Конспект педагогического мероприятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Конспект педагогического мероприятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 «Родничок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект педагогического мероприятия
по речевому развитию
для детей младшего дошкольного возраста
«В гостях у сказки»
Составила: воспитатель
Зиновьева Ирина Станиславовна
Новочебоксарск, 2023
Цель: ознакомление детей с народной сказкой «Рукавичка».
Образовательные задачи:
- совершенствовать эмоциональное восприятие содержания сказки «Рукавичка»;
- запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования;
- закреплять умение рассказывать сказку «Рукавичка» связно, в логической последовательности;
- формировать умение подбирать заместители персонажей сказки с ориентировкой на их цвет, размер;
- активизировать в речи слова: мягкая, пушистая, теплая, большая, маленькая, тонкий, грубый, писклявый.
Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию персонажам сказки;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение соотносить знаковые символы с образами;
- совершенствовать диалогическую речь: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, желание проявлять заботу о них, пожалеть, утешить.
Словарь: кабан-клыкан.
Материалы: рукавичка, мягкая игрушка собачка Жучка, мольберт, силуэты рукавичек по количеству детей, звукозапись (музыка «В гостях у сказки», звук – лай собаки), геометрические фигуры разного цвета и размера для моделирования.
Предварительная работа:
- чтение и обсуждение аналогичной сказки «Теремок»;
- рассматривание иллюстраций к ней;
- обсуждение символов диких животных для моделирования;
- моделирование знакомых сказок;
- разучивание подвижной игры «Лохматый пес».
Ход:
Приветствие гостям:
Рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем, душевно встречаем.
Воспитатель: Ой, ребята, а что это у нас тут на полу лежит? (Дети встают полукругом).
Обращает внимание на рукавичку, которая лежит на полу. (Ответы детей).
Воспитатель: И, правда, рукавичка. (Дети и воспитатель рассматривают рукавичку). Да такая красивая… (Побуждать детей: Да такая мягкая, теплая, пушистая…)
Воспитатель: Кто же мог обронить и потерять эту рукавичку? (Ответы детей). Может наши гости обронили? (Воспитатель обращается к гостям).
Воспитатель: А зачем нам нужны рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: В какое время года мы одеваем их? (Зимой).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А я догадываюсь, кто потерял ее. А вы хотите узнать, кто же хозяин этой рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю сесть поудобнее на стульчики и послушать интересную сказку, из которой вы узнаете, кто же потерял рукавичку.
Воспитатель включает музыку «В гостях у сказки». Дети рассаживаются. Напоминает, как нужно красиво сидеть на стульчиках).
Садитесь на стульчики рядком
Слушать сказку ладком.
Спинки ровные, глазки зоркие
Воспитатель: Я сегодня Вам хочу рассказать сказку «Рукавичка». Послушайте внимательно.
Воспитатель рассказывает народную сказку «Рукавичка».
Рукавичка
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — норушка. А ты кто?
— А я лягушка-квакушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое.
Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидят.
Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот — уже стало их пятеро.
Откуда ни возьмись — бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок-серый бочок. А ты кто?
— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.
Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Воспитатель: Понравилась ли Вам сказка? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется сказка, которую я вам рассказала?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, молодцы! А какое новое слово, название какого животного вы сегодня услышали?
Дети отвечают. (Кабан).
Воспитатель: Правильно, кабан-клыкан. Ребята, кабан - это дикое животное, которое живет в лесу и добывает себе еду. Еще кабан похож на поросенка.
Воспитатель: Кто первый увидел рукавичку? (Ответы детей. Воспитатель добивается полных ответов от детей).
Воспитатель: Как вы думаете, как можно сказать о мышке? Мышка какая, если она всех пустила в рукавичку? (Ответы детей: «Добрая, чуткая, гостеприимная»).
Воспитатель: Какой голос у мышки? (Ответы детей: тонкий, писклявый)
Воспитатель: А у медведя какой голос? (Ответы детей: грубый, хриплый,)
Воспитатель: Ребята, кто же самый маленький из зверюшек? А кто самый большой? (Ответы детей).
