Итоговое занятие по развитию речи "В поисках запутанных сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Речевое развитие в подготовительной группе включает в себя следующие цели: формирование у ребенка богатого и активного словарного запаса; развитие окружающей дошкольника речевой среды; выработка культуры общения; формирование связной речи; усовершенствование умения правильно выговаривать звуки и слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_v_poiskah_zaputannyh_skazok_shabalkina_tv.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Мечта» п. Пангоды Надымского района»
(МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды»)
ул. Ленина, д.43А, пгт Пангоды, Надымский район, Ямало-Ненецкого автономный округ; Российская Федерация; 629757; телефоны/факс: 8(3499)56-01-54 заведующий;
Е-mail: dsmechta@nadym.yanao.ru; ОКПО19171448; ОГРН 1178901003610;
ИНН/КПП 8903035680/890301001
Технологическая карта
ОО «Развитию речи»
в подготовительной группе
тема: «В поисках запутанных сказок».
Составил:
Шабалкина Татьяна Васильевна
воспитатель
Образовательная область/интеграция | «Развитию речи» |
Возраст детей, группа | подготовительная группа (6-7 года) |
Тема НОД | «В поисках запутанных сказок» |
Цель | Совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок. |
Задачи | Образовательные: - совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже; - закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук; - закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Развивающие: - развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; - развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитательные: - воспитывать интерес к сказкам; - совершенствование умения взаимодействовать в коллективе; - воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение. |
Образовательные области: | Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Методы: | Словесные (приём беседа) Наглядные (приём наблюдение) Игровой ( приём - игра) |
Предварительная работа: | чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок. |
Оборудование и материалы: | сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, смайлики, сердечки. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, | Используемые формы организации детей, методы и приёмы. |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся. Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты). Игра «Комплименты» Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг. (Дети, передают «сердечко», говорят друг другу комплименты) Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо! | С детьми входит в группу. Побуждает детей вопросами к беседе. Побуждает детей выполнить задание | Становятся в круг Говорят комплименты | Словесные (приём беседа) |
II. Включение в систему знаний. | Актуализировать знания и умения детей. | Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт. «Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…». Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо) | Читает письмо. | Слушают прочтение письма Отвечают на вопросы. | Словесные (приём беседа) |
III. Затруднение в ситуации | Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление. Обобщение и закрепление знаний детей.
| - Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь? - Кажется, в конверте еще что-то есть. В конверте лежат буквы, из которых дети собирают слово СКАЗКА Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т.д.) Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой? (ковёр-самолёт, сапоги скороходы, облако) - А вот и ковер-самолет. А что это на нем за буквы? Что они могут означать? (варианты ответов). Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете. - Садитесь на ковер-самолет, он донесет нас в страну сказок. Воспитатель: -Отправляемся друзья, В чудо сказку - вы и я. Звучит сказочная музыка Игра «Звукоподражание» Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем. 1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш. 2. Лопнули шины: с-с-с. 3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у 4. Жуки жужжат: ж-ж-ж. 5. Комары летят: з-з-з. 6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х. Воспитатель: - Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели ворота, а на них большой замок). - Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. - А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» На дверях висит замок (пальцы в "замочек") Да никто открыть не мог! Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки) Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком") Мы замочек покрутили – И замочек мы открыли! (показать ладошки) - Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей) 1 замок Дидактическая игра «Сказочный сундук» - Ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки. 1. «Царевна — индюшка»; 2. «По-собачьему велению»; 3. «Сивка - будка»; 4. «Иван-царевич и зелёный волк»; 5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»; 6. «Мальчик-с-кулачок»; 7. «Курочка в полосочку»; 8. «Петушок— золотой пастушок»; 9. «Заюшкина сумочка»; 10. «Лапша из топора». 2 замок Дидактическая игра «Живые слова». - Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят». - Следующая сказка, которую мы должны угадать: 1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку: Гимнастика для глаз Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево) Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз) Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. (Моргают глазами) Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка? (Выставлен настольный театр) Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются. 3 замок Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных) Мышка говорит: У меня не усы, а усищи. Лягушка говорит: У меня не глаза, а…. Заяц говорит: У меня не уши, а…. Волк говорит: У меня не зубы, а …. Лиса говорит: У меня не хвост, а… Медведь говорит: У меня не лапы, а… 4 замок Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]» (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…) На звук [К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас) На звук [М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук). 5 замок Игра «Назови сказки» Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) - Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Воспитатель: - Клубок должен показать дорогу к следующему замочку. 6 замок Игра «Где прячутся противоположности?» Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д. Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком. Длинные - короткие; Добрая - злая; Трудолюбивая – ленивый; (Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д.) Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад. - Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу. 1,2,3 взлетаем, глазки закрываем 1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали. | Побуждает детей выполнить задание. Беседует с детьми. Отправляется с детьми в сказочное путешествие. Говорит волшебные слова. Включает сказочную музыку для полета. Проводит пальчиковую гимнастику Задает вопросы, беседует. Побуждает детей вопросами к беседе. | Собирают слово «сказка» Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Присаживаются на ковер-самолет. Участвуют в игре, повторяют звуки. Отвечают на вопросы. Выполняют пальчиковую гимнастику. | Практические (планирование и постановка задания, анализ). Игровой ( приём - игра) Словесный. Игровой ( приём - игра) Словесный Игровой ( приём - игра) |
или коленки) Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком") Мы замочек покрутили – И замочек мы открыли! (показать ладошки) - Замочков в этой стране я вижу очень много. Как вы думаете, что спрятано за этими замками? (ответы детей) 1 замок Дидактическая игра «Сказочный сундук» - Ребята, в сундуке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки. 1. «Царевна — индюшка»; 2. «По-собачьему велению»; 3. «Сивка - будка»; 4. «Иван-царевич и зелёный волк»; 5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»; 6. «Мальчик-с-кулачок»; 7. «Курочка в полосочку»; 8. «Петушок— золотой пастушок»; 9. «Заюшкина сумочка»; 10. «Лапша из топора». 2 замок Дидактическая игра «Живые слова». - Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят». - Следующая сказка, которую мы должны угадать: 1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица Воспитатель: - Вот и 3 замок. Чтобы попасть в другую сказку: Гимнастика для глаз Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево) Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз) Наверху петух сидит, Кукареку он кричит. (Моргают глазами) Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка? (Выставлен настольный театр) Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются. 3 замок Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных) Мышка говорит: У меня не усы, а усищи. Лягушка говорит: У меня не глаза, а…. Заяц говорит: У меня не уши, а…. Волк говорит: У меня не зубы, а …. Лиса говорит: У меня не хвост, а… Медведь говорит: У меня не лапы, а… 4 замок Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]» (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…) На звук [К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас) На звук [М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук). 5 замок Игра «Назови сказки» Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) - Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Воспитатель: - Клубок должен показать дорогу к следующему замочку. 6 замок Игра «Где прячутся противоположности?» Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д. Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком. Длинные - короткие; Добрая - злая; Трудолюбивая – ленивый; (Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д.) Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад. - Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу. 1,2,3 взлетаем, глазки закрываем 1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали. Кукареку он кричит. (Моргают глазами) | Объясняет задание. Проводит игру. Объясняет задание. Проводит игру. Подходят к замку. Проводит гимнастику для глаз. | Выполняют задание, исправляют ошибки. Выполняют задание, строят правильное название сказки. Выполняют гимнастику для глаз. | Словесный. Игровой ( приём - игра) Практические (планирование и постановка задания, анализ). Практические (планирование и постановка задания, анализ). | ||
(Моргают глазами) Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка? (Выставлен настольный театр) Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются. 3 замок Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных) Мышка говорит: У меня не усы, а усищи. Лягушка говорит: У меня не глаза, а…. Заяц говорит: У меня не уши, а…. Волк говорит: У меня не зубы, а …. Лиса говорит: У меня не хвост, а… Медведь говорит: У меня не лапы, а… 4 замок Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]» (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…) На звук [К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас) На звук [М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук). 5 замок Игра «Назови сказки» Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) - Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Воспитатель: - Клубок должен показать дорогу к следующему замочку. 6 замок Игра «Где прячутся противоположности?» Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д. Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком. Длинные - короткие; Добрая - злая; Трудолюбивая – ленивый; (Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д.) Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад. - Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу. 1,2,3 взлетаем, глазки закрываем 1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали. | Подходит к настольному театру. Объясняет задание. Проводит игру. Объясняет задание. Проводит игру. Достает размотанный клубок из мешочка, сматывает | Дети внимательно рассматривают героев сказки. Выполняют задание, произносят противоположности. Называют сказочных героев. Называют русские народные сказки. | Словесный Практические (планирование и постановка задания, анализ). | ||
нахожу там размотанный клубок) - Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка. Воспитатель: - Клубок должен показать дорогу к следующему замочку. 6 замок Игра «Где прячутся противоположности?» Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д. Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком. Длинные - короткие; Добрая - злая; Трудолюбивая – ленивый; (Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д.) Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад. - Садитесь все на ковёр - самолет, и он отвезёт вас обратно в группу. 1,2,3 взлетаем, глазки закрываем 1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли, а теперь давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали. | клубок после названия сказки. Катит клубочек. Объясняет задание. Приглашает детей отправиться обратно в детский сад. | Дети идут за клубочком. Дети стоят у столов. Возвращаются на ковре-самолете в детский сад. | Словесный. Игровой ( приём - игра) | ||
III. Рефлексия | Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности | Воспитатель: - Вам понравилось путешествие? Ребята, я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. Для этого выберите картинку с эмоцией, соответствующую вашему настроению. Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность! | Побуждает детей вопросами к беседе. Вручает награды от жителей сказки. (сердечки) | Участвуют в диалоге. | Словесные (приём беседа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «В поисках сокровищ»
Конспект итогового занятия по развитию речи для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «В поисках сокровищ»...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе " В поисках клада"
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе " В поисках клада"...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"
Конспект занятия по развитию речи в игровой форме...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группe «В поисках клада»
Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знаниядетей по темам, пройденным за учебный год....
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»
Цель. Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр-заданий.Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группеЗадачи:Образовательные:- формировать умения обобщать, классифицироват...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»
Цель. Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр-заданий.Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группеЗадачи:Образовательные:- формировать умения обобщать, классифицироват...
Конспект итогового занятия по развитию речи Тема: «В поисках клада»
ТемЦель:Конспект по развитию речи для старшей группы...