Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_2.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.
Конспект НОД по развитию речи
старшая группа №3
Выполнила:
Ключникова Мария Андреевна
Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности (в соответствии фгос)
Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
Возрастная группа: старшая
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы», обучение грамоте Ельцова.
Средства: словесные, наглядные
Цель: Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем;
2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Развивающие:
1. развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза;
Воспитательные:
1. активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.
Пособия: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, картинки следов ежа.
Ход занятия
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей | Планируемый результат |
l. Вводная часть | ||||
Психологический настрой | Сегодня у нас с вами будет занятие по развитию речи. Но перед тем как начать нам нужно поздороваться. Давайте обнимем соседа и скажем ему «здравствуй» | Создает атмосферу психологической безопасности: эмфатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Приветствуют, улыбаются друг другу. Трут ладошки. | Психологическое готовность детей. |
Вводно - организационный | - Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Чтобы узнать чьи это следы, надо отгадать загадку: Из знакомой сказки -Расскажите, какой ёжик. -Что может делать ёжик? -Назовите семью ежей... | Вовлечение в деятельность. | - Ёжик; -Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный; - Бегать, спать, есть, нюхать, топать; - Папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимание. |
Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия) | Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик» - Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает. (Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».) - Покажите, как ежик пыхтит. (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».) - Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо... Жили- были серый еж и его ....(ежиха) Серый еж был очень тих и ежиха тоже, И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик). Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек. Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик). - Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики). | Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующий процесс. | - Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф… | Внутренняя мотивация на деятельность. |
ll. Основная часть | ||||
Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД) | Рассматривание картины: - У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины) - Вам нравится картина? -Что изображено на этой картине? - Где они живут? - Ежи дикие или домашние животные? - Какое время года? Почему вы так решили? - Какая травка на полянке? - Какие насекомые изображены на картине? - Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? - Какая мама ежиха? - Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка? - Почему ежонок спрятался? - На что он стал похож? - Каким мы можем назвать этого ежонка? - Как бы вы назвали эту картину? | Рассматривают картины. Ответы детей. | ||
Затруднение в игровой ситуации (формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причин) | Физкультминутка Еж спешил к себе домой, | Выполняют физкультминутку в соответствии тексту. | ||
Открытие нового знания (формирование нового опыта самостоятельно преодолеть затруднения в деятельности; развития умения фиксировать новое знания в речи) | -А теперь, ребята, мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один продолжает другой. Чтобы было легче рассказать, мы используем вот такую мнемотаблицу, как вы думаете, что означает это дерево? Кто изображен на картине? Опешите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает, как можно закончить рассказ? | Ответы детей.
| ||
Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе) | Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. Ежиха занята своими делами. Мне очень нравится этот рассказ. - Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. - В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш») Гриб большой ежихе нужен: Ждут ежата гриб на ужин. (И.Лопухина) | Рассказывают по картине. | ||
lll. Заключительная часть | ||||
Итог занятия (систематизация знаний) | Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. - Ребята, вам понравилось наше занятие? - Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? | Слушать. Выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями. Обобщают. | ||
Рефлексия | - Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы. | Инициирует общее обсуждение. Проявляет уважение детским высказывание. Выражает произвольность. | Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки. |
Самоанализ НОД по развитию речи «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Непосредственную образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы.
Тема: «Ежи» и составление рассказа по ней»
Возрастная группа: старшая
Форма организации: групповая
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Образовательная область: речевая
Вид продуктивной деятельности: речевое развитие
Цель: Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем;
2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Развивающие:
1. развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза;
Воспитательные:
1. активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.
Дидактический наглядный материал: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, картинки следов ежа.
Планируемый результат: закрепить знание детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Длительность НОД составила– 25 минут.
Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа – сидя полукругом на стульях, объяснения задания, физкультминутка, изготовление поделок. Рассматривание готовых работ на выставке. Физминутка в течении занятия позволили избежать утомляемости детей.
Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Применяемые методы: словесные (для вопросов детям, поощрения); наглядные (показ); практические (в выполнении задания); методы контроля (в анализе выполненных работ и похвалы) которые побуждали детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, задание выполняли в силу своих индивидуальных особенностей, проявляли положительные эмоции. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.
По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).
Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...