Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы . У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается количество детей с ЗРР. Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного образования, можно сформулировать следующим образом : речевая активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности речевых средств, бедность диалогической и монологической речи.
Цели : - развитие ассоциативного мышления ; - зрительной и слуховой памяти , зрительного и слухового внимания; - воспитания интереса и внимания к родному языку. Задачи : 2 -развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по мнемотаблицам и коллажам; - развивать у детей психические процессы : память, внимание, воображение; -развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки; -развивать мелкую моторику рук . Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развёрнутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребёнка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, логических и речевых умений. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью, последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельное высказывание по памяти, все виды творческого рассказывания, заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционных методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые пути решения формирования связной речи, найти инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника .
В.А. Козаренко даёт такое определение : « Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, например: В.К. Воробьёва предложила систему обучения связной речи, в 3 основе которой приём моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных рассказов, так и повествовательных с помощью картинно – графического и сенсорно – графического плана . Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Т.В. Большова – коллажи. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, воображение, значительно повышает способность концентрироваться на одном деле . Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания , сохранения и припоминания информации . Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы , которые помогают развивать память .
Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предмет или явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для малышей работу нужно начинать с простейших моделей, последовательно переходя к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Т.В. Большова подчёркивает, что размер мнемотаблицы может быть различным- в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений .
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений . Они способствуют развитию наглядно -образногомышления, образованию искусственных ассоциаций . Почти любое стихотворение можно зарисовать . Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, графически или частично графическим изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символы. Опора на визуальный образ помогает при воспроизведении текста и превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру . Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время запоминания . Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранному стихотворению не требует много времени. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям .
При заучивании стихотворения педагог ставит перед собой сразу несколько задач:
1. вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
2. помочь понять содержание;
3. научить выразительно его читать ;
4. обеспечить запоминание.
Работа делится на несколько частей : - подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей) - выразительное чтение педагогом стихотворения. - беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы. - перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза) - самостоятельное чтение стихотворения. В среднем возрасте дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям . В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение . Полезно составлять схемы прямо во время занятий совместно с детьми. При составлении мнемотаблиц можно использовать буквы ( например, явления, времена года ), цифры. Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, дети преодолевают различные затруднения : неуверенность, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи» | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь формируется, развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства : сначала в процессе общения с взрослыми, затем – со сверстниками. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Исследования Ф.А. Сохина доказывают: ребёнок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы . У детей наблюдаются следующие проблемы: речевые навыки становятся хуже, развитие психических процессов замедляется, увеличивается количество детей с ЗРР. Проблему, которую предстоит решать педагогам дошкольного образования, можно сформулировать следующим образом : речевая активность у детей недостаточна из–за ограниченности и примитивности речевых средств, бедность диалогической и монологической речи.
Цели : - развитие ассоциативного мышления ; - зрительной и слуховой памяти , зрительного и слухового внимания; - воспитания интереса и внимания к родному языку. Задачи : 2 -развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать, рассказывать и запоминать по мнемотаблицам и коллажам; - развивать у детей психические процессы : память, внимание, воображение; -развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки; -развивать мелкую моторику рук . Умение связно передавать свои мысли – один из главных показателей владения языком. Создание связного развёрнутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребёнка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, логических и речевых умений. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей не отличаются четкостью, последовательностью изложения. Трудно даётся детям самостоятельное высказывание по памяти, все виды творческого рассказывания, заучивание стихотворений. Поэтому использование одних традиционных методов работы с детьми недостаточно, необходимо изыскивать новые пути решения формирования связной речи, найти инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника .
В.А. Козаренко даёт такое определение : « Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые, например: В.К. Воробьёва предложила систему обучения связной речи, в 3 основе которой приём моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных рассказов, так и повествовательных с помощью картинно – графического и сенсорно – графического плана . Т.А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Т.В. Большова – коллажи. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, воображение, значительно повышает способность концентрироваться на одном деле . Мнемотехника использует естественные механизмы памяти и мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания , сохранения и припоминания информации . Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся различные приемы , которые помогают развивать память .
Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Дети учатся нестандартно мыслить – один и тот же предмет или явление выглядит по – разному у каждого ребёнка, дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. Для малышей работу нужно начинать с простейших моделей, последовательно переходя к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам. Т.В. Большова подчёркивает, что размер мнемотаблицы может быть различным- в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений .
Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений . Они способствуют развитию наглядно -образногомышления, образованию искусственных ассоциаций . Почти любое стихотворение можно зарисовать . Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, графически или частично графическим изображаем персонажей, явления, действия используя картинки или символы. Опора на визуальный образ помогает при воспроизведении текста и превращает заучивание стихотворения в увлекательную игру . Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время запоминания . Подбор символических изображений предметов и объектов к выбранному стихотворению не требует много времени. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям .
При заучивании стихотворения педагог ставит перед собой сразу несколько задач:
1. вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
2. помочь понять содержание;
3. научить выразительно его читать ;
4. обеспечить запоминание.
Работа делится на несколько частей : - подбор стихотворения (согласно возрастным особенностям детей) - выразительное чтение педагогом стихотворения. - беседа по содержанию и кодирование информации, т.е. преобразование в символы. - перекодирование символов в образы (чтение схем и рассказывание стихотворения 2-3 раза) - самостоятельное чтение стихотворения. В среднем возрасте дети заучивают стихотворения по готовым мнемотаблицам. После заучивания стихотворения мнемотаблица остается доступной детям . В старшем возрасте при составлении мнемотаблиц используется более символичное изображение . Полезно составлять схемы прямо во время занятий совместно с детьми. При составлении мнемотаблиц можно использовать буквы ( например, явления, времена года ), цифры. Работая с мнемотаблицами и придумывая их к стихам, дети преодолевают различные затруднения : неуверенность, учатся свободно держаться перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В статье рассказывается о основных мнемотехнических приемах, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. А также ассоциативный тренинг, он является важной частью подготовки к ус...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.
Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...
Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является...
Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...
Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....
ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи».
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как ...