Словарная работа в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия на развитие речи педагого воспитателя ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sm._rabota_3.docx30.86 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДОУ

Задачи словарной работы:

  1. Обогащение (вводим новые слова, знакомим с новым значением уже известных слов) словаря
  2. Закрепление и уточнение словаря
  3. Активизация словаря (перевод из пассивного в активный словарь)
  4. Устранение из речи детей нелитературных слов

Словарная работа проводится в различных видах деятельности: игра, бытовая деятельность, трудовая деятельность, учебная. При этом необходимо проводить спец.занятия, способствующие уточнению и закреплению а также активизации словаря.

Методы словарной работы:

  1. «Наблюдение»- непосредственное воприятие предметов (явлений), сопровождающееся словом. Воспитатель использует вопросы, слова-синонимы, подсказ начальных частей слова, все эти приемы стимулируют умственную активность ребенка.
  2. «Обследование» - предметов имеет особенную ценность при обогащении словаря прилагательными
  3. «Показ картин с незнакомым содержанием»
  4. Рассматривание игрушек
  5. ДИ с предметами и картинками
  6. Показ картин со знакомым содержанием
  7. Чтение худ.литературы.
  8. Беседы по худож.произведениям
  9. Рассказ детей об игрушках
  10. Лексические упражнения (нет правил, в отличии от ДИ)
  11. Показ кино и диафильмов.

Выбор метода зависит от этапа работы над словом.

МЕТОДЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ЛОВ В СЛОВАРЬ:

  1. метод наблюдения
  2. обследования предметов
  3. показ карт. с незнак. содержанием
  4. чтение худлитер
  5.  беседа по произведению
  6. показ кино и диафильмов.

МЕТОДЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:

  1. Наблюдение или повторное наблюдение
  2. Показ картин со знакомым содержанием.
  3. ДИ

МЕТОДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ:

  1. ДИ
  2. Лексические упражнения
  3. Рассказ по игрушке.

ПРИЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:

  1. Речевой образец
  2. Повторение не однообразное
  3. ДИ с элементами драматизации
  4. Выделение слова голосом
  5. Акцентирование внимания на слове кратковременный показ картинок
  6. Кратковременное обследование предмета
  7. Использование отрывков из худ.литер.(пословиц, поговорок, загадок)

Методика формирования звуковой культуры речи:

К 3-м годам ребенок в целом овладевает фонетический стороной языка, но сохраняются типичные для данного возраста несовершенства звукопроизношения. Задачи звукопроизношения связаны с этими особенностями.

Младший возраст: Для детей 3-4 лет характерна общая  смягченность согласных звуков, замена звуков, недостатки звукопроизношения шипящих, свистящих и сонор-звуков, искажение, пропуск звуков, проглатывание окончаний.

Задачи:

  • Ликвидировать общую смягченность, овладение правильным звукопроизношением гласных звуков, особенно гласными второго ряда (из 2 звуков)
  • Обучение правильному произношению простых согласных звуков.
  • Подготовка речевого аппарата к произношению трудных звуков (шипящие, свистящие, сонор) – артикуляционная гимнастика.

Средний возраст: Дети могут овладеть всеми звуками родного языка.

Недостатки: Неустойчивость, обратная замена (вставляет везде звук, который выучил, где надо и не надо)

Задачи:

  • Научить правильно произносить звуки
  • Совершенствование дикции
  • Учить использование средства интонационной выразительности (сила голоса, тембр, темп, пауза и т.д.)

Старший возраст: Недостатки з/п нетипичны, может быть торопливость, нечеткость речи, недостаточная выразительность речи.

Задачи:

  • Обучение четкому внятному произношению
  • Дифференциация звуков
  • Развитие фонематического восприятия

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ.

  1. Подготовительный (развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха)
  2. Работа над изолированным звуком (вызываем по подражанию или показываем артикуляцию и поем песенки «жука», «воды», «комара»)
  3. Закрепление и уточнение произнесения звука в слоге, в слове, предложении, в коротком связном высказывании.
  4. Дифференциация звуков.

ГРУППА ШИПЯЩИХ:

Звук Ш

Щ+палатолизация                                      Ж+голос                                                   Ч+смычка

Артикуляция звука Ш

Губы: округлены, вытянуты вперед

Зубы: на расстоянии 3-4 мм

Язык: кончик прижимается к альвеолам, на средней части языка образуется углубление «как чашечка», боковые края примыкают к верхним коренным зубам.

