"Традиции и быт русского народа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_traditsii_i_byt_russkogo_naroda.docx | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации МО
Тихвинский муниципальный район
Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рябинка»
Конспект открытого занятия по развитию речи
для детей старшей группы
Тема: «Как люди жили на Руси, их традиции и быт»
Составила и провела
Воспитатель:
Костичева Т.Н.
г. Тихвин
2020 г.
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, ее некоторых исторических событиях,
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар, «красным» углом;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват, чугунок и т.п.;
- развивать связную монологическую речь.
- развивать художественно-творческие способности дошкольников;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
- развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас на необычное занятие. Предлагаю вам отправиться со мной в стародавние времена.
Эмоционально-волевой тренинг.
Чтобы наше занятие прошло интересно и весело, я предлагаю встать в круг, взяться за руки и сказать всем вместе:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите в окно. Какое время года приближается? Правильно, на улице все больше пахнет весной. В такой чудесный день мне бы хотелось поговорить с вами тоже о чем-то светлом, добром и прекрасном. А что может быть лучше и прекраснее родной земли, Родины?
Скажите, как называется страна, в которой мы живем?
А кто знает, как наше государство называлось раньше, в старину? Правильно, оно называлось красивым словом Русь. Великая Русь.
И я предлагаю вам окунуться в старые, добрые времена на Руси.
Слайд 1
- Как вы думаете, куда мы попали? Правильно, мы попали в старинную русскую избу, в которой раньше жили люди.
Гость на порог — хозяину радость. Прошу вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).
- Как вы думаете, из чего раньше делали дома? (из дерева, бревен). А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный).
- А как назывались мастера, которые делали дома из дерева? (плотники)
Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера.
Мы сегодня с вами узнаем не только о людях, которые жили в старину, но и о семье и семейных русских традициях.
Хотите? Тогда отправляемся!
Слайд 2.
- Как вы считаете, люди, которые жили в этой избе, чужие или родные друг другу? Как можно их назвать одним словом? (семья) Прислушайтесь к этому слову: семь я. Это значит, что вы, как бы, повторяетесь в родной семье 7 раз. Если вы приглядитесь по- внимательней к своим родным, то заметите. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет ваших глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.
Игра «А ты мне кто?»
- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.
Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын и изображает).
Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?
С давних времен из поколения в поколение, от дедов и отцов, бабушек и матерей передавались традиции.
Русская семейная традиция, пришедшая из глубины веков — почитание памяти предков, уход и забота о пожилых родственниках. И поэтому - несколько семей жили под одной крышей (старики, пожилые, молодые, дети).
Слайд 3.
Большая многодетная семья пользовалась в деревне всеобщим почтением. «Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына- сын», - говорит древнейшая пословица.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог - высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Слайд 4
А кто из вас знает, какая была на Руси традиция, связанная с кошкой? (ответы детей)
Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
Слайд 5
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы в комнате были деревянные.
Слайд 6
Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема пищи).
Слайд 7
Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. К приему гостей в русских семьях готовились тщательно: убирали в доме, готовили самые вкусные угощения, украшали дом, встречали гостей «хлебом-солью». Эта традиция сохранилась до нашего времени.
Слайд 8
На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами.
В старину на Руси только трудом держался дом. Семьи были большие, работы было много: коровушку покорми - подои, курочкам пшена насыпь, печку истопи, хлебушка испеки, дом подмети, дрова наруби - принеси, в ступице маслица сбей, ниточку шерстяную напряди.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в избе?
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (печь)
Да, печка.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Слайд 9
Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она - белоснежная, а в другой – вся расписная
Слайд 10
Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Печь -всему голова. Печь – это сердце дома. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Слайд 11
наша печка топится, а в чугунке каша варится. Повторяйте за мной:
Проговаривание чистоговорок: «Ун — ун — ун у нас чугун», «Нок — нок — нок на столе чугунок»
наша печка топится, а в чугунке каша варится. Повторяйте за мной:
Проговаривание чистоговорок: «Ун — ун — ун у нас чугун», «Нок — нок — нок на столе чугунок»
наша печка топится, а в чугунке каша варится. Повторяйте за мной:
Проговаривание чистоговорок: «Ун — ун — ун у нас чугун», «Нок — нок — нок на столе чугунок»
Пока наша печка топится и в чугунке каша варится, повторяйте за мной:
Ун-ун-ун, у нас чугун! Нок-нок-нок, на столе- чугунок! (проговаривание чистоговорок стоя с хлопками).
В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.
Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. А как назывался мастер, который клал печи?
- Ребята, вспомните, в каких русских народных сказках мы встречаем образ печи: (Гуси-лебеди, По щучьему велению, Колобок, Маша и медведь)
Слайд 12
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Слайд 13
Напротив печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)
Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Почти все в избе делалось своими руками. Традиционно люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Все в семье трудились.
Пальчиковая гимнастика "Наша семья".
Мама лепит пирожки (имитируем лепку пирожков)
Папа полку мастерит (ударяем кулачками друг о друга)
Дед в очках читает книжку (имитируем руками очки)
Шьет бабуля мне штанишки (имитируем шитье иголкой)
Моет пол сестричка Маша (трем ладонями друг о друга)
Трудится семья вся наша (соединяем руки между собой, скрестив пальцы)
На лужок я побежал (бежим 2 пальчиками до локтя)
Всем большой букет нарвал! (составляем букет из рук)
Путешествуем дальше.
