Картотека "Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста" (сам)
картотека по развитию речи (младшая группа)

Бушуева Ольга Владимировна

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста»

Цель:

  • Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать чувства ритма;
  • Развивать речь;
  • Развивать память и внимание, воображение.

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками).

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не

была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от

указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

 

«Прищепки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько

бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет

прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку".

 

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех".

 

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок,

ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали, На этом слове ритмично постукиваете, друг об друга

основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.

- Покрутили, Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую

от себя, попеременно меняя их.

- Потянули. Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но,

не отпуская замок полностью.

- И открыли! Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

 

«Капуста».

Говорить ритмично: - Мы капусту рубим, рубим. Руками

показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем

морковку

- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.

 

 «Орехи».

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий

орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -

левой рукой.

 

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают

из него дорожку.

 

«Карандаш»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот

– Отправляется в полёт. Дети кладут карандаш на середину

безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз.

Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки.

Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

 

«Ослик»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

 

«Часы»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

 

«Качели»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое?

Неужели Я попала на качели?» Дети зажимают карандаш

указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его

покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой

рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)

 

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или

игрушками из «Киндер- сюрпризов», другая-пустая. Нужно при

помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую.

Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

 

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук,

зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой

ладошке зажат шарик.

 

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?

- Вот так! (большие пальцы вперед)

- Как плывешь?

- Вот так! (имитация плавания)

- Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») -

Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль»)

- Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки)

- Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку)

- А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

 

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец) Этот пальчик лег в

кровать, (загните безымянный палец) Этот рядом прикорнул,

(загните средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загните

указательный палец) А другой давненько спит…(загните большой

палец) Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите!

 

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок) Много нас, а он один!

(Крутим кулачком вправо-влево) Эта долька для ежа, (Другой рукой

разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька

для утят, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для бобра,

(Разгибаем мизинчик) Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку

поворачиваем вправо-влево) Он сердит на нас - беда! (Двумя

руками показываем волчью пасть) В домик прячемся - сюда!

(Складываем руки домиком)

 

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим»

ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)

– Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут»

пальцы, затем просит детей повторить движения.)

– Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог

ритмично произносит слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке.

 

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик –

папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя

семья!

 

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка, Серенькая шкурка, Мягкие лапки, (ребенок кладет

руки на стол и сжимает в кулачки) А в лапках – цап-царапки

(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться). Дом и ворота -

На поляне дом стоит ( изображаем "дом") - Ну а к дому путь закрыт

(изображаем "ворота") - Мы ворота открываем (ладони

разворачиваются параллельно друг другу) - В этот домик

приглашаем . (изображаем "дом")

 

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире. Она очень любит свой дом.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри.) Когда она хочет

есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет её обратно. (и спрятать их обратно. )

 

ОЧКИ

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют

колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

 

ФЛАЖОК

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец)

вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок, Как будто я Огонь зажег.

 

ЛОДКА

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к

ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде

колечки.

 

ПАРОХОД I

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик),

а большие пальцы подняты вверх). Паровоз. Без колес! Вот так

чудо-паровоз! Не с ума ли он сошел – Прямо по морю пошел!

 

СТУЛ

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется

кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет

это упражнение, можно менять положение рук попеременно на

счет "раз". Есть у него спина, А не лежит никогда, Есть четыре ноги,

А не ходят и три. Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.

 

СТОЛ

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.

Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять

положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху

кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

 

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" Листья падают в саду, Я их

граблями сгребу.

 

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут.

Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе.

Мизинец попеременно опускается и поднимается .

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

 

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой

Указательный и мизинец подняты вверх .

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

 

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний

пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .

Маленький, Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

 

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они

прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

 

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и

мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к

ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

 

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу".

Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает

"козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз

средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в

противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

 

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на

нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками

гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .

Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.

Дом.

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук

сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты

боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы

соединены.)

Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от

других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки

смотрят вверх.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность через игру у детей младшего дошкольного возраста

Я отдаю предпочтение интегрированному подходу включающему развитие речи у детей,движения,ритмики.познавательной деятельности с оздоровительной направленностью.Вместе со всеми специалистами детского са...

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Особенности развивающих игр и их условия.Сборник развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста....

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Игры для детей младшего дошкольного возраста на развитие слухового внимания,, развития речи, мышления, восприятия, воображения....

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект занятия по развитию математических представлений в процессе игры у детей младшего дошкольного возраста "Курочка Ряба в гостях у детей"

Используя игровые приёмы и дидактический материал, а так же куклы-игрушки и сюрпризные моменты, закрепить у малышей понятия величин: много - мало, большой - маленький, один - несколько, и счёт до пяти...

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста "С пуговками играем - ручки развиваем"

В методической разработке представлено актуальное направление в работе с детьми дошкольного возраста - развитие мелкой моторики, что достигается привлечением интересного для детей материала - разнообр...