ООД
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Казанова Мария Викторовна

Конспект НОД Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская песенка»

Подготовила: Казанова Мария Викторовна МАДОУ №16 «Дюймовочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 18.22 КБ
Файл Анализ занятия19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская песенка»

Подготовила: Казанова Мария Викторовна МАДОУ №16 «Дюймовочка».

Образовательная область: «Речевое развитие»

Направление: «Развитие детской речи»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Помочь запомнить стихотворный текст и вызвать радость у детей от восприятия стихотворения.

Задачи:

Образовательные:

1.Ознакомление детей с изменениями природы весной, описанием в стихотворении Плещеева.

2. Дать возможность детям для развития произвольного припоминания использовать карты – схемы.

Развивающие:

1.Развивать слуховое внимание.

2.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Воспитательные:

1.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

2.Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

3.Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя.

Методы и приемы:

- практические – игровое упражнение, двигательное упражнение;

- наглядные – рассматривание персонажей, слайдов презентации;

- словесные – вопросы - ответы, рассказ воспитателя и детей, художественное слово, объяснение.

Предварительная работа: чтение стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская песенка»

рассматривание иллюстраций с перелетными птицами, называть признаки весны по опорным картинкам, чтение рассказов о весне; загадывание загадок; наблюдения за птицами.

Словарная работа: сени, краше, милей, прощебечи.

Содержание

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристика)

Вводная часть

Организационный момент. Мотивация

Дети в свободной деятельности в группе. Воспитатель звонит в колокольчик дети встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Я хочу вам пожелать, пусть день сегодня будет ярким, солнечным, а настроение у вас будет радостным, веселым, как ваши улыбки.

- Ребята, слышите кто-то песенку поет. Это птичка к нам прилетела. Прилетела она к нам узнать какое время года сейчас. Не знает когда ей гнездо нужно вить и деток выводить.

Ребята, а какое у нас время года? Дети-весна.

-Давайте расскажем птичке о весне. Мы выходим на прогулку и находим все новые и новые приметы весны. А сейчас мы вспомним эти приметы. Посмотрите на картинки и скажите, какие приметы весны изображены.

• Голубое небо, яркое солнышко

• Трава зеленеет

• Птицы прилетели

• Появились насекомые

-Молодцы, ребята, вы очень внимательные!

Социально - коммуникативное развитие

Сюрпризный момент «Птичка»

Беседа, игровая ситуация

Движение, слово

Дети рассматривают птичку.

Развитие речевой активности у детей

Может контролировать свои движения и управлять ими

- Послушайте, как замечательный русский поэт Алексей Плещеев рассказал про приметы весны в своем стихотворении, и птичка к с нами послушает.

Чтение стихотворения А. Плещеева «Сельская песенка»

 Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Беседа
-Понравилось вам стихотворение?  И птичке тоже понравилось.

Какое оно по настроению?

-Послушайте стихотворение ещё раз.

 -Ответьте на вопросы строчками из стихотворения.

-Что происходит весной в природе? (Кто летит к нам? (ласточка)

Что такое сени? (Это комната в деревенском доме. Обычно сени холодные, хранят в сенях разные вещи) -Повторим вместе (сени)
-Что сказано в стихотворении про ласточку? (С нею солнце краше и весна милей. - повторить.)

- Что значит «Прощебечь»? (это значит пропой, ведь песня — ласточки-это щебетание- повторить)

 -Её просят «Прощебечь с дороги нам привет скорей!» Повторим строчку вместе. Теперь прочитаю стихотворение еще раз, а вы послушайте.

Физкультминутка

Ой, ребята, подул теплый весенний ветерок, закачались веточки на деревьях! Вставайте скорее и покажите, как качаются веточки.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше-выше

Ребята давайте встанем в круг и поиграем.

Игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает первую половину фразы из стихотворения, а ребенок продолжает).

Хороводная игра «Весенний хоровод» 

Ребята, а где же наша птичка? Посмотрите пока мы играли она гнездышко свила.

Познавательно - коммуникативная деятельность

воспитатель читает первую половину фразы из стихотворения, а ребенок продолжает.

Проблемная ситуация

Повторное чтение с показом картинок

Речь детей

Травка зеленеет, солнышко блестит- повторить коллективно и индивидуально

Игра «Доскажи словечко»

тянемся выше, встаем на носочки, веточки-руки протягиваем к солнышку!

Развитие общения детей с взрослым, умение слушать и выполнять задание

Участвует в совместной деятельности

Слушает взрослого и выполняет его инструкции

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- Молодцы! Помогли мы птичке?

 Понравилось стихотворение?

- Как называется стихотворение?

- Кто его написал?

- Вам было трудно его запомнить?

- А что помогло запомнить?

