Конспект занятия по разделу «развитие речи». Тема: «полет с Незнайкой в космос»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Суховецкая Оксана Александровна

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Полет с Незнайкой в космос»

Задачи:

Звуковой анализ слова:

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении  первого  звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на звуки и слога.

Словарь:

  • Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
  • Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Грамматический строй речи

  • Упражнять детей в  умении  определять  родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и  глаголы к существительным.

Развитие связной речи

  • Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по разделу «развитие речи».

Тема: «полет с Незнайкой в космос»

Подготовила воспитатель старшей группы: Суховецкая Оксана Александровна

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Полет с Незнайкой в космос»

Задачи: 

Звуковой анализ слова:

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении  первого  звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на звуки и слога.

Словарь:

  • Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
  • Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Грамматический строй речи:  

  • Упражнять детей в  умении  определять  родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и  глаголы к существительным.

             Развитие связной речи:  

  • Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.

              Воспитательные задачи:  

  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами итоговое занятие по развитию речи. И к нам  на занятии пришёл один очень веселый мальчик. Попробуйте отгадать, кто это!

В шляпе с круглыми полями

И в штанишках до колен

Занят разными делами,

Лишь учиться ему лень.

Кто он, быстро отгадай-ка,

Как зовут его?

(Незнайка!)

А вот и наш герой (иллюстрация Незнайки) <Рисунок1>. Какой он по характеру? (Весёлый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный…). Конечно, Незнайка, большой выдумщик и фантазер. Он нам предложил необычное путешествие! А какое, мы постараемся понять после пальчиковой гимнастики.

(Раздаются мячики-ежики.)

Мячик я в руке катаю

Туда-сюда его гоняю

Им поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошки

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

На что похожи мячики? Куда можно полететь? На что круглое можно полететь?  Незнайка нас приглашает в космическое путешествие.  Правда он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться с задачами, которые ставит Космос.

Незнайка говорит, что он будет управлять кораблем, и внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.

Итак, Незнайка собрался лететь в космос. Он собрал все принадлежности и отправился в путь. Но сначала Стекляшкин в свой телескоп увидел летающую тарелку и рассказал об этом Незнайке <Рисунок2>. Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Незнайкой дальше, прежде чем он попал к нам…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку и рассказать, что произошло с Незнайкой? <Рисунок3, Рисунок4, Рисунок5,  Рисунок6>.

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

Вот Незнайка долетел до нас с вами. А в полете надо  быть внимательным, чтобы следить за всеми приборами и что делается за бортом корабля. Давайте вместе с Незнайкой отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.

Воет с голоду ... жираф. (Волк)

Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый ... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

Кто любит по ветвям носится?

Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха..(Заяц)

В теплой лужице своей

