Конспект педагогического мероприятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Конспект педагогического мероприятия по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №43 «Родничок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект педагогического мероприятия
по речевому развитию
для детей младшего дошкольного возраста
«В гостях у сказки»
Составила: воспитатель
Зиновьева Ирина Станиславовна
Новочебоксарск, 2023
Цель: ознакомление детей с народной сказкой «Рукавичка».
Образовательные задачи:
- совершенствовать эмоциональное восприятие содержания сказки «Рукавичка»;
- запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования;
- закреплять умение рассказывать сказку «Рукавичка» связно, в логической последовательности;
- формировать умение подбирать заместители персонажей сказки с ориентировкой на их цвет, размер;
- активизировать в речи слова: мягкая, пушистая, теплая, большая, маленькая, тонкий, грубый, писклявый.
Развивающие задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию персонажам сказки;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление, умение соотносить знаковые символы с образами;
- совершенствовать диалогическую речь: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к животным, желание проявлять заботу о них, пожалеть, утешить.
Словарь: кабан-клыкан.
Материалы: рукавичка, мягкая игрушка собачка Жучка, мольберт, силуэты рукавичек по количеству детей, звукозапись (музыка «В гостях у сказки», звук – лай собаки), геометрические фигуры разного цвета и размера для моделирования.
Предварительная работа:
- чтение и обсуждение аналогичной сказки «Теремок»;
- рассматривание иллюстраций к ней;
- обсуждение символов диких животных для моделирования;
- моделирование знакомых сказок;
- разучивание подвижной игры «Лохматый пес».
Ход:
Приветствие гостям:
Рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем, душевно встречаем.
Воспитатель: Ой, ребята, а что это у нас тут на полу лежит? (Дети встают полукругом).
Обращает внимание на рукавичку, которая лежит на полу. (Ответы детей).
Воспитатель: И, правда, рукавичка. (Дети и воспитатель рассматривают рукавичку). Да такая красивая… (Побуждать детей: Да такая мягкая, теплая, пушистая…)
Воспитатель: Кто же мог обронить и потерять эту рукавичку? (Ответы детей). Может наши гости обронили? (Воспитатель обращается к гостям).
Воспитатель: А зачем нам нужны рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: В какое время года мы одеваем их? (Зимой).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А я догадываюсь, кто потерял ее. А вы хотите узнать, кто же хозяин этой рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю сесть поудобнее на стульчики и послушать интересную сказку, из которой вы узнаете, кто же потерял рукавичку.
Воспитатель включает музыку «В гостях у сказки». Дети рассаживаются. Напоминает, как нужно красиво сидеть на стульчиках).
Садитесь на стульчики рядком
Слушать сказку ладком.
Спинки ровные, глазки зоркие
Воспитатель: Я сегодня Вам хочу рассказать сказку «Рукавичка». Послушайте внимательно.
Воспитатель рассказывает народную сказку «Рукавичка».
Рукавичка
Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:
— Тут я буду жить.
А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка — норушка. А ты кто?
— А я лягушка-квакушка. Пусти и меня!
— Иди.
Вот их уже двое.
Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!
— Иди.
Вот их уже трое.
Бежит лисичка:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?
— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидят.
Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик-побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!
— Ну иди!
Влез и этот — уже стало их пятеро.
Откуда ни возьмись — бредет кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок-серый бочок. А ты кто?
— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Вот беда, всем в рукавичку охота.
— Тебе и не влезть!
— Как-нибудь влезу, пустите!
— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!
Влез и этот. Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться!
А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
— Кто, кто в рукавичке живет?
— Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?
— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!
— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
— Да как-нибудь!
— Ну уж иди, только с краешку!
Влез и этот — семеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.
Собачка тогда:
— Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Воспитатель: Понравилась ли Вам сказка? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется сказка, которую я вам рассказала?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, молодцы! А какое новое слово, название какого животного вы сегодня услышали?
Дети отвечают. (Кабан).
Воспитатель: Правильно, кабан-клыкан. Ребята, кабан - это дикое животное, которое живет в лесу и добывает себе еду. Еще кабан похож на поросенка.
Воспитатель: Кто первый увидел рукавичку? (Ответы детей. Воспитатель добивается полных ответов от детей).
Воспитатель: Как вы думаете, как можно сказать о мышке? Мышка какая, если она всех пустила в рукавичку? (Ответы детей: «Добрая, чуткая, гостеприимная»).
