Польза артикуляционной гимнастики
материал по развитию речи (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль артикуляционной гимнастики | 86.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛЬЗА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными
2. Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему так интересней, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать картинку с изображением часов.
3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
5. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
7. Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.
Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.
Игра с язычком – одно из первых занятий артикуляционной гимнастики, с помощью «Сказка о Веселом Язычке» и начинается игра.
Родителям (воспитателям) надо зачитать текст сказки, и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.
В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ и языка.
«Улыбка» — улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка» — вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Бублик» — выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Лопатка» — широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Чашечка» — широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.
«Часики» — отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Качели» — рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
«Вкусное варенье» — слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
«Иголочка» — суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Индюк» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка» — улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
«Маляр» — улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Желобок» — язык лежит на нижней губе, кончик — узкий, а боковые края загнуты в желобок.
«Грибок» — улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
«Гармощка» — рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.
«Конфета» — рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
«Наказать непослушный язычок» — вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
«Почистим зубки» — «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
«Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Барабанщик» — улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом).
Опускание головы вниз.
Запрокидывание головы назад.
Поворот головы вправо-влево.
Наклоны головы вправо-влево.
Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани, в русском языке используется более 30 разных звуков.
Таким образом, целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Польза артикуляционной гимнастики"
Консультация для родителей...
Польза артикуляционной гимнастики
Как же сделать занятия артикуляционной гимнастикой еще более интересными и занимательными для детей?В документе перечислены несколько способов....
"О пользе артикуляционной гимнастика для развития речи дошкольников"
Автором представлена консультация для родителей...
О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребёнка
В наш век высоких технологий участилисиь случаи нарушения звукопроизношения у детей....
О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей
О пользе артикуляционной гимнастики в речевом развитии ребенка – Консультация для родителей...
О пользе артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....
Консультация для родителей "Польза артикуляционной гимнастики"
Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Так называют совокупность органов, участвующих в порождении звука: гортань, губы, язык, челюсть и др. И так ...