«Познавательно речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Тазина Ирина Валериевна

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.03.2023.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Михневская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов»

городского округа Ступино Московской области

Конспект выступления на семинаре практикуме

«Развитие познавательного интереса детей через различные виды деятельности»

На тему:

«Познавательно речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры»

Подготовили выступление:

учитель логопед Тазина И.В.,

воспитатели Кислякова Е.А.,

Курносова Е.В.

28 марта 2023г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы хотим представить наш опыт по развитию познавательно речевой  сферы у старших дошкольников.

Вся наша работа строится в игровой форме. Через игры мы добиваемся поставленных целей и задач.  В игре дети познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают дошкольникам  слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить, раскрепощают, укрепляют веру в свои силы.

В нашей группе  уделяется большое внимание познавательно – речевому развитию дошкольников.

Для успешной работы было приобретено много игр и пособий, также мы изготавливаем пособия своими руками. Предлагаем вам, коллеги, познакомиться с играми, которые мы используем в своей работе.

Игра «ЛОГИКО-Малыш» — это комплект, состоящий из планшета с фишками, которые передвигаются, и набор карточек с заданиями по разделам. В нашем комплекте задания по развитию речи: «Поймай звук», «Поймай слог», «От звука к слову», «Прилагательные», «Глаголы».  

Игра «Строители», «Мама вешает бельё». Цель этой игры – закрепление умений детей выполнять звукобуквенный анализ слов, закрепление умения чтения. На игровом поле со схемами звукового анализа нужно прикрепить подходящие слова к этим звуковым схемам.

Пособие «Опорные схемы для составления описательных рассказов» - учит детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы, точно, лаконично и образно описывать предмет; способствует усовершенствованию связной речи ребенка, мышления.

Таким образом, для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов и если педагог подходит к решению задач   раздела познавательно – речевого развития дошкольников  грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникнет.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Продолжая выступления своих коллег, хочу показать Вам несколько игр на развитие познавательно-речевой активности у детей на логопедических занятиях. Эти игры могут использовать все педагоги на своих занятиях.

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения.

В логопедической практике я использую разнообразные дидактические игры и упражнения. Сейчас мы с вами поиграем. Нужно сделать круг. У меня картинки с изображением фруктов (раздать каждому по картинке).

Игра «Есть – нет»

Цель: называть свой предмет и предмет рядом стоящего со словами: у меня есть …, но у меня нет…, изменяя окончание в словах. (у меня есть банан, но у меня нет апельсина)

Игра «Раздели на слоги»

Цель: участник хлопает в ладоши или отстукивает столько раз, сколько слогов в названом слове. Ответить нужно полным предложением. (гру-ша: в слове груша 2 слога)

Игра «Скажи какой, какая, какое?» (с мячом)

Цель: подбор прилагательных к существительным (яблоко: круглое, красное, сладкое, …)

При систематическом проведении дидактических игр и упражнений значительно улучшается показатель уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Что является залогом успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через дидактические игры...

Развитие финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры.

ВажнейВажнейшим направлением в дошкольном  образовании является обучение детей  финансовой грамотности.Поэтому, задачей воспитателя детского сада является преподнести элементарные, первичные...

Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию старших дошкольников на тему: "Играем, мечтаем - профессию выбираем"

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 6-7 лет. Цель-ранняя профориентация дошкольников. Форма проведения -  игра-экскурсия в "мир профессий" с выполнением заданий в м...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...