- Воспитатель: Посмотрите ребята у меня есть картинки солнышко и тучка. Если у вас всё получилось возьмите солнышко, а если было трудно запоминать стихотворение возьмите тучку. Давайте возьмем магнитики и поместим картинки на доске. Обсудить выбор детей.

Радость от проделанной работы.



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия по заучиванию стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская песенка» во II младшей группе.

Подготовила: Казанова Мария Викторовна  

 

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Сельская песенка»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие». 

Цель: Помочь запомнить стихотворный текст и вызвать радость у детей от восприятия стихотворения.

Задачи:

Образовательные:

1.Ознакомление детей с изменениями природы весной, описанным в стихотворении Плещеева.

2. Дать возможность детям для развития произвольного припоминания использовать мнемотаблиц.

Развивающие:

1.Развивать слуховое внимание.

2.Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.

Воспитательные:

1.Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

2.Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя.

Методы и приемы:

- практические – игровое упражнение, двигательное упражнение;

- наглядные – рассматривание персонажей; картинок.

- словесные – вопросы – ответы воспитателя и детей, художественное слово, объяснение.

Словарная работа: сени, краше, милей, прощебечи.

1.Критерий: Соответствие поставленных на занятии задач

Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей младшего дошкольного возраста.

2.Критерий: Создание условий для проведения занятия

Подготовка к занятию включала подбор наглядного материала и дидактических пособий (Мнемотаблицы, игрушка птичка, картинки солнышка и тучки по количеству детей), рациональное их размещение.

Успешному решению поставленных задач способствовала предварительная работа на данную тему (рассматривание иллюстраций с перелетными птицами, называть признаки весны по опорным картинкам, чтение рассказов о весне; загадывание загадок; наблюдения за птицами на прогулке.

В индивидуальной работе с детьми использовались Дидактические игры «Дождик» «Подбери нужное слово» «Подскажи словечко» «Разрезные картинки». Пальчиковая гимнастика «Капель»  «Весна» «Перелётные птицы» «Дай нам солнышко тепла»

С учетом конкретно решаемых задач на занятии организована пространственная среда, обеспечена рациональность в размещении оборудования и материалов.

Обеспечены санитарно-гигиенические требования (проветривание, влажная уборка помещения, освещенность, подбор и расстановка мебели).

3.Критерий: Соответствие структуры занятия его задачам

Занятие имело следующую структуру: начало, ход, окончание. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Так, обучающая задача решалась во всех частях занятия и т.д. На протяжении всего занятия использовались различные приемы, направленные на привлечение внимания детей (при чтении стихотворения – смена интонации голоса, во время проведения хороводной игры «Доскажи словечко» индивидуальный подход к детям)

4.Критерий: Реализация здоровьесберегающего подхода

В группе проведена влажная уборка, проветрено.

Подготовлен соответствующий материал для осуществления образовательной деятельности.

Продумано размещение детей.

5.Критерий: Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности, пол)

групповая –  упражнение «Мы на коврике стоим», «Доскажи словечко»,  «индивидуальная – ответы на вопросы, чтение стихотворения по мнемотаблице.

6. Критерий: Использование разнообразных форм организации детей на занятии. Оправданность выбранных форм

На занятии предусмотрено использование различных форм организации детей: индивидуальная, коллективная. В игре стимулировалась активность каждого ребенка.

7.Критерий: Эффективность используемых методов и приемов для успешной реализации поставленных задач

На занятии использовались различные методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Это способствовало поддержанию интереса детей на протяжении всего занятия, активизации каждого ребенка.

В процессе работы с детьми активно использовались различные приемы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, создание игровой ситуации, художественное слово. Это способствовало привлечению и сосредоточению внимания детей, обеспечению мотивации и интереса, активизации мышления, подаче нового с опорой на имеющиеся знания.

8. Критерий: Реализация личностно-ориентированного подхода

Реализация личностно-ориентированного подхода обеспечивалась в поощрении каждого ребенка в той или иной части занятия.

9.Критерий: Коррекция хода занятия с учетом «обратной связи»

На протяжении всего занятия обеспечивалась «обратная связь» с детьми: оказывалась поддержка каждому ребенку проявлялось внимание к настроению, потребностям ребенка. Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей.      Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.

10.Критерий: Итог занятия

Заключительной части был подведен итог образовательной деятельности (использование элементов рефлексии) с помощью ответов детей на заданные вопросы, что позволило проанализировать уровень восприятия стихотворного содержания и эмоциональный отклик на литературное произведение. Была дана положительная оценка всем детям по реализации совместной деятельности.  Я считаю, что все поставленные сегодня мною задачи решены учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. А теперь я выслушаю Ваше мнение и учту все замечания в дальнейшей моей педагогической работе!