Методика проведения занятий с предметными и сюжетными картинами второго и третьего года жизни.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Картины имеют особое значение в развитии речи, они совершенствуют умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи. Можно сделать вывод, что использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика проведения занятий с предметными и сюжетными картинами второго и третьего года жизни.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображения. Рассматривание изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объёмного предмета ( обвести по контуру, ощупать). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз» (И.П. Павлов).
Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме легко «обтекаемых» взглядом. При рассматривании картин взрослый обводит пальцем ребёнка изображение по контору, называя изображённый предмет, побуждает к повторению.
Так с помощью фиксирующего действия происходит зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т.е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.
Работа с предметными и сюжетными картинами проводится в следующей последовательности:
∙ Предваряющий рассказ проводится перед рассматриванием.
∙ Рассматривание изображения детьми, рассказ педагога о содержании картины.
∙ Завершающая часть: рассказ и показ педагога к содержанию картины, установка к действиям ребёнка (детей) педагогом.
∙ Рассматривание картины во второй половине дня или в течение последующих нескольких дней.
Последовательность рассматривания:
- Рассмотреть человека (людей), изображённого на ней. Отмечаются его действия, одежда, настроение; особое внимание обращается на совместные действия с определённой целью (например, дети скатывают снежный ком, чтобы сделать снеговика).
- Рассмотреть явления природы, по которым и определяется времена года.
- Описать время года.
Вопросы, обращённые к детям, выстраиваются в соответствии с последовательностью.
Принцип работы с картинками, которые объединяются в серии «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Предметы быта».
На занятиях с тематическими картинками любой серии обязательно «присутствует» человек, даже если об этом не говорится прямо. Назначение предметов, которые группирует ребёнок, и воображаемая ситуация, в которой они используются, дети связывают с потребностями людей (человека).
Лексическая тема «Фрукты» («Овощи»)
На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок (ребёнок 2 лет узнает и называет предметы: яблоко, груша, морковь, огурец, лейка, лопата, грабли, ведро и т.д.)
На 3-м году жизни – группировка и классификация этих же картинок, при этом внимание акцентируется небыстром узнавании предмета по изображению и отнесении его в представлении к группе однородных предметов и предметов, объединяемых по их функциональной принадлежности к какой-то деятельности человека.
Детей 3-го года жизни необходимо знакомить с собирательными именами существительными – овощи, фрукты. Осуществить выбор по представлению об изображенном на картинке предмете, относящемся к определенной категории≤ по принципу, который в игровой форме обозначит взрослый, выделяя наиболее существенные признаки.
Например, занятие «Что купили на рынке» строится следующим образом:
∙ Предваряющий рассказ: мама на рынке купила овощи и фрукты (картинки). Они лежат в одной большой сумке, и все перемешались.
∙ Необходимо картинки «Овощи» отделить от картинок «Фрукты» а внутри этих групп картинок выделить подгруппы: огурцы, помидоры и т. п. (среди овощей); яблоки, груши и т. п. (среди фруктов);
∙ В подгруппах картинки разделить по величине (огурец большой, огурец маленький, яблоко большое, яблоко маленькое и т.п.)
Принцип работы с картинками серии «Животные», «Дикие
животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».
На протяжении 2-го года ребёнок знакомится с картинками, изображающими животных и птиц, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу. Ознакомление с картинками должно проходить по принципу «от близкого – к дальнему».
∙ Вначале показать кошку или собаку, петуха и курицу, а затем – лошадь и корову, утку и гуся. Ребёнку предлагают рассматривать каждую отдельно.
С 1 года 6 месяцев – 1 года 9 месяцев, целесообразно рассматривать по две одновременно, что бы научиться не только узнавать домашних животных, но и, сопоставлять их, находить общее и различное. Различие ребёнку установить легче, чем найти общее, поэтому вначале следует давать явно различающиеся картинки, например петух и гусь, а затем уже гусь и утка.
С животными, обитателями леса, ребёнок знакомится по рассказам взрослого, близким к сказкам, но только близким. Рассказы взрослых – это цепь встреч, участником которых является сам ребёнок (дети), например, дети пошли с мамой гулять в лес и встретили зайца, лисичку, доброго волка, медведя, белочку, сову и т.д. В соответствии с логикой рассказа ребёнку предлагаются картинки, которые он рассматривает вместе со взрослым и называет.
Последовательность предъявления картинок:
- На первом занятии присутствуют не более двух персонажей.
- На втором-третьем – 3-4 картинки. При этом последующее занятие обязательно включает повтор того, что было на предыдущем, и преподносится как продолжение уже знакомой ситуации.
Отличие от сказок в том что, дети приобретают знания о реальных животных; вместе с тем общение с ребёнком проходит в занимательной форме, близкой к рассказыванию сказки.