Слайд 14
Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь располагалось всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был отделен от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Традиция называть родившегося ребенка в честь кого-то из старших предков характеризует исконно русские семьи, этот семейный обычай сохранился до сих пор — зачастую у семьи есть так называемое «семейное имя». Имя новорожденному ребенку в русской семейной традиции зачастую выбирают в честь святого, именины которого празднуются в день крещения ребенка. Эта традиция сейчас соблюдается чаще среди верующих семей. А ранее традиция крещения детей соблюдалась неукоснительно. Однако обычай присвоения новорожденному ребенку отчества существует в России до сих пор. Таким образом, ребенок получает часть родового имени.
У каждого из вас тоже есть отчество. Никита, какое у тебя отчество и почему? (ответы детей)
Во многих деревнях в честь рождения ребенка, особенно первенцев, отец или дед сажали дерево; липу, а чаще - березу.
Слайд 15
Посмотрите для маленького ребенка приготавливали вещи, что же это? (Показывает уголек, колосок, монетка).
Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда первый раз купали ребеночка.
Для чего же нужны были эти вещи?
Слайд 16
Когда клали уголек, приговаривали: " Привыкай к домашнему теплу".
Когда клали колосок, приговаривали:" Будь всегда сыт".
Когда клали монетку, приговаривали:" Будь всегда богат".
Когда купали малышей говорили такие слова: С гуся- вода, с Ванюшки- худоба. "
"Семейная зарядка".
(Движения в соответствии с текстом)
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
- Отдохнули, хватит, а то мы можем разбудить ребеночка хозяев. Пусть он спит в своей люльке.
Продолжим наше путешествие.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать.
После каждой отгадки показать слайд.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт.
(ухват).
У нас в печурочке,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
Он - как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Чёрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра…
(коромысло).
Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник … ( самовар.)
Слайд 26
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами. Самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Слайд 27
А это та посуда, которой раньше пользовались люди. Сделана она из дерева и глины. Все это называется кухонная утварь. Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (гончары)
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…
И сейчас во многих семьях существуют свои традиции. Так что же все-таки такое- традиция?
Традиция – передача(лат.)
Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, от старших к младшим.
Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.
Благодаря традициям: мудрость старших передается молодым.
- Вспомните, а какие традиции существуют в ваших семьях (рассказы детей)
Слайд 28-33
Физ.минутка:
Наша дружная семья (потягивание)
Мама, папа, брат и я (повороты)
Спортом любим заниматься (бег на месте)
И, конечно, закаляться (руки в стороны- к плечам)
Мы счастливая семья (обнимают себя руками)
Мама, папа, брат и я (хлопки)
С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы, вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле.
Какие обереги вы знаете?
Слайд 34
В далекие времена придумали наши предки куклы - обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляли живую и неживую природу. Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань.
Занимаясь в кружке народной куклы, наши девочки тоже делают кукол из ниток и ткани. Кукла - оберег не имеет лица.
Кто знает, почему? Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку. Самый первый оберег младенца был кукла - пеленашка. Ее делали перед появлением ребеночка на свет, клали в колыбель, чтоб злой дух не поселился в ней. Такая кукла оберегала сон малыша.
Слайд 35
Оберег- Веник.
Он все из дома выметет. Не только грязь и пыль, но и злые помыслы. Это символ чистоты, который ставился на почетное место.
Слайд 36
Оберег- Подкова.
Это очень интересный и красивый оберег.
Издавна считается, что подкова – это талисман, который несет с собой счастье, удачу и богатство. Наши предки считали, что если найти подкову на дороге, то с этого времени ты станешь «баловнем» судьбы
Сегодня я предлагаю вам сделать оберег- подкову. Мы с вами уже подготовили подковы и сейчас мы будем их украшать.
Правила изготовления оберега:
- Обереги не могут быть изготовлены для себя.
- Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души.
- Самые сильные – те, которые изготавливаются кровными родственниками.
- В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете.
Для украшения мы будем использовать символы:
Бублик - символ крепкой семьи.
Гречка, рис - достаток в доме;
Крупа - мир, лад в доме,
Монетка - успех в делах.
Подсолнухи, семечки - энергия солнца и здоровья.
Цветок - символ солнца.
Цветы - комфорт, уют.
Шишка - символ трудолюбия и достижения успеха, крепость семьи
Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.
Лавровый лист — слава, успех.
Божья коровка – символ удачи и любви.
Пальчиковая гимнастика (в парах)
Этот пальчик-дедушка (поочередно дотрагиваются до пальцев друг друга)
Этот пальчик-бабушка.
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (хлопки друг с другом)
Дети украшают свои подковы.
- Ну вот и подходит к концу наше занятие и я предлагаю вам сделать завершающий ритуал. (встаем в кружок возле свечи)
Релаксация и рефлексия.
Давайте запомним пословицу: -Дерево держится корнями, а человек- семьей.
- Эта свеча - символ домашнего очага, домашнего тепла, ведь для нас наш детский сад - второй дом. Пусть эта свеча согревает всех нас в трудную минуту, дает нам жизненного света и тепла! А сейчас закройте глаза, представьте, как горит свеча, почувствуйте, что мы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значен в нашей семье. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать тем же.
Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе!
Что вам больше запомнилось в нашем виртуальном путешествии?
(Ответы детей)
Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. И я для вас баранки испекла. Вот в корзиночку сложила. С чаем попьете и друзей угостите.
- Спасибо вам. Мне было сегодня приятно с вами общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Традиции и быт русского народа"
Конспект занятия для старших дошкольников....
Приобщение детей 2 младшей группы к изучению традиций и обрядов русского народа.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Детство –...
Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...
Воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа.
На основе проведенных мероприятий воспитывать интерес детей к русской народной культуре....
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».
Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...
«Традиции и обычаи русского народа»
Консультация для воспитателей: «Традиции и обычаи русского народа»...
Воспитание толерантности и уважения к обычаям и традициям казахского и русского народа
Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей, их традициям и культуре....