Конспект по развитию речи " в поисках Немо" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Дорогавцева

 

Конспект по развитию  речи "В поисках Немо"

Старшая группа

Цели: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.

-Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о морских обитателях.
-Продолжать учить детей составлять предложения.
-Правильно употреблять существительные в единственном и множественном.
-Продолжать учить самостоятельно находить общие признаки, делать вывод.
-Развивать умение различать и называть виды транспорта.
-Развивать речь детей с помощью загадок.
-Развивать познавательный интерес к природе.
-Совершенствовать  звуковую  сторону  речи, ее  выразительность,  фонематический  слух

-Развивать  познавательную  деятельность,  воображение,  память,  восприятие,  внимание,  логическое  мышление,  самоконтроль  и  самостоятельность;

-Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море

 

Предварительная работа: Изучение обитателей морей и океанов, знакомство с водным и подводным транспортом.

Материал: глобус, музыка прибоя, презентация на проекторе, аквариум с живой рыбкой, рыболовная сеть, письмо, макет батискафа .

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. (Беру глобус)

Воспитатель - Ребята, мы все знаем что это…

Дети:Это глобус.

Воспитатель-Какие цвета вы видете на глобусе?

Дети:Ответы детей.

Воспитатель- А если его сильно раскрутить, то он становится каким цветом. Почему?

Дети:Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель- Что означает голубой цвет на глобусе?

Дети:Голубым  цветом  на глобусе обозначены моря и океаны, реки и озера, водоемы

Воспитатель - Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок  закрывайте глаза (Дети садятся на ковер).

Воспитатель- Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети:Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаем запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, давайте подышим морским воздухом.

 Дыхательное упражнение

Воздух мы сейчас вдохнем

Дышим носом, а не ртом

Плечи мы не поднимаем

Животом мы не помогаем. (3-4раза)

Воспитатель :Пока мы с Вами дышали  морским  воздухом, к нам попал интересный морской предмет. Вот он – посмотрите. Это бутылка, а в ней лежит какое-то письмо. Давайте его прочитаем

 

«Ребята! Мне нужна Ваша помощь. Я маленькая рыбка. Я запуталась в сетях злых браконьеров, мне самой не выбраться на волю. Прошу вас приплыть ко мне на помощь. Показать правильный путь как меня найти помогут  разные морские обитатели.

 

Воспитатель: - Ребята, вы готовы помочь  рыбке?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: На каком транспорте можно передвигаться по морю

Дети: ответы детей… (на лодке, катере, корабле, пароходе, яхте)
Воспитатель: Все это правильно. Но нам  нужно не просто плыть по морю, а попасть в его морские глубины. Какой транспорт  нам понадобиться?

Дети: Батискаф, подводная лодка.

Воспитатель: Кто самый главный в морском путешествии?

Дети: Капитан.
Воспитатель: Совершенно верно! С вашего разрешения, капитаном буду я!.

Воспитатель.: Мне нужна команда из матросов. Какие должны быть матросы?

Дети: ответы (храбрые, смелые, отважные, ловкие)

                             

Массаж «Тельняшки»

Воспитатель: Превратимся в матросов? Нет тельняшек без полос,  кто в тельняшке, тот матрос

Дети выполняют упражнение – Правило: Поворачиваемся все на право и нарисуем каждому на спине тельняшку, слева направо.

Воспитатель:  капитан есть, матросы есть, но перед тем как отправляться в путь мы должны познакомиться с правилами поведения на батискафе:

Правило:
1. Нельзя кричать и бегать, толкаться запрещается.
2. Разрешается говорить спокойным голосом, не перебивать друг друга и быть вежливыми.

Воспитатель: но а теперь я приглашаю всех на борт батискафа, занимайте свои места

(Правило: Спинки ровные, ножки вместе). Мы спускаемся в морские глубины на волшебном батискафе.  А чтобы нам в пути было веселее повторяйте за мной

 

 Логоритмическое упражнение

Ну-ну-ну – идем по морскому дну.

Та-та-та – вокруг такая красота

Ла-ла-ла – акула мимо проплыла.

Лу-лу-лу – вижу рыбу пилу.

Ит-ит-ит – из глубин всплывает? А кто к нам всплывает, мы узнаем если загадку отгадаем….

Остров с пальмой водяной

Поздоровайся со мной

Он обиженно пыхтит:

« Я не остров, я же …

Дети: Кит

 

Воспитатель: Почему Кита в загадке сравнивают с островом? (Высказывания детей).

Воспитатель: А как вы думаете  кит – это рыба или нет? (Высказывания детей).

