Картотека дидактических заданий для диагностики и исследования словарного запаса детей
картотека по развитию речи
Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человека. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения.В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksiki.pptx | 878.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инструкция: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов : Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий. Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?» Развитие ассоциаций.
Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: а) Овощи и фрукты. б) Домашние и дикие животные. в) Домашние и дикие птицы. г) Посуда и мебель. д ) Одежда и обувь. е) Птицы и насекомые. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя. Примерные серии картинок: Игра «Найди лишний предмет».
Чашка и стакан Тарелка и миска Помидор и тыква Стул и кресло Кофта и свитер Яблоко и груша Грузовик и легковая машина Самолет и птица Береза и дуб Дерево и куст Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос. Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки. Взрослый предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так. Разложите картинки по сходству
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Примерные серии картинок: Назови одним словом серию картинок.
Лук, репа, подорожник, укроп. Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?
Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух, кенгуру. Осёл , косуля, рысь, тигр. Сарай, корова, коза, овца. Кролик, выдра, щенок, попугай. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.
Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус. Послушайте слова и назовите, те, которые обозначают транспорт.
Гвоздь — молоток, шуруп... Дом — крыша, книга... Квадрат — куб, круг... Птица — яйцо, растение... Хорошо — лучше, медленно... Огонь — пожар, вода... Зерно — амбар, деньги... Электричество — выключатель, вода ... Одежда — голый, обувь... Школа — обучение, больница... Человек — ребенок, собака... Резина — шина, сталь... Птица — гнездо, человек... Пальто — пуговица, ботинок... Утро — ночь, зима... Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень. Догадайтесь , каким будет четвертое слово (смысловые ряды).
Например: кнопка для прикрепления бумаги к доске; можно сдать в металлолом; провести маленький круг (окружность); положить на стол и т. д. Гвоздь — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло — ... 13. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
В году месяцев (7, 12, 16, 24). Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда). У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы). Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь). Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар). Выбери правильный ответ.
По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. Сравни
День — утро — восход — весна — зима — добро — друг — грязь — жара — мир — правда — радость — вдох — выдох — юг — польза — великан— богач — трусость — Войти — говорить — взял — нашел — забыл — уронил — насорил — ложиться — одеваться — мириться — опускать — помогать — смеяться — залетать — закрывать — включить— входить— хвалить— заснуть— разрешить— Большой — белый — высокий — весёлый — тёмный — горький — добрый — здоровый — новый — молодой — острый — толстый — широкий — сухой — смелый — твердый — чистый — яркий — красивый — хороший — Близко — редко — медленно — рано — темно — низко — легко — можно — трудно — радостно — много — плохо — сухо — широко — ярко — высоко — чисто — мокро — светло — быстро — К данным словам придумать слова «неприятели».
Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др . Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? Игра «Сравни наоборот».
Объяснить значение похожих слов. Например: Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат почти одинаково
Объяснить значения похожих слов. Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!» Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев) Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко ) Найти в предложении слова, которые звучат одинаково.
Бегать — ... скакать — ... летать — ... плавать — ... ползать — ... катиться — ... стоять — ... лежать — ... прыгать — ... сидеть — ... Кто или что может это делать?»
Мычит (кто?) ... Хрюкает ... Лает ... Ржет ... Мяукает ... Блеет ... и т.д. Отгадай названия животных.
Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человека. Очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого разработано не мало разных методик для диагностики речи у детей. Цель которых выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...
Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста
К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....
Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта
Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....
Картотека дидактических игр на развитие речи и словарного запаса.
Картотека дидактических игр...
Подборка дидактических игр, стихов, загадок на обогащение словарного запаса детей по лексическим темам
Обогащение словарного запаса одним из ключевых факторов овладения родным языком. Богатый словарь играет важную роль в способности к свободной и эффективной коммуникации, к точному и адекват...
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...
Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...