Реалистические картинки позволяют формировать реалистические образы животных. Аналогично дети по картинкам знакомятся с животными дальних стран. А 3-м году жизни дети пытаются найти и назвать то, что объединяет, и то, что отличает лесных обитателей и экзотических животных. На 3-м году жизни детям предлагаются сюжетные картинки (среднего размера) из серии «Животные и их детеныши». Они не только учатся узнавать и называть детенышей знакомых животных, но и получают обобщенное знание обо всех живых существах, а именно, что у всех есть мама. На занятиях с этими сюжетными картинками можно использовать художественную литературу.
Принцип работы с картинками серии «Транспорт».
На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок (отдельные изображения машины, самолёта, автобуса и т.п.).
На 3-м году жизни ребенка можно считать формирование более широких обобщений на примере понятий, связанных со средствами передвижения человека.
∙ Предваряющий рассказ (беседа о транспорте).
∙ Необходимо картинки «Транспорт» отделить от картинок «Мебель», «Инструменты», а внутри этих групп картинок выделить подгруппы по виду: автобусы, самолёты, поезда и т.д.
∙ Для детей 2 – 3-х лет выделить подгруппы по способам движения: летит, плывёт, едет.
∙ Сюжеты сочетать с чтением небольших стихотворений или пением. «Работая» с картинками, ребёнок открывает для себя социальный мир, человеческие отношения в обществе (существуют разные средства передвижения, которые служат разным целям: помогают лечить, перевозят грузы и т.д.)
Принцип работы с картинками серии «Профессии людей».
В раннем возрасте начинается социализация ребёнка. В этом ему помогают картинки, на которых изображаются средства передвижения, о чем мы уже сказали, а также сюжетные картинки среднего размера из серии «Профессии людей» («Ребёнок на приёме у доктора», «Ребёнок с мамой в магазине», «Дворник подметает улицу», «Ребёнок в парикмахерской» и др.). Эти сведения ребёнку уже известны из практики, поэтому взрослый, составляя рассказ о профессиях, обращается к воспоминаниям детей. Сюжетные картинки, с помощью которых воспитатель учит воспринимать изображение знакомых ситуаций, помогают детям составлять 2-3 словестное предложение, отвечая на вопросы взрослого («Кто нарисован на картинке? Где доктор? Что он делает?» и т.п.). Затем взрослый побуждает ребёнка к диалогу («А ты с мамой ходил к доктору? Доктор тебя вылечил?» и т.п.), а на последующих занятиях – к рассказу по картинке из 3-4 предложений; учить замечать детали одежды, профессиональные предметы труда (у доктора – трубочка для прослушивания, у дворника – метла, у маляра – кисть или валик, у столяра – рубанок и т.п.)
Из того что описано в этой работе, можно увидеть, что огромный потенциал в развитии речи у детей второго и третьего ода жизни имеет работа с картинным материалом.
Особую роль картинки в развитии речи детей отводила Е.И. Тихеева. Она описала, что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. . Поэтому картины имеют особое значение в развитии речи в частности связной, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. В процессе рассматривания картин педагог, постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т.е. верному отражению их знаний о предметах и явлениях в четкой и развернутой речи. Таким образом, мы пришли к выводу, что использование картин на занятии способствует более быстрому развитию связной речи. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико.
Литература
1.«Воспитание детей раннего возраста» ./ Под ред.Ляминой Л.Н
Москва 1974г.
2.«Воспитание детей раннего возраста» / Под.ред. Павловой Л.Н.
Москва 1986г.
3 «Раннее детство: развитие речи и мышления» / Под ред. Павловой Л.Н.
Москва 2007г.
4 «Занятия по развитию речи с детьми до трех лет»/Под.ред. Петрова В.А
Москва 1970г
5 «Развиваем детей раннего возраста»/ Под.ред. Печора К.Л.
Москва 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4 и 5-го года жизни
Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое ...
Методика проведения занятий по физической культуре детей 4 и 5 года жизни
Для инструкторов по физической культуре....
Диагностическое исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин
Исследование навыков составления рассказов с использованием предметных и сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Фрагмент занятия по предметной деятельности у ребёнка второго год жизни с задержкой темпов развития.
Фрагмент коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с ребёноком младшего дошкольного возраста.file:///C:/Users/user/Desktop/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 4 И 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ.
Семинар методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4-5 года жизни...
Конспект организации и методики проведения прогулки в 1-ой половине дня второй младшей группы
Прогулка - это обязательный элемент режима дня в детском саду. Задачи прогулки - дать возможность каждому ребенку разрядиться, снять напряжение после статистических, сосредоточенных занятий и создать ...
Методика проведения занятия «Что такое металл?» по ознакомлению дошкольников с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста.
Пример организации познавательного занятия с использованием дидактических игрМетодика проведения занятия «Что такое металл?» по ознакомлению дошкольников с предметным миром для детей старш...