Использование потешек, песенок, сказок в речевом развитии малышей
статья по развитию речи (младшая группа)

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор (потешки, песенки, сказки).

В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потешек,  песенок, сказок в речевом развитии малышей Воспитатель МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»  Камшилова Ирина Владимировна

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор (потешки, песенки, сказки).

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют потешки. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

 Потешки, песенки, сказки - являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными  потешками, сказками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек, сказок происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек и сказок в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек и сказок богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – пробуждение, умывание, кормление, развлечение, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.

Заучивание потешек, песенок, сказок – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:

* Необходимо подобрать потешку, песенку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям  - приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

* В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие  потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети. Подойдут простые народные  сказки с  простыми предложениями и с множеством повторений например: «Репка», «Колобок», «Курочка ряба».

* Для первичного знакомства с потешкой, песенкой, сказкой –  прочитайте её  ребенку так эмоционально и выразительно,  чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать еще раз. Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки, песенки, сказки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

 * Заучивать потешку, песенку, сказку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка  быстрого запоминания  (для этого требуется время).

*Лучшему запоминанию потешек, сказок способствуют такие приемы:

  Игровые (читается и обыгрывается).

  Рассказывание в движении (имитация).

В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказок в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Сегодня речь дошкольника развивается в стихийных условиях (в семье, на улице, при помощи компьютера). С развитием массового те...

Консультации для родителей "Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Алексей Николаевич Толстой...

Роль сказок в речевом развитии детей дошкольного возраста

Роль сказок очень велика в развитии ребенка дошкольного возраста....

Презентация "Роль сказок в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Сказки являются воспитательными средствами познавательного и речевого развития дошкольников. Выработанные и проверенные народом в течении столетий, сказки несут в себе колоссальную составляющую, перед...

«Использование сказок в речевом развитии ребёнка среднего дошкольного возраста»

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и oбучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школ...

Статья "Использование кумулятивных сказок в речевом развитии детей раннего возраста"

Каждый из нас имеет представление о том, что такое сказка. С ней мы знакомимся в самом раннем детстве и храним  в памяти всю жизнь. Но, став взрослыми, мы начинаем обращать внимание на то, ч...