Культура общения
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 27.64 КБ |
kultura_obshcheniya.pptx | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход мастер- класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы представить некоторые практические аспекты моего опыта работы по теме: «Формирование культуры общения через диалогическую речь старших дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Так как тема «Формирование культуры речи через диалогическую речь…», то позвольте мы с вами побеседуем. То есть будем вести диалог, надеюсь, он будет конструктивным и взаимополезным.
Цель этого мастер-класса я ставлю для себя донести основную мысль, основной мой взгляд на данную проблему – это то, что мы с вами (как я уже говорила на прошлом мастер-классе) основной метод и прием, программа и технология по формированию культуры общения наших детей.
Прежде чем перейти непосредственно к демонстрации маленькой части накопленного мной по данной теме опыта, давайте составим определение. Что же в нашем понимании культура общения?, что она включает в себя? Что подразумевает?
Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нельзя, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте социализация ребёнка, а именно умение общаться с другими детьми и взрослыми, инициативность, умение занять себя разнообразной деятельностью утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка.
Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются наиболее интенсивно в дошкольном возрасте.
Одной из проблем в общении со сверстниками и другими людьми остается проблема взаимоотношений со сверстниками. Часто можно наблюдать такую картину, что дети не внимательны и грубы по отношению друг к другу, не умеют взаимодействовать друг с другом в процессе какой- либо деятельности, не могут поддержать и развить установившийся контакт; дети не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве, что в свою очередь ведет к конфликтам.
Диалог с аудиторией: Как вы считаете, в чем причина?
Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста:
- слабая социальная рефлексия,
- неудовлетворённая потребность в общении,
- низкая самооценка,
- агрессия,
- низкий уровень речевого развития,
- не умеют управлять своим поведением,
- недостаточное развитие эмоциональной сферы,
- различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)
Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков, совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Мощнейшим стимулятором их прогресса являются игры. В них ребенок вынужден удерживать в памяти цели, последовательность действий, правила, сюжет, внимательно следить за ходом событий, активно общаться с партнерами.
Давайте и мы попробуем проиграть несколько таких игр. Ведь нельзя учить тому, чего сам не пробовал. Играть мы с вами будем, имитируя один день в группе.
Итак, начинается день. Дети приходят в группу. Воспитатель встречает каждого и ведет с ним маленький ситуативный диалог. (Диалог с аудиторией)
Вот пришло время утренней зарядки. Мы представим, что сделали ее согласно по плану на сегодняшний день. И тут воспитатель добавляет тренинговое упражнение:
“Пожелание”
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.
“Комплименты”
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
Это займет 10 минут времени, пока помощник воспитателя накроет на стол. Дальше мы идем мыть руки. В режимных моментах мы так же развиваем и формируем навыки культурного общения. Мальчики пропускают девочек. Воспитатель подсказывает вежливые выражения, если дети не говорят их. «Проходите, пожалуйста», «Ничего страшного я подожду, мой руки», «Извини, я нечаянно» и т.д. в зависимости от ситуации.
Затем у нас завтрак, перед началом которого мы можем так же использовать момент для закрепления правил поведения, этикета за столом. Не будем на этом заострять внимания. Двигаемся дальше. Занятия. Представим, что мы с вами провели часть занятия и вот физкультминутка. (игра с мячом)
“Закончи предложение”
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.
Молодцы! Теперь нам хватит сил, чтобы продолжить занятия. Пришло время прогулки. Тут можно использовать любые подвижные игры с элементами диалога, с текстами и прибаутками к играм.
Дневной сон. Детки по кроваткам. Можно ввести ритуал перед сном, например, пожелания приятного, спокойного, хорошего отдыха. Можно заучить стишок-прибаутку. Пример: дети поделены на три группы, по очереди произносят по две строчки, а последние произносят вместе шёпотом.
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Воспитатель может сам зачитывать прибаутку или подходящую мини-сказку.
Ходит тихий Сон,
Близ наших окон,
Бродит сонная Дрёма,
Возле нашего дома
Сон и Дрёма глядят –
Все ли ребятки спят…
Можно использовать музыку, видео с колыбельными.
Вот мы проснулись, потянулись и другу другу улыбнулись. Дети могут по очереди говорить «Я хорошо отдохнул. А ты, Маша, хорошо отдохнула? Да, спасибо, Дима, я хорошо отдохнула. А ты, Варя, хорошо отдохнула?» Культура общения?
Далее полдник, могут быть занятия. И вот свободное время во второй половине дня, его можно использовать для нашей цели. Можно организовать сюжетно-ролевую игру. При любой с.р.игре мы будем иметь возможность для формирование, развитии и коррекции при необходимости культуры общения. Можно организовать игровую ситуацию, например,
“Разговор по телефону”
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
Еще хотелось бы с вами проиграть в такую игру, как..
“Кто говорит?”
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
У детей очень полезно формировать навыки невербального общения. Для этого можно использовать такую игру, например,
“Как говорят части тела”
Цель: учить невербальным способам общения.
Воспитатель даёт ребёнку разные задания.
Покажи:
как говорят плечи “Я не знаю”;
как говорит палец “Иди сюда”;
как говорит голова “Да” и “Нет”;
как говорит рука “Садись!”, “Повернись!”, “До свидания”,
как сказать «Ты, молодец!»
Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
“Здороваемся без слов”
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).
Так же необходимо включать игры на формирования навыков телесного, тактильно восприятия. Для этого мы с вами поиграем в такую игру…
“Ручеёк”
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
“Возьмёмся за руки, друзья”
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
Спасибо вам дети. Мы с вами прекрасно поиграли, многому научились. Но главное чему мы с вами сегодня научились быть вежливыми, культурными и улыбчивыми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Формирование культуры общения через диалогическую речь старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ».
Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкая самооценка, агрессия, низкий уровень речевого развития, не умеют управлять своим поведением, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи)
Всем спасибо за работу! Вы – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Культура общения"
Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времён тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно- нравственно- красиво. Основой истинной ку...
Проект воспитания у старших дошкольников культуры общения
Сдесь представлен поэтапныйт план мероприятий по воспитанию у старших дошкольников культуры общения. мероприятьия расписаны по темам, с подробным описанием действий....
Проект воспитания у старших дошкольников культуры общения
Сдесь представлен поэтапныйт план мероприятий по воспитанию у старших дошкольников культуры общения. мероприятьия расписаны по темам, с подробным описанием действий....
Родительское собрание «О слове, о речи, о культуре общения»
Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена...
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
Тренинг для педагогов на тему "Культура общения - культура поведения"
Данный тренинг нацелен на формирование навыков педагогической этики через совместные угры, упражнения , обсуждение проблемных ситуаций....
Тренинг для педагогов на тему «Культура общения – культура поведения»
Тренинг для педагогов...