Воспитатель: Какой голос у мышки? (Ответы детей: тонкий, писклявый)
Воспитатель: А у медведя какой голос? (Ответы детей: грубый, хриплый,)
Воспитатель: Ребята, кто же самый маленький из зверюшек? А кто самый большой? (Ответы детей).
Воспитатель: Что одинаково говорили все зверюшки? (Ответы детей: «Кто, кто в рукавичке живет?»)
Воспитатель: Ребята, а вы догадались, кто же хозяин этой рукавички? (Ответы детей).
Воспитатель: Завтра уже первый день весны, но все равно еще холодно, и без рукавичек не обойтись. Хозяину ведь плохо придется без одной рукавицы- рука у него замерзнет.
А что же делать? Как нам рукавицу вернуть?
Воспитатель: Но что я слышу. Будто кто-то лает? (Звучит запись - лай собаки, появляется игрушка - собака Жучка).
И тут появляется собачка Жучка.
Жучка: Здравствуйте, дети.
Воспитатель: Здравствуй, Жучка, очень рады тебя видеть у нас в гостях!
Жучка: Вы рукавичку не находили?
Дети: Находили. Вот она. (Воспитатель показывает рукавичку).
Жучка: Вот спасибо. Дед будет очень рад! За то, что вы мне помогли найти рукавичку, я хочу с вами поиграть и немного согреться.
Проводится физкультминутка «Лохматый пес».
Жучка располагается в своем домике (например, на стуле). Дети вместе с педагогом идут к ней со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети подходят к собаке, которая позволяет себя погладить и приласкать. Неожиданно собака лает – дети убегают от нее, а она догоняет их.
Воспитатель: Ребята, предлагаю еще раз вспомнить нашу сказку. Приглашаю всех за столы. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Мы сейчас попробуем выложить по порядку волшебные кружочки и вспомним, кто и за кем приходил к рукавичке? Только будьте внимательны.
Воспитатель: Кто первым увидел рукавичку? (Идет моделирование сказки за столом из геометрических фигур разного цвета и разного размера, одинаковой формы. Дети выкладывают на рукавичках персонажей сказки.)
Дети отвечают. Если есть дети, которые затрудняются, то необходимо помочь, проговаривая словами.
Воспитатель: Правильно, мышка. Каким кружочком можно обозначить Мышку? Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Прикладываем маленький серый круг к рукавичке так, чтобы в ней уместились все герои сказки. А кто же следующим пришел? (Ответы детей).
Какого цвета и размера кружочком мы обозначим следующего персонажа?
Дети самостоятельно выкладывают символы остальных героев сказки. А один ребенок вкратце рассказывает для закрепления сказку и работает у мольберта.
(Шел дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, потом лягушка, за ней зайчик с лисой, потом волк с кабаном и медведь. Увидел дед, что потерял рукавичку, вернулся за ней. Собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны).
Воспитатель: Какие Вы молодцы, ребята! Все хорошо запомнили сказку и помогли зверушкам. Ребята, как называется сказка, которую Вы сегодня услышали? Вам она понравилась? Кому бы Вы хотели ее рассказать? А кто к нам приходил сегодня? А еще какую сказку она вам напоминает? (Теремок)
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец! На этом наша игра закончилась. До свидания!
Использованная литература:
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада В.В. Гербова. М.: Синтез, 2007. - 264 с.
- Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
- Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 128 c.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
- Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина и др; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Сфера, 2003. – 144 с.
- Сказки / худож. Б. Акулиничев. – М.: Самовар, 2007. – 42, [5] с.: ил.
- Степаненко Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Синтез, 2011. – 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста "В гости к нам лиса пришла".
Данный материал был разработан с целью приобщения детей 4-5 лет к русской народной литературе....
План-конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: формировать интерес к книгам.Задачи:Образовательныеобобщение представлений детей о произведениях К.И. Чуковского ;закрепление представлений детей об изученных геометрических фигурах;обогащение п...
Конспект педагогического мероприятия речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Как мы Весну спасали»
Конспект педагогического мероприятия речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста «Как мы Весну спасали»...
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
Лэпбук по развитию творческих способностей в речевом развитии у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки». Данное пособие является средством развивающего обучения: развивает ...
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Русская народная сказка «Рукавичка»...
"Конспект НОД по речевому развитию для детей раннего дошкольного возраста "В гостях у Мишутки"
Данное занятие направлено на создание условий для развития речевой активности у детей.Задачи:Расширять знание детей о диких животных.Развивать речь детей, умение произносить простые по звуко...