначала я вам предлагаю проговорить чистоговорку о зиме.
МА – МА – МА наступила вновь зима.
МЕ – МЕ – МЕ рады мы зиме.
ДУ – ДУ – ДУ в зимний лес иду.
ТА – ТА – ТА кругом красота.
СЫ – СЫ – СЫ мерзнут носы.
РА – РА – РА – снежная гора
ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ – бабу снежную лепили
ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик
РИ – РИ – РИ – прилетели снегири
КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки
РЫ–РЫ–РЫ – катаемся с горы
ТА – ТА – ТА – зимою красота!
Слайд 5
Воспитатель: Посмотрите, какая красота. Разве это не чудо? Вот зима – кругом бело, много снега намело…Дети, а как ещё можно сказать о зиме красивыми словами? Передавая комочек снега, назовите какая бывает Зима? (Ответы детей: вьюжная, холодная, серебристая, белоснежная, морозная, снежная, метелистая, студеная, очаровательная, красивая, сказочная, прекрасная)
Воспитатель: Молодцы, как много слов признаков вы назвали про зиму.
- Дети, скажите, на что похож снег? С чем его можно сравнить? (Ответы детей: с белыми мухами, с белыми мошками, белой мошкарой, с одуванчиковыми «парашютиками», с белыми бабочками, с лебединым пухом и пёрышками, белоснежными хлопьями, мягкой манной кашей, яблоневыми лепестками)
Упражнение «Доскажи словечко» Слайд 6
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……………снег!
С неба всё скользят пушинки – серебристые…снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается……………снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в………снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка……….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…….снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил….снег!
Воспитатель: - Дети, какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…).
Воспитатель:- Назовите слово, которое есть во всех словах. (Слово «снег».)
Воспитатель: - Дети, а сколько зимних месяцев?
Воспитатель: - А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать. А загадки для вас приготовила Зимушка-зима, она написала их на снежинках и спрятала у нас в группе.
Вы узнаете, где находится 1 снежинка, отгадав загадку:
На четырёх ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
Находят снежинку, на ней загадка
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: - О каком месяце шла речь? (о месяце декабре)
- Как вы догадались? (декабрь заканчивается и наступает новый год, в декабре дни бывают короткими, а ночи длинными)
Воспитатель предлагает рассказать про декабрь по мнемотаблице.
Ребенок рассказывает по мнемотаблице. Слайд 7
Декабрь – первый месяц зимы. Летят с неба белые снежинки и ложатся на землю пушистым ковром. Деревья стоят голые, только сосны и ели зеленые. Солнце светит, но не греет. Люди надевают теплую зимнюю одежду: шубы, варежки, шапки и шарфы. Медведь и еж улеглись в зимнюю спячку. Зайцы поменяли свои шубки на белые. Для нас очень много зимних забав. Мы можем покататься на лыжах и коньках, с горки на санках и ледянках, поиграть в снежки и слепить снеговика. И, конечно, в декабре самый главный и веселый праздник Новый год.
- А помните, мы с вами учили отрывок из стихотворенияС.Я. Маршака «В декабре», может кто-нибудь желает его рассказать?
Если много детей желают рассказать, воспитатель предлагает посчитаться.
Считалка
Снего – снего - снегопад!
Каждый очень, очень рад!
Будут лыжи и коньки,
будут санки и снежки!
Стихотворение Слайд 8
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Воспитатель:А теперь давайте найдем 2 снежинку
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже…
Находят снежинку, на ней загадка
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт
Не вода, а уже лёд
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что скажи за месяц это?
Воспитатель:О каком месяце в этой загадке? (о месяце январе)
-Какой по счёту зимний месяц январь? (январь – второй месяц зимы)
- Объясните такие строчки: «Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз» (значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться)
Ребенок рассказывает по мнемотаблице слайд 8
Январь – второй месяц зимы. Он самый студеный. Часто выпадает много снега. Метели надувают большие сугробы. На реках лежит толстый лед. Птицам приходится особенно трудно, поэтому люди делают им кормушки и подкармливают их. Январские дни часто бывают солнечными. Чем ярче солнце, тем сильней мороз. На окнах рисует мороз красивые узоры. В январе мы отмечаем праздник Светлого Рождества.
Стих про январь слайд 9
Открываем календарь
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Воспитатель: - А кто автор этого стихотворения? (Маршак С.Я.)
Считалочка
10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.
Загадка про дверь
Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят.
Находят снежинку, на ней загадка
«Снег мешками валит с неба
С дом сугробы снега
То бураны, то метели
На деревья налетели
По ночам мороз силён
Днём капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это»? (это месяц февраль)
Воспитатель: - Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
(Это падает снег, снегопад)
Рассказ по мнемотаблице. Слайд 10
Февраль – третий месяц зимы и самый короткий месяц в году. Часто бывают вьюги и метели. Ночью бывают сильные морозы. После сильных морозов теплеет и часто появляется гололед. В конце февраля появляются кучевые облака – это первый признак весны. Солнце встает рано и греет сильнее. На крышах домов появляются сосульки. Начинают петь песни птицы: клесты, снегири, синицы и сороки. 23 февраля мы отмечаем праздник День защитника Отечества.
