Развитие речи детей через нравственно-патриотическое воспитание
консультация по развитию речи (старшая группа)
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей дошкольного возраста через
нравственно – патриотическое воспитание»
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт
Слайд 2 -7
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 8
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том, что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом. В нравственно- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которые подают пример монологической речи.
Слайд 9
Одно из важнейших средств нравственно-патриотического воспитания – это художественное слово, всё разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Слайд 10-11
В «народную педагогику» входят устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вся сокровищница исторического наследия – нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий, формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа.
Слайд 12
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:
- С родимой земли – умри, но не сходи.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
- Один в поле не воин.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей:
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
- При солнышке тепло – при матушке добро.
Малые формы народного фольклора – песенки, потешки и заклички , считалки, загадки, скороговорки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В русском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. «Уж ты зимушка-зима…», «Тень – тень – потетень …», «Весна, весна красная…»
Слайд 13
Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.
Слайд 14
Былины – особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»
Слайд 15
Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские).
Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенности и черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Слайд 16
Знакомство детей с поэтическим языком при изучении природы приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» – говорят дети.
Слайд 17
Рассказы о природе изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина, Е. Чарушина – яркие зарисовки из жизни живой природы и ее обитателей, таких понятных. Персонажи естественны, и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.
Слайд 18
Произведения о Великой Отечественной войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе, являются высокохудожественным средством воспитания. Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля , А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны.
Слайд 19
Рассказы о родном городе и столице России – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Педагогу помогают сборники рассказов, таких как «Прогулка по Кремлю», «Моя Москва» и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал.
Слайд 20
Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Почти на каждом занятии дети узнают новые, ранее не знакомые им слова. Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. Нужно организовывать драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Слайд 21,23,24
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
- Моя семья;
- Мой любимый детский сад;
- Родная улица, район;
- Наша страна – Россия, её столица – Москва, символика;
- Мои права и обязанности (Конституция РФ ).
При изучении темы «Моя семья» на занятиях по развитию речи проводятся беседы с рассматриванием семейных фотографий на темы «Где мы отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции», рисование на тему «Моя семья», сюжетно-ролевая игра «Семья». Организуется фотовыставка с детскими рассказами о своей семье.
Ко Дню Победы в детском саду может быть открыт мини-музей, в который дети вместе с родителями приносят фотографии военных лет, письма с фронта, предметы военного снаряжения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) детям прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.
Слайд 25
Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи, важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-248545-1366898645.jpg)
Развитие речи детей через развитие мелкой моторики
“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689717-1445004755.jpg)
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи детей через сенсорное воспитание»
Для всестороннего развития личности в нашей группе создана хорошая предметно-развивающая среда, но для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-832182-1476635989.jpg)
Развитие речи детей через развитие мелкой моторики
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики с разнообразными материалами и предметами....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/11/picture-102190-1510349930.jpg)
Развитие речи детей через сказку. Воспитание добрых чувств.
Из опыта работы над сказкой в группе раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1013925-1519634793.jpg)
Выступление на педсовете "Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей, через развитие мелкой моторики рук"
Конспект выступления...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/12/picture-1081224-1542044242.jpg)
Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1061667-1539802769.jpg)
«Развитие речи детей через духовно-нравственное воспитание» план самообразования воспитателя
План самообразования воспитателя....