Викторина по развитию речи в подготовительной группе "Знатоки родного языка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников. Она состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний. Викторины могут быть использованы как в воспитательной работе, так и вовремя образовательной деятельности. Викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, их интеллектуальных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Программные задачи:
1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.
2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.
3. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
4. Упражнять в умении составлять предложения из деформированного текста, согласовывая слова (род, число, падеж) в предложении.
5. Закреплять умение определять первый и последний звук в словах, чтении коротких слов.
6. Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.
7. Продолжать закреплять умение образовывать словосочетания из предложенных слов.
8. Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как загадка.
9. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.
10. Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.
Материалы и оборудование:
Игровое поле, фишки, карточки с заданиями.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Ребята, а вы любите играть? У меня есть очень интересная игра для вас, называется она «Знатоки родного языка».
Хотите в нее поиграть?
А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)
Знатоки – это умные, знающие люди, умеющие логически думать, сообразительные и смекалистые. Настоящие эрудиты. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться.
А что такое родной язык? (Ответы детей.)
В общепринятом смысле родной язык — тот, который ребенок усваивает первым и на котором говорит с раннего детства.
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. Согласны или хотите выбрать себе другие названия команд? Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».
А вот сейчас посмотрим, ребята, как вы четко и правильно умеете произносить слоги и слова. Повторяйте вместе со мной.
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Ок-ок-ок - лису выгнал петушок.
Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
(Дети стоят полукругом перед столом с игровым полем.)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Перед вами игровое поле с заданиями. Каждая команда по очереди бросает кубик, количество точек на котором и определяет, на сколько клеток передвинуть фишку и какое задание надо выполнить. В конце каждого задания вы будете оценивать себя красными фишками.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество фишек.
1. «Теннис» (быстрые ответы)
Вам необходимо быстро и правильно ответить на вопросы. За правильный ответ команда кладет себе фишку.
- Что видят люди, когда спят? (Сон.)
- У кошки шерсть, а у рыбы? (Чешуя.)
- Как называется утренний прием пищи? (Завтрак.)
- Где растет пшеница? В (поле).
- Масло хранится в масленке, а хлеб? (в хлебнице.)
- Как называется куча снега? (Сугроб.)
- Чем богаты овощи и фрукты? (Витаминами.)
- Что остается после того, как срубили дерево? (Пень.)
- У зверя шкура, а у дерева? (Кора.)
- Из мяса варят суп, а из фруктов? (Компот или варенье.)
- Чем рубят дрова? (Топором.)
- Как называется явление природы, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
- Какой инструмент предназначается для забивания гвоздей? (Молоток.)
- Какова на вкус вода морей и океанов? (Соленая.)
- Что необходимо для утоления жажды? (Вода.)
- Чем покрыто тело животных? (Шерстью.)
2. «Бинокль» (будь внимателен) – (составление предложений из деформированного текста).
Это задание на внимание и сообразительность. Из набора слов вам надо составить предложение (команды по очереди отвечают, за правильный ответ берут фишку).
- Таня и Саша пойти в лес гулять. (Таня и Саша пошли в лес погулять.)
- Рядом, в, плакать, трава, кто-то. (Рядом в траве кто-то плакал.)
- У, белочка, лапка, на, быть, ранка. (У белочки на лапке была ранка.)
- Дети, взять, белочка, домой. (Дети взяли белочку домой.)
- Белочка, они, стали, лечить. (Они стали белочку лечить.)
- Дети, здоровая белочка, отпустить, лес. (Дети отпустили в лес здоровую Белочку.)
3. «Шанс»
Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".
листья падают - листопад
сам ходит - самоход
снег падает - снегопад
мед носит - медонос
вода падает - водопад
звонит попусту - пустозвон
звезды падают - звездопад
сено косит - сенокос
разводит сады - садовод
везде ходит - вездеход
база для нефти - нефтебаза
перевозит лес - лесовоз
сам летит - самолет
пыль сосет - пылесос
воду возит - водовоз.
4. «Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
5. «Черный кот» – «Расшифруй слово».
Вам дорогу перешел черный кот, его задание сложное. Необходимо расшифровать слово и прочитать его, расположив буквы по порядку.
(За правильный ответ – фишка. Команды выполняют задание за столом.)
6. «Цепочка слов»
Разложите картинки последовательно опираясь на тот звук, которым заканчивается предыдущее слово.
У одной команды первая картинка: шар – роза – арбуз – забор.
У другой команды: сок – крот – телевизор – ракета.
За правильный ответ, команда берет себе фишку.
В конце игры подсчитываются фишки.
7. «Палата мер и весов» - игра «Хорошо» и «Плохо»
Назовите, что «хорошо» и что «плохо» в изображённых предметах. Сначала одна команда будет говорить, что «хорошо» а другая – «плохо».
1. Роза – хорошо, потому что …, плохо – потому что …
2. Мороженое – хорошо, потому что…, плохо – потому что…
3. Солнце - хорошо…, плохо….
4. Дождь - хорошо, плохо…
5. Укол –
6. Молоток -
8. «Айболит» - физминутка
9. «Театр» - составление рассказов по сюжетным картинкам от лица героев.
Здесь лежат сюжетные картинки, надо разложить их по порядку. А сейчас рассмотрим, что же здесь изображено.
10. «Вопрос»
В этом задании вам предлагаются загадки. И вы, в зависимости от содержания, называете сказку или героя.
Чуть женой крота не стала
И усатого жука.
Вспомни, как она летала
С ласточкой под облака. (Дюймовочка.)
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется… (Бабою Ягой.)
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
Красна девица грустна,
Ей не нравиться весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
В сказке небо синее,
В сказке птицы странные.
Печенька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! (Гуси – лебеди.)
Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым.
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила. (Золотой ключик.)
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие -то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот загадочный космос. Обучающая викторина по развитию речи для подготовительной группы.
презентация...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Знатоки родного языка"
занятие по развитию речи...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Викторина родного языка»
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Викторина родного языка»Цель: активизировать познавательную и речевую деятельность детей через игру с ...
Конспект организованной образовательной деятельности, по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»
Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования....
НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Знатоки родного языка"
Данное занятие помогает поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками....
Викторина по развитию речи в подготовительной группе
Викторина по развитию речи...
Занятие по развитию речи и грамоте. «Знатоки родного языка»
Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования....