"Стихотворения о весне и Родине"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дети учатся активному слушанию художественных произведений с последующим ответом на вопрос,закрепляют навыки  отбора слов с определённым звуком из стихотворения,заучивают стихи при помощи мнемотаблицы.Развивают фонематический слух, память ,мышление,воображение,читательскую грамотность,развивают познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_.stihotvoreniya_o_vesne_i_rodine.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

                                     по патриотическому воспитанию

Возрастная категория: 5 – 6 лет.

Тема: «Стихотворения о весне и Родине».

Цель: воспитание патриотических чувств с помощью поэзии.

Задачи:        

Образовательные:

- научить детей активному слушанию художественных произведений с последующим ответом на вопросы;

- закрепить навык отбора слов с определённым звуком из стихотворения;

- научить детей заучивать стихотворение при помощи мнемотаблицы;

- дать детям представление о создании интеллектуальной карты о родине.

Развивающие:

- развивать память, мышление, воображение;

- развивать самостоятельность;

- развивать творческие способности;

- развивать фонематический слух;

- развивать читательскую грамотность;

- развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать любовь к художественной литературе;

- воспитывать чувство взаимопомощи.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, мнемотаблица, интеллектуальная карта, координационная лестница.

Оборудование и материалы: колокольчик, паровоз, записка, три маленькие книжки, ортопедические коврики, координационная лестница (можно сделать из скакалок или монтажного скотча), мнемотаблица по стихотворению Алексея Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи», распечатанные изображения: территория России, первоцветы, цветение плодовых деревьев, капель, солнце, молодая травка, почки, лужи, клей, цветные карандаши, половина ватмана.

Ход.

Педагог привлекает внимание детей при помощи колокольчика.

Педагог:

Колокольчик мой звени,

Всех ребят в кружок зови!

Ребята, я собрала вас в кружок, чтобы немного поиграть и узнать что-то новое. Но перед этим предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Приветственная игра.  

Встанем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

(Педагог читает текст приветствия, дети выполняют действия по тексту).

Неожиданно в группу заезжает самоходный паровоз, или педагог завозит паровоз на верёвочке. Играет звук паровоза.

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам паровоз заехал в группу. Кажется, к нему прикреплена записка. (Педагог читает записку). 

Записка: Этот паровоз держит долгий путь в библиотеку детского сада. Везёт в неё книги со стихотворениями о весне. К сожалению, три книги по пути потерялись. Он блуждает, пытается их найти, но ничего не выходит. Кто сможет ему помочь? (Дети предлагают свою помощь).

Воспитатель: Как я рада, что вы такие отзывчивые ребята! Ну что, надо приступать к работе.

Этап 1.

Воспитатель: Итак, в его вагонах было три книги с тремя стихами. Мне кажется, что одну маленькую книгу я видела сегодня в раздевалке. (Дети находят книгу в коридоре. Педагог приглашает всех обратно в группу, открывает книгу и читает). Предлагаю вам его прослушать одно стихотворение из нашей маленькой находки.

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

С. Д. Дрожжин

Ребята, давайте попробуем с вами вспомнить, о каких цветах, которые распускаются в России одни из первых, говорит автор? (Дети отвечают, что автор упоминает ландыши и незабудки). Какие ещё признаки весны перечисляет автор? (Дети говорят, что распускаются почки, оживает лес, солнышко начинает греть яркими лучами землю, растёт душистая трава). Всё верно. Вот так красиво весной в наших родных краях. Природа просыпается, а вместе с ней активнее становимся и мы с вами.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что мы  в таком весеннем, только проснувшимся от зимы, лесу. (Педагог включает звуки леса). Давайте насладимся этим свежим, прозрачным воздухом. Сделаем вдох, а потом выдох. И снова вдох - выдох. (При вдохе руки через стороны поднимаются вверх, при выдохе опускаются). 

Этап 2.

Воспитатель: Ребята, первую книгу мы нашли. Теперь нужно искать вторую. Что-то мне подсказывает, что к ней нас приведёт вот эта дорожка (дорожка из ортопедических ковриков). (Дети проходят по дорожке, в конце лежит книга).

А вот и «потеряшка». Так интересно, какое стихотворение в ней написано. Давайте прочтём. (Дети присаживаются за столы, педагог читает).

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе — солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей — весеннее!

Михаил Пляцковский

Воспитатель: Изумительное стихотворение написал Михаил Пляцковский о русской весне. Ребята, сейчас я вам снова прочту стихотворение. Вы слушайте внимательно. Когда услышите в слове звук «Ж», хлопните в ладоши.

(Педагог медленно читает стихотворение. Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, а что для вас является самым красивым в весеннюю пору? (Дети перечисляют признаки весны, которые они любят: цветение, тёплые деньки, капель, появление почек и первых листиков и т.д.) Да, весна в России – явление уникальное по своей красоте. Наша необыкновенная природа умывается весенними дождями, а потом радует нас своей свежестью, чистотой и новизной.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, мы нашли две книжки из трёх. Мне кажется, что сейчас самое время сделать перерыв и немного размяться.

Друзья, весной на улицах часто образуются лужи и ручьи. Мы представим, что прыгаем именно через них. (Педагог показывает любой способ передвижения по координационной лестнице, дети строятся в колонну по одному и выполняют задание).

Этап 3.

Воспитатель: Ребята, пора нам искать третью книжку. Что-то мне кажется, что паровозик мог обронить её под какой-нибудь мебелью. (Дети ищут книжку под столами и стульями, находят).

Воспитатель: Отлично. Скорее хочется прочитать ещё одно весеннее стихотворение о нашей родине. Давайте этим и займёмся.

Алексей Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Воспитатель: Друзья, оно такое чудесное! Предлагаю попробовать его выучить. С этим заданием нам поможет справиться вот такая табличка – подсказка, давайте её изучим. (Педагог читает стих и показывает на таблице изображение определённых картинок, отражающих содержание стихотворения. Дети пробуют воспроизвести стихотворение с помощью педагога с опорой на мнемотаблицу).

Воспитатель: Отличный результат. Вы почти выучили стихотворение. Мы еще поупражняемся, но позже.

Этап 4.

Воспитатель: Друзья, мы сегодня столько стихотворений о весне прочитали. Поняли, какая красивая весна в наших родных краях. Сейчас мы составим красивую карту, которая будет напоминать нам, какой красивое это время года в России. В центр большого листа мы приклеим карту России (Дети выполняют задание). А теперь вспомним, какая она, весна на нашей родной земле? (Дети перечисляют признаки. Педагог раздаёт картинки с изображением признаков весны детям). Теперь нам нужно обозначить разными цветами смысловые части. Например, от карты России нарисуем полосочку синего цвета вниз и приклеим все признаки весны, которые связаны с водой (капель, лужи и т.д.) Теперь красным проведём линию вверх и приклеим все картинки, связанные с цветением (первоцветы, цветение деревьев). Далее сделаем полосу влево зелёным цветом. Приклеим молодую траву, почки, молодые листья. Потом полосу вправо нарисуем жёлтым карандашом и приклеим солнце в знак того, что весной оно начинает пригревать ярче. Теперь можете дорисовать на нашей карте  любые признаки весны, которые не нарисованы на картинках. Вспомните про гнездование птиц, про весенние дожди, про синее небо и пушистые облака и т.д. (Дети рисуют).

Воспитатель: У вас получилась изумительная карта о весне в России. Ну что, мы нашли книги, которые паровозик потерял в пути. Давайте сами донесём их до библиотеки, чтобы они снова не пропали. (Дети ставят книги на полки библиотеки в группе). Я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

1. Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).  - М.: Перспектива, 2022.

2. Писарева, А. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ.  - М.: Сфера, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица для заучивания стихотворения "Ну, весна, как дела?"

В этом материале Вы найдете текст стихотворения и картинки, иллюстрирующие каждую его строчку. Иллюстрации дают детям  возможность разобраться в значении трудных слов и выражений, облегчают проце...

Мнемотаблицы стихотворений о весне

Мнемотаблицы стихотворений о весне...

Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"

Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе...

Стихотворение П. Щербакова "Малая Родина"

Авторское стихотворение  для воспитатей по теме "Моя малая Родина"...

Стихотворение о войне "За Родину!"

Стихотворение о войне "За Родину!" в исполнении воспитанника подготовительной группы МБДОУ "Д/с КВ №16" Русакова Григория на городском конкурсе художественного творчества "Кал...

Стихотворение собственного сочинения "Россия - Родина моя!"

Стихотворение собственного сочинения "Россия - Родина моя!" отражает нашу с вами любовь к Родине, как наш народ всегда побеждает зло. Россия - великая и могучая страна, которой надо помогать...

Заучивание наизусть стихотворения З.А. Александровой Родина

В данном материале предоставлен конспект ООД по разучиванию наизусть стихотворения З. А. алексанровой Родина с использованием мнемотаблицы (с детьми подготовительной группы)....