Воспитатель: Что одинаково говорили все зверюшки? (Ответы детей: «Кто, кто в рукавичке живет?»)
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, кто же хозяин этой рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: Завтра уже первый день весны, но все равно еще холодно, и без рукавичек не обойтись. Хозяину ведь плохо придется без одной рукавицы- рука у него замерзнет.
А что же делать? Как нам рукавицу вернуть?
Воспитатель: Но что я слышу. Будто кто-то лает? (Звучит запись - лай собаки, появляется игрушка - собака Жучка).
И тут появляется собачка Жучка.
Жучка: Здравствуйте, дети.
Воспитатель: Здравствуй, Жучка, очень рады тебя видеть у нас в гостях!
Жучка: Вы рукавичку не находили?
Дети: Находили. Вот она. (Воспитатель показывает рукавичку).
Жучка: Вот спасибо. Дед будет очень рад! За то, что вы мне помогли найти рукавичку, я хочу с вами поиграть и немного согреться.
Проводится физкультминутка «Лохматый пес».
Жучка располагается в своем домике (например, на стуле). Дети вместе с педагогом идут к ней со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети подходят к собаке, которая позволяет себя погладить и приласкать. Неожиданно собака лает – дети убегают от нее, а она догоняет их.
Воспитатель: Ребята, предлагаю еще раз вспомнить нашу сказку. Приглашаю всех за столы. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Мы сейчас попробуем выложить по порядку волшебные кружочки и вспомним, кто и за кем приходил к рукавичке? Только будьте внимательны.
Воспитатель: Кто первым увидел рукавичку? (Идет моделирование сказки за столом из геометрических фигур разного цвета и разного размера, одинаковой формы. Дети выкладывают на рукавичках персонажей сказки.)
Дети отвечают. Если есть дети, которые затрудняются, то необходимо помочь, проговаривая словами.
Воспитатель: Правильно, мышка. Каким кружочком можно обозначить Мышку? Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Прикладываем маленький серый круг к рукавичке так, чтобы в ней уместились все герои сказки. А кто же следующим пришел? (Ответы детей).
Какого цвета и размера кружочком мы обозначим следующего персонажа?
Дети самостоятельно выкладывают символы остальных героев сказки. А один ребенок вкратце рассказывает для закрепления сказку и работает у мольберта.
(Шел дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, потом лягушка, за ней зайчик с лисой, потом волк с кабаном и медведь. Увидел дед, что потерял рукавичку, вернулся за ней. Собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны).
Воспитатель: Какие Вы молодцы, ребята! Все хорошо запомнили сказку и помогли зверушкам. Ребята, как называется сказка, которую Вы сегодня услышали? Вам она понравилась? Кому бы Вы хотели ее рассказать? А кто к нам приходил сегодня? А еще какую сказку она вам напоминает? (Теремок)
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец! На этом наша игра закончилась. До свидания!
Использованная литература:
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. - 264 с.
- Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
- Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
- Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина и др; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2003. – 144 с.
- Сказки / худож. Б. Акулиничев. – М.: Самовар, 2007. – 42, [5] с.: ил.
- Степаненко Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Синтез, 2011. – 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/04/picture-595452-1425489937.jpg)
Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "В гости к нам лиса пришла".
Данный материал был разработан с целью приобщения детей 4-5 лет к русской народной литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228513-1364243940.jpg)
План-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: формировать интерес к книгам.Задачи:Образовательныеобобщение представлений детей о произведениях К.И. Чуковского ;закрепление представлений детей об изученных геометрических фигурах;обогащение п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-913580-1495478349.jpg)
Конспект педагогического мероприятия речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Как мы Весну спасали»
Конспект педагогического мероприятия речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Как мы Весну спасали»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-1095100-1643624140.jpg)
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки». Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/08/picture-1296915-1607439424.png)
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-731100-1451728700.jpg)
"Конспект НОД по речевому развитию для детей раннего дошкольного возраста "В гостях у Мишутки"
Данное занятие направлено на создание условий для развития речевой активности у детей.Задачи:Расширять знание детей о диких животных.Развивать речь детей, умение произносить простые по звуко...