Картотека дидактических заданий для диагностики и исследования словарного запаса детей
картотека по развитию речи

Абибулла Екатерина Сергеевна

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человека. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения.В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_leksiki.pptx878.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека дидактических заданий для диагностики и исследования словарного запаса детей МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №25» Выполнила воспитатель: Абибулла Е.С. г. Верхний Тагил 2023г

Слайд 2

Инструкция: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов : Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий. Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?» Развитие ассоциаций.

Слайд 3

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: а) Овощи и фрукты. б) Домашние и дикие животные. в) Домашние и дикие птицы. г) Посуда и мебель. д ) Одежда и обувь. е) Птицы и насекомые. Классификация предметов по картинкам.

Слайд 4

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя. Примерные серии картинок: Игра «Найди лишний предмет».

Слайд 5

Чашка и стакан Тарелка и миска Помидор и тыква Стул и кресло Кофта и свитер Яблоко и груша Грузовик и легковая машина Самолет и птица Береза и дуб Дерево и куст Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Слайд 6

На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос. Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки. Взрослый предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так. Разложите картинки по сходству

Слайд 7

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Примерные серии картинок: Назови одним словом серию картинок.

Слайд 8

Лук, репа, подорожник, укроп. Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Слайд 9

Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух, кенгуру. Осёл , косуля, рысь, тигр. Сарай, корова, коза, овца. Кролик, выдра, щенок, попугай. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.

Слайд 10

Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус. Послушайте слова и назовите, те, которые обозначают транспорт.

Слайд 11

Гвоздь — молоток, шуруп... Дом — крыша, книга... Квадрат — куб, круг... Птица — яйцо, растение... Хорошо — лучше, медленно... Огонь — пожар, вода... Зерно — амбар, деньги... Электричество — выключатель, вода ... Одежда — голый, обувь... Школа — обучение, больница... Человек — ребенок, собака... Резина — шина, сталь... Птица — гнездо, человек... Пальто — пуговица, ботинок... Утро — ночь, зима... Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень. Догадайтесь , каким будет четвертое слово (смысловые ряды).

Слайд 12

Например: кнопка для прикрепления бумаги к доске; можно сдать в металлолом; провести маленький круг (окружность); положить на стол и т. д. Гвоздь — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло — ... 13. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Слайд 13

В году месяцев (7, 12, 16, 24). Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда). У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы). Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь). Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар). Выбери правильный ответ.

Слайд 14

По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. Сравни

Слайд 15

День — утро — восход — весна — зима — добро — друг — грязь — жара — мир — правда — радость — вдох — выдох — юг — польза — великан— богач — трусость — Войти — говорить — взял — нашел — забыл — уронил — насорил — ложиться — одеваться — мириться — опускать — помогать — смеяться — залетать — закрывать — включить— входить— хвалить— заснуть— разрешить— Большой — белый — высокий — весёлый — тёмный — горький — добрый — здоровый — новый — молодой — острый — толстый — широкий — сухой — смелый — твердый — чистый — яркий — красивый — хороший — Близко — редко — медленно — рано — темно — низко — легко — можно — трудно — радостно — много — плохо — сухо — широко — ярко — высоко — чисто — мокро — светло — быстро — К данным словам придумать слова «неприятели».

Слайд 16

Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др . Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? Игра «Сравни наоборот».

Слайд 17

Объяснить значение похожих слов. Например: Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат почти одинаково

Слайд 18

Объяснить значения похожих слов. Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!» Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев) Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. (С. Косенко ) Найти в предложении слова, которые звучат одинаково.

Слайд 19

Бегать — ... скакать — ... летать — ... плавать — ... ползать — ... катиться — ... стоять — ... лежать — ... прыгать — ... сидеть — ... Кто или что может это делать?»

Слайд 20

Мычит (кто?) ... Хрюкает ... Лает ... Ржет ... Мяукает ... Блеет ... и т.д. Отгадай названия животных.

Слайд 21

Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человека. Очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого разработано не мало разных методик для диагностики речи у детей. Цель которых выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Дидактические игры для развития словарного запаса детей дошкольного возраста

К каждой игре представлены цели и краткое описание. Данные игры можно использовать и на занятиях, и вне их....

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

Подборка дидактических игр, стихов, загадок на обогащение словарного запаса детей по лексическим темам

Обогащение словарного запаса  одним из ключевых факторов овладения родным языком. Богатый словарь играет важную роль в способности к свободной и эффективной коммуникации, к точному и адекват...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...