Методика формирования грамматического строя речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_gramaticheskogo_stroya_rechi_detey_2.pptx | 635.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование – образование слова на базе другого однокоренного слова , которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка. Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.). Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет). Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах. Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Усвоение способов словообразования происходит поэтапно.
3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей Три направления: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом. В морфологии. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. В словообразовании. Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). В синтаксисе. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные
4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей Пути формирования грамматически правильной речи: - создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; - повышение речевой культуры взрослых; - специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; - формирование грамматических навыков в практике речевого общения; - исправление грамматических ошибок.
Литература 1. pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-156.shtml . 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. Книга для воспитателей детского сада, М., Мозаика-Синтез, 1999 г. 3. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994 4. voltholdings38.weeb
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования грамматического строя речи.
Презентация с кратким описанием методики формирования грамматического строя речи....
Методика формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста
В презентации представлены особенности развития связной речи дошкольников. А также примеры морфологических ошибок в речи детей....
Методика формирования грамматического строя речи
Консультация для воспитателей«Методика формирования грамматического строя речи»...
"Методика формирования грамматического строя речи"
Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.Овладение ...
Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы»
Задачи и методика формирования грамматического строя речи по примерной образовательной программе «От рождения до школы» (под. редакцией: Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в со...
Консультация "«Методика формирования грамматического строя речи дошкольников»"
В данной консультации раскрыта методика формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах детского сада....
Презентация "Методика формирования грамматического строя речи дошкольников"
Презентация раскрыввает методику формирования грамматического строя речи дошкольников, четко вычленяет задачи на каждый возрастной период....