 

Воспитатель: Запомните кит - не рыба, а млекопитающее, хоть и живет в воде.  И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух так, как он дышит не жабрами, а легкими. Еще, киты кормят детёнышей молоком.

Воспитатель: Кит подскажет нам дорогу, если вы отгадаете загадки про его друзей.

(Загадки)

Зубастая улыбка, а на спине плавник,

Увидишь эту рыбку – спасайся в тот же миг!

(Акула)

 

Белоснежный парашют волны к берегу несут.

(Медуза)

 

В воде она живет

Нет клюва, а клюет.

(Рыба)

 

Он не скачет на просторе

Он живет в соленом море

Хоть походит на коня,

Но коню он не родня

( Морской конек)

 

Воспитатель:Правильно вы все угадали и  Кит говорит, нам плыть прямо

Воспитатель:Ребята, смотрите, мелькнуло еще один морской обитатель  …

Только мимо нас проплыли

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины,

Матросы кто же это?

Дети: Дельфин   (показ на проекторе)

Воспитатель: дельфин…Это самое умное морское животное. Чем питается дельфин? (рыбой.) Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке.

Он хочет посмотреть как мы умеем играть.

 

Воспитатель игра: Один – много

Я буду бросать кому - либо мяч, и называть слова, которые обозначают один предмет. Тот, кто словит мяч, будет называть слово, которое обозначает много предметов.

Например: один – корабль, много – корабли.
кит – киты,
океан - …
море - …
морж – …,
осьминог - ….
волна - ….
краб - …,
дельфин - …
медуза - …
акула – …

Дельфин нам говорит, что мы на правильном пути.

Воспитатель: Ребята, смотрите, мелькнул еще один морской обитатель.

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная…

Дети: Да это же. (акула). (На проекторе)

Воспитатель: Акула нам не покажет дорогу дальше, пока  про нее не расскажем. Какая она. Если вы знаете ответ, то поднимаете руку

Дети: (Акула – хищная, зубастая, злобная, беспощадная, большая, вредная, серая, морская, глубоководная, ненасытная, страшная… )

Воспитатель: что делает акула?( плавает, кусается, охотится …..)

Воспитатель: Акула нам подсказала, что нам нужно спуститься поглубже

 Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети:Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: -  Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки  рыбы). Кто это? (картинка)

Дети:Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.
Речевая игра «Чей хвост?»

Если это рыба, то чей хвост? – рыбий хвост

Если это акула, то чей хвост? - акулий хвост

Если это черепаха, то чей хвост?  – черепаший хвост

Если это дельфин, то чей хвост? – дельфиний хвост

Если это тюлень, то чей хвост? - тюлений хвост

Если это морж, то чей хвост? – моржовый хвост

Если это кит, то чей хвост? – китовый хвост

Воспитатель : - Молодцы, отпустим рыбку плавать.

Воспитатель: - Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети:Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель- Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из батискафа. Как здесь красиво.

 

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

 А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А  вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук). Плывет по морю осьминог

Воспитатель: нас  встречает  осьминог

Ребята, чтоб узнать дальнейший путь нужно разгадать в каком слове спрятался звук  [л] «Хлопните в ладоши, когда услышите звук [л] в слове».

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек.

Воспитатель : матросы! Вот мы успешно преодолели все препятствия и справились со всеми заданиями и вопросами. И наконец добрались до того места, где рыбка  попала в сети. Нужно быстрее ее освободить ( достаём с сетей )

Рыбка : Спасибо Вам, ребята! Вы  спасли меня. У меня для вас есть подарки – волшебные ракушки  на память о путешествии

В: Ребята! Пора возвращаться на батискаф и плыть назад в детских сад.всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов).

Рефлексия :А пока наш батискаф готовится к всплытию, расскажите где мы сегодня были? Что видели? Кого спасали? Что понравилось больше всего? Что запомнилось больше всего? ( ответы детей)

Наш батискаф готов к всплытию .

3,2,1 держимся крепко за сидения и всплываем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ритмике в старшей группе "В поисках золотого ключика"

Образовательные области:Физическая культура.       Здоровье....

Конспект логопедического занятия «В поисках солнца» Старшая группа

Конспект группового занятия  «В поисках солнца»Старшая группа...

Конспект по математике во второй младшей группе "В поисках Машеньки"

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша....

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Приключения в сказке Колобок. Поиски колобка».

Материал адресован воспитателям, педагогам по физическому развитию в детских садах и родителям детей младшего дошкольного возраста 2-3 года.Данное занятие может быть использовано на занятиях по ...