Способность овладения языком является у человека врождённой, но для формирования полноценной речи ребёнку необходима благоприятная речевая среда. Речь у ребёнка лучше развивается, если с ребёнком общаются. Важно не просто обращаться к ребёнку во время общения, а сообщать доступную ему информацию (речь взрослого должна быть чёткой, не загруженной сложными словами и причастными и деепричастными оборотами). Некоторым детям недостаточно простого речевого общения, им требуется специальное стимулирование речевого развития. Без этого они позднее начинают говорить. В дальнейшем их речь развивается с опозданием, а часто и с серьёзными отклонениями (грубо нарушается звукопроизношение, страдает звуконаполняемость слов – искажение слоговой структуры, страдает связность высказывания). В настоящее время увеличилось количество детей, имеющих задержку речевого развития. К этому предрасполагают: осложненная беременность и роды, родовые и послеродовые травмы головы, асфиксия новорожденного соматические заболевания, повышенное внутричерепное давление. Если ребёнок не говорит ни в год, ни в два, ни в три, не теряйте времени, обратитесь к логопеду, неврологу. Чем раньше Вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё.
Речь – очень сложный процесс. Понимание речи формируется благодаря речевому слуху. Это способность различать звуки между собой, с её помощью ребёнок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух формируется в течение первого года жизни. Произношение осуществляется благодаря взаимодействию трёх компонентов: речевое дыхание, голос и артикуляция.
* Для развития речи необходимо общение ребёнка с другими людьми. Ребёнок должен играть в подвижные игры, это создаёт у него необходимость выразиться, а значит, стимулирует речевое развитие. * Во время общения важно, чтобы ребёнок видел артикуляцию взрослого. Речь должна быть чёткой, не быстрой (ребёнок должен различать звуки в потоке речи). * Во время общения с ребёнком не должно быть посторонних, громких звуков, отвлекающих внимание ребёнка от собеседника. * Исключить или ограничить просмотр телевизора малышом. Экранная речь тормозит речевое развитие ребёнка (темп этой речи ускорен, она недостаточно интонирована, не обращена непосредственно к ребёнку). * Отрицательно на речевое развитие влияет постоянно звучащая песенная музыка. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует развитию речевого слуха. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном. * Компьютерные игры в раннем возрасте не должны заменять ребёнку общение с настоящими трёхмерными предметами, которые можно потрогать, манипулировать ими и пообщаться с ними. * Игрушки должны быть подобраны в соответствии с возрастом ребёнка. Не должно быть слишком много игрушек, чтобы не было пресыщения.
(от года до трёх лет)
| Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, то необходимо стимулировать речевое развитие. Вот несколько рекомендаций. 1. Необходимо пополнить пассивный словарь ребёнка (те слова, которые ребёнок понимает вне конкретной ситуации). Вводить существительные лучше смысловыми блоками (игрушки, посуда, мебель и т.д.). Использовать можно любую повседневную ситуацию. Необходимо все действия сопровождать речью. |
|
|
2. Необходимо развивать тонкую моторику ребёнка. Отделы головного мозга, которые отвечают за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики находятся рядом друг с другом и в тесной взаимосвязи. Рука развивается раньше, и как бы «подтягивает» за собой речевое развитие. Соответственно, в процессе развития у ребенка тонкой ручной моторики, стимулируется развитие речи. В домашних условиях можно предложить ребёнку следующие игры: * разбирать смешанную крупу в разные ёмкости; * складывать фигурки из счётных палочек или спичек; * выкладывать с ребёнком узоры из гороха или фасоли. Использовать как основу картонку с тонким слоем пластилина; * лепить из пластилина; играть с мозаикой и пазлами; * учить растёгивать и застёгивать пуговицы, плести косички из лент, шнуровать ботинки; * рисовать пальчиком с помощью красок; * пальчиковая гимнастика; * игры с конструктором 3. Следуйте советам врачей, не пренебрегайте рекомендациями специалистов.
|