ГРУППА СВИСТЯЩИХ:

Звук С

С’+палатолизация                   З+голос                        З’+голос+палатолизация                     Ц+смычка

Артикуляция звука «С»

Губы: Улыбаются

Зубы: сближены на 1-2 мм.

Язык: кончик упирается в нижние резцы. Спинка языка – на ней образуется желобок для выходящей воздушной струи. Края языка – примыкают к верхним коренным зубам.

ГРУППА СОНОРНЫХ

Звук Л

Л’+палатолизация

Артикуляция звука Л

Губы: их положение зависит от смежных фонем (звуки ли,ла,лу и т.д.)

Зубы: приоткрыты

Язык: Кончик упирается в верхние резцы, середина опущена. Боковые края – опущены, не примыкают к верхним коренным зубам. Между боковыми краями языка и зубами остаются щели для выходящей воздушной струи.

Звук Р

Р’+ палатолизация

Артикуляция звука Р:

Губы: положение зависит от смежных фонем

Зубы: на расстоянии

Язык: кончик поднят к альвеолам и вибрирует под напором выходящей струи. Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В дошкольном возрасте дети овладевают грамматическим строем родного языка – ПРАКТИЧЕСКИ!

Грамматика оказывает влияние на умственное развитие ребенка. Каждое грамматическое явление имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Внутренее – слова, внешнее – то, чем слово выражено (окончание, суффикс, склонение, спряжение и т.д.)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

  1. Наиболее четко усваиваются типичные, часто встречающиеся формы изменения слов
  2. Исключения и нетипичные формы усваиваются с трудом
  3. Единичные категории – вытесняются
  4. Дети овладевают грамматическим строем речи путем подражания
  5. Трудно усваиваются окончания сущ., основы у глаголов, своеобразие у прилагательных (сравнит. и превосход. степень)
  6. Сложно усваиваются беглые гласные (дятел-дятлы, а не дятелы)
  7. Формирование грамматического строя продолжается и в школьном возрасте
  8. У млад.дошкольников речь грамматически не оформлена и слово часто заменяет предложение. Дети активно используют мимику и жесты.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИК.

Младший дошкольный возраст:

Грамматические формы дает сам воспитатель. Для самостоятельного образования формы нужно идти от множественного числа к единственному.

В мл.группе обучение грамматике идет одновременно со словарной работой. Проводятся игры: «Чудесный мешочек», «Вы хотите-мы хотим», игры драматизации, рассматривание картин.

Средний возраст:

Дается большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм. Используем игры: «Угадай чего не стало», «Какое яблоко», проводим игры-драматизации, исправляем ошибки, работа по формированию грамматического строя связана со связной речью.

Старший возраст:

Происходит отход от наглядности, используется больше словесных упражнений. Игры: «дополни предложение», «Придумай предложение со словом….», «Я начну а ты продолжи», упражнение на распространение предложений.

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

  1. Создание приятной языковой среды (образец) повышение речевой культуры взрослых
  2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам –на спец. занятиях может быть часть занятия по развитию речи Так же может быть работа с ФЭМП, ФЦКМ и т.д.
  3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
  4. Исправление грамматических ошибок (эти ошибки могут исправлять и взрослые и дети)

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ:

  1. Детей учат понимать смысл сказанного
  2. Детей учат заимствовать грамматическую форму из речи окружающих
  3. Детей учат самостоятельно образовывать формы нового слова, по аналогам со знакомым (котята, жеребята, медвежата)
  4. Оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:

МЕТОДЫ:

  1. Дидактические игры (мл.гр)
  2. Игры драматизации (мл. гр)
  3. Словесные упражнения (ст.гр)
  4. Рассматривание картин(ст.гр)
  5. Пересказ коротких сказок, рассказ(ст.гр)

ПРИЕМЫ:

  1. Образец
  2. Объяснение
  3. Указание
  4. Сравнение 2-х форм
  5. Повторение
  6. Создание проблемной ситуации
  7. Подсказ нужной формы слова
  8. Исправление ошибок
  9. Вопросы
  10. Напоминание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по словарной работе

Собрание игр по разделу : словарная работа...

Рекомендации для родителей по словарной работе

Предлагается нагладная помощь, при обучении детей составлению рассказа...

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....