Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи
Картотека пальчиковых игр с элементами складывания фигур из пальцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ СКЛАДЫВАНИЯ ФИГУР ИЗ ПАЛЬЦЕВ
Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.
В. М. Бехтерев
«Колечко»
Движения пальчиками позволяют расслабиться уставшим мышцам, отдохнуть, способствуют улучшению моторики.
1.Соединять вместе большой пальчик с другими.
2.Обязательно проследить, чтобы образовывались ровные «колечки».
3. Провести упражнение поочередно на одной и другой руке.
4.Одновременно соединять пальцы на двух руках.
Во время занятия можно произносить любую считалочку – это способствует
развитию ритма у ребенка.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
«Кулачок, ладошка, ребро»
1. Сжать кулачки, легонько постучать по поверхности.
2. Разжать кулаки, постучать по поверхности ребром ладошки.
3. Сменить положение руки, осуществить постукивание по поверхности ладонями.
Игра «Ну-ка, братцы, за работу!»
Ребенок разгибает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки:
Ну-ка, братцы, за работу! А тебе – воду носить.
Покажи свою охоту. А тебе – обед варить.
Большому – дрова рубить. А малышке – песни петь.
Печи все – тебе топить. Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Игра «Пальчик-мальчик»
Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил. С этим братцем кашу ел.
С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел.
«Грабли»
Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут»
Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? - В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться. (поочередно соединяют большой палец с остальными)
Игра «Лыжи, санки и коньки»
Лыжи (скользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу)
Мчатся наперегонки.
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили («кормим птичек»)
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели («едим суп»), спать легли (ладошки под щечку).
«Стирка»
Постираю чисто, с толком - рубашку, кофту и футболку, свитерок и брюки – (делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки! (встряхивают обе руки)
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, всех их очень любят дети! (разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Журналист и инженер, повар, швея, кондуктор и учитель, врач, парикмахер и строитель (поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке).
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»).
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»).
«Водоём»
У нас просторный водоём. (соединяют пальцы обоих рук, изображая водоём)
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа, (потряхивают кистями рук)
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене (изображают руками плавание)
То на боку, то на спине. (кладут руки на стол то ребром, то ладошкой вверх)
Держись правее, дорогой, не задевай меня ногой. (изображают руками плавание)
«Дерево»
Из-под серых влажных кочек появился вдруг росточек. (поднимаем ладони, прижатые друг к другу)
Крошкой не остался, быстро вверх поднялся.
Ветки появились, (разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.)
Листья распустились. (разворачиваем ладони наружу)
Ветер завывает, (дуем на ладони)
Дерево качает. (качаем руками)
Листья на ветру дрожат, (трясем ладонями)
Отрываются, кружат.
Листья падают, кружатся (крутим кистями)
Тихо на траву ложатся. (кладем руки на колени)
«Дождик»
Кончиками пальцев стучим по ножкам.
Дождик капает из тучки, дождик каплет на дорожки.
Подрастайте, наши ручки! (гладим руки)
Подрастайте, наши ножки! (гладим ноги)
Первый скоро подрастет, (тянем за каждый палец по очереди)
И второй не отстает. Третий подрастает. Четвертый догоняет. Пятый стал совсем большой. Подрастает и шестой.
А седьмой, седьмой, седьмой - Станет больше, чем восьмой.
А потом девятый - Станет выше брата.
Дождик все сильней, сильней! (трясем кистями рук)
Наши пальцы все длинней! (растопыриваем пальцы, поднимаем вверх) «Забавные пальчики»
Загибаем пальчики по одному.
Этот пальчик – одуванчик - Положу его в карманчик.
Этот пальчик – тараканчик - Убежал он в свой чуланчик.
Этот пальчик – зайчик - Барабанит в барабанчик.
Этот пальчик – добрый мальчик - Он уселся на диванчик.
Этот пальчик – девочка - Рыженькая белочка.
Белка прячется в дупле - Не найдешь ее нигде.
«Забор»
Растопыриваем перед собой все десять пальцев – это забор.
Вот забор большой стоит. Кто из-за него глядит? (выглядываем из-за забора)
Может, зайчик? (показываем зайчика)
Нет, нет, нет. (качаем головой)
Может, кошка? (делаем ушки на голове)
Тоже нет. (качаем головой)
Может, северный олень (растопыриваем пальцы, скрещиваем руки над головой) Здесь пасется целый день?
Может, это смелый гусь: (показываем гуся)
«Никого я не боюсь!» (гусь говорит)
Может, это петушок – (показываем петушка) Золотистый гребешок?
Это пес там лает, (показываем собаку. Она лает)
Дом свой охраняет.
«Прогулка» Пальцы правой руки растопыриваем (ладонью к себе). Указательный и средний пальцы левой руки бегут по пальцам правой руки, как по горкам, – это человечек. «Пальчики рисуют» Пишем на ладошке указательным пальчиком, потом средним, потом безымянным, потом мизинчиком. «Пошли пальчики гулять» Пошли пальчики гулять, (большие пальцы синхронно двигаются по столу «прыжками») «Птички» Пой-ка, подпевай-ка - десять птичек стайка (сжимаем ладошки). «Паучок» Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. (руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки) |
«Рыбки» Рыбки плещутся в воде (машем ладошками) |
«Суп» Чтобы вкусный суп сварить, (выполняем движение – мешаем ложкой суп) |
«Теремок» Видишь, в поле теремок? (скрещиваем пальцы обеих рук – это крыша домика) |
«Фигуры» Пальцы мы сложили вдруг. Сразу получился… (круг) (складываем из пальцев круг) |
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...