«Объясните значение слов: что такое вьюга?(Вьюга — сильный поток ветра, при котором снег поднимается и кружится в воздухе)
Воспитатель:
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится.
- Что такое метель? (сильный снег с ветром)
На дворе метет метель.
Кружит снег как карусель.
И покрылось все кругом
Белым снежным полотном.
Намело сугробов горы.
Снежные кругом заторы.
- Что такое гололед(вчера была оттепель, снег растаял и превратился в воду, а сегодня мороз, вода замерзла и превратилась в лед.) А что такое снегопад?(идет много снега)
- Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?(ответы детей)
Считалочка
Тили-тили-тили-тили.
Дружно мы снежки лепили.
Будет каждому снежок,
а водить тебе, дружок!
Стих про февраль. Слайд 11
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
- А какие зимние приметы вы знаете? Давайте с вами вспомним.
Речевая игра «Зимние приметы»
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом
Дети: Значит, ясно будет днем.
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завес,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга
Дети: Жди метели.
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно
Дети: Будет ясно и морозно.
Если рыбы зимним днем
Ходят прямо подо льдом
И о лед стучит хвостом-
Значит, без сомнения
Дети: Ждите потепления.
- Ребята, а как ласково можно назвать Зиму? (зимушка). Давайте поиграем, я вам буду называть зимние слова, а вы произнесите их ласково.
Игра «Назови ласково» (с мячом)
Снег – снежок, лед – ледок, зима – зимушка, метель – метелюшка, снежинка – снежиночка, снеговик – снеговичок, холод – холодочек, санки – саночки, ёлка – елочка, горка – горочка, шуба – шубка, валенки – валеночки, сугроб – сугробик, снегирь-снегирек, мороз – морозец, ветер – ветерочек, поземка – поземушка, сосулька – сосулечка.
- Ребята вы любите Зимушку – зиму?
- Почему? Дети отвечают. (Зима – это хорошо, потому что идёт снег, , потому что деревья стоят красивые, как в сказке , потому что можно поваляться на снегу, можно покататься на лыжах и коньках, можно слепить снеговика, можно поиграть в снежки, покататься с горки на ледянках, санках и ватрушках, мне нравится наряжать ёлку, праздник Новый год, потому что приходит дед Мороз с подарками и т.п.)
Воспитатель: Предлагаю все ваши высказывания обобщить, давайте вспомним нашу физкультминутку.
Физкультминутка
Интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
Мы зимой в снежки играем (имитируют движения)
По сугробам мы шагаем
И на лыжах мы бежим
На коньках по льду скользим
И Снегурку лепим мы
Зимой весёлые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Гостью – зиму Любим мы! (показывают сердечко)
- Ребята, вот мы с вами и рассказали зиме, что она - прекрасное время года!
- Зимушка – зима написала нам в письме, что она ждет от нас ответа, как же нам его послать?
- Я вам предлагаю сделать книгу о зиме.
- Из чего состоит книга? (из обложки, страниц)
На столах листы бумаги и раскраски на зимнюю тематику. Дети выбирают себе понравившиеся раскраски и раскрашивают их или по желанию они могут сами нарисовать зиму, зимние забавы и т.п. Затем собирается книга.
-Посмотрите, какая замечательная книга у нас получилась! Давайте все вместе её посмотрим и расскажем, о чём она.
Дети рассматривают получившуюся книгу. Каждый ребёнок рассказывает про свою страничку в этой книге.
- Я рада, что мы с вами нашли убедительные доказательства для Зимушки-Зимы. Как мы доставим письмо Зимушке - Зиме? После обсуждения дети приходят к выводу, что необходимо отправить книгу на воздушных шариках.
Привязываем книжку к шарикам и выпускаем в окно.
Итог занятия:
Детям предлагаются снежинки – смайлики (весёлые и грустные).
Воспитатель:
- Пожалуйста, выберите свою снежинку. Если занятие вам понравилось, то возьмите весёлую снежинку, а если не очень, то грустную.
Дети выбирают снежинки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто вам пишет? Правильно, это я – зима! Я хожу по миру и перекрашиваю в белый цвет деревья, и кругом становится всё светлым, радостным. Но иногда, я закрываю небо тяжёлыми тучами, нагоняю холодный ветер, и всё кругом становится мрачным и тусклым. Ребята, объясните мне, пожалуйста, зима – это хорошее или плохое время года? Буду ждать вашего ответа».
Упражнение «Доскажи словечко»
ДЕКАБРЬ 1
ЯНВАРЬ 2
ФЕВРАЛЬ 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе " Поляна сказок". Презентация к занятию "Поляна сказок"
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе с презентацией....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...