Словарная работа в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия на развитие речи педагого воспитателя ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_sm._rabota_3.docx | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА В ДОУ
Задачи словарной работы:
- Обогащение (вводим новые слова, знакомим с новым значением уже известных слов) словаря
- Закрепление и уточнение словаря
- Активизация словаря (перевод из пассивного в активный словарь)
- Устранение из речи детей нелитературных слов
Словарная работа проводится в различных видах деятельности: игра, бытовая деятельность, трудовая деятельность, учебная. При этом необходимо проводить спец.занятия, способствующие уточнению и закреплению а также активизации словаря.
Методы словарной работы:
- «Наблюдение»- непосредственное воприятие предметов (явлений), сопровождающееся словом. Воспитатель использует вопросы, слова-синонимы, подсказ начальных частей слова, все эти приемы стимулируют умственную активность ребенка.
- «Обследование» - предметов имеет особенную ценность при обогащении словаря прилагательными
- «Показ картин с незнакомым содержанием»
- Рассматривание игрушек
- ДИ с предметами и картинками
- Показ картин со знакомым содержанием
- Чтение худ.литературы.
- Беседы по худож.произведениям
- Рассказ детей об игрушках
- Лексические упражнения (нет правил, в отличии от ДИ)
- Показ кино и диафильмов.
Выбор метода зависит от этапа работы над словом.
МЕТОДЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ЛОВ В СЛОВАРЬ:
- метод наблюдения
- обследования предметов
- показ карт. с незнак. содержанием
- чтение худлитер
- беседа по произведению
- показ кино и диафильмов.
МЕТОДЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА:
- Наблюдение или повторное наблюдение
- Показ картин со знакомым содержанием.
- ДИ
МЕТОДЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ:
- ДИ
- Лексические упражнения
- Рассказ по игрушке.
ПРИЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:
- Речевой образец
- Повторение не однообразное
- ДИ с элементами драматизации
- Выделение слова голосом
- Акцентирование внимания на слове кратковременный показ картинок
- Кратковременное обследование предмета
- Использование отрывков из худ.литер.(пословиц, поговорок, загадок)
Методика формирования звуковой культуры речи:
К 3-м годам ребенок в целом овладевает фонетический стороной языка, но сохраняются типичные для данного возраста несовершенства звукопроизношения. Задачи звукопроизношения связаны с этими особенностями.
Младший возраст: Для детей 3-4 лет характерна общая смягченность согласных звуков, замена звуков, недостатки звукопроизношения шипящих, свистящих и сонор-звуков, искажение, пропуск звуков, проглатывание окончаний.
Задачи:
- Ликвидировать общую смягченность, овладение правильным звукопроизношением гласных звуков, особенно гласными второго ряда (из 2 звуков)
- Обучение правильному произношению простых согласных звуков.
- Подготовка речевого аппарата к произношению трудных звуков (шипящие, свистящие, сонор) – артикуляционная гимнастика.
Средний возраст: Дети могут овладеть всеми звуками родного языка.
Недостатки: Неустойчивость, обратная замена (вставляет везде звук, который выучил, где надо и не надо)
Задачи:
- Научить правильно произносить звуки
- Совершенствование дикции
- Учить использование средства интонационной выразительности (сила голоса, тембр, темп, пауза и т.д.)
Старший возраст: Недостатки з/п нетипичны, может быть торопливость, нечеткость речи, недостаточная выразительность речи.
Задачи:
- Обучение четкому внятному произношению
- Дифференциация звуков
- Развитие фонематического восприятия
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ.
- Подготовительный (развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха)
- Работа над изолированным звуком (вызываем по подражанию или показываем артикуляцию и поем песенки «жука», «воды», «комара»)
- Закрепление и уточнение произнесения звука в слоге, в слове, предложении, в коротком связном высказывании.
- Дифференциация звуков.
ГРУППА ШИПЯЩИХ:
Звук Ш
Щ+палатолизация Ж+голос Ч+смычка
Артикуляция звука Ш
Губы: округлены, вытянуты вперед
Зубы: на расстоянии 3-4 мм
Язык: кончик прижимается к альвеолам, на средней части языка образуется углубление «как чашечка», боковые края примыкают к верхним коренным зубам.
ГРУППА СВИСТЯЩИХ:
Звук С
С’+палатолизация З+голос З’+голос+палатолизация Ц+смычка
Артикуляция звука «С»
Губы: Улыбаются
Зубы: сближены на 1-2 мм.
Язык: кончик упирается в нижние резцы. Спинка языка – на ней образуется желобок для выходящей воздушной струи. Края языка – примыкают к верхним коренным зубам.
ГРУППА СОНОРНЫХ
Звук Л
Л’+палатолизация
Артикуляция звука Л
Губы: их положение зависит от смежных фонем (звуки ли,ла,лу и т.д.)
Зубы: приоткрыты
Язык: Кончик упирается в верхние резцы, середина опущена. Боковые края – опущены, не примыкают к верхним коренным зубам. Между боковыми краями языка и зубами остаются щели для выходящей воздушной струи.
Звук Р
Р’+ палатолизация
Артикуляция звука Р:
Губы: положение зависит от смежных фонем
Зубы: на расстоянии
Язык: кончик поднят к альвеолам и вибрирует под напором выходящей струи. Боковые края плотно прижаты к верхним коренным зубам.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
В дошкольном возрасте дети овладевают грамматическим строем родного языка – ПРАКТИЧЕСКИ!
Грамматика оказывает влияние на умственное развитие ребенка. Каждое грамматическое явление имеет внешнюю и внутреннюю сторону. Внутренее – слова, внешнее – то, чем слово выражено (окончание, суффикс, склонение, спряжение и т.д.)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
- Наиболее четко усваиваются типичные, часто встречающиеся формы изменения слов
- Исключения и нетипичные формы усваиваются с трудом
- Единичные категории – вытесняются
- Дети овладевают грамматическим строем речи путем подражания
- Трудно усваиваются окончания сущ., основы у глаголов, своеобразие у прилагательных (сравнит. и превосход. степень)
- Сложно усваиваются беглые гласные (дятел-дятлы, а не дятелы)
- Формирование грамматического строя продолжается и в школьном возрасте
- У млад.дошкольников речь грамматически не оформлена и слово часто заменяет предложение. Дети активно используют мимику и жесты.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИК.
Младший дошкольный возраст:
Грамматические формы дает сам воспитатель. Для самостоятельного образования формы нужно идти от множественного числа к единственному.
В мл.группе обучение грамматике идет одновременно со словарной работой. Проводятся игры: «Чудесный мешочек», «Вы хотите-мы хотим», игры драматизации, рассматривание картин.
Средний возраст:
Дается большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм. Используем игры: «Угадай чего не стало», «Какое яблоко», проводим игры-драматизации, исправляем ошибки, работа по формированию грамматического строя связана со связной речью.
Старший возраст:
Происходит отход от наглядности, используется больше словесных упражнений. Игры: «дополни предложение», «Придумай предложение со словом….», «Я начну а ты продолжи», упражнение на распространение предложений.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
- Создание приятной языковой среды (образец) повышение речевой культуры взрослых
- Специальное обучение детей трудным грамматическим формам –на спец. занятиях может быть часть занятия по развитию речи Так же может быть работа с ФЭМП, ФЦКМ и т.д.
- Формирование грамматических навыков в практике речевого общения.
- Исправление грамматических ошибок (эти ошибки могут исправлять и взрослые и дети)
ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ:
- Детей учат понимать смысл сказанного
- Детей учат заимствовать грамматическую форму из речи окружающих
- Детей учат самостоятельно образовывать формы нового слова, по аналогам со знакомым (котята, жеребята, медвежата)
- Оценивать грамматическую правильность своей и чужой речи.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
МЕТОДЫ:
- Дидактические игры (мл.гр)
- Игры драматизации (мл. гр)
- Словесные упражнения (ст.гр)
- Рассматривание картин(ст.гр)
- Пересказ коротких сказок, рассказ(ст.гр)
ПРИЕМЫ:
- Образец
- Объяснение
- Указание
- Сравнение 2-х форм
- Повторение
- Создание проблемной ситуации
- Подсказ нужной формы слова
- Исправление ошибок
- Вопросы
- Напоминание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совет педагогов на тему "Организация словарной работы с детьми на занятиях и вне их"
конспект совета педагогов...
Рекомендации для родителей по словарной работе
Собрание игр по разделу : словарная работа...
Рекомендации для родителей по словарной работе
Предлагается нагладная помощь, при обучении детей составлению рассказа...
Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе
Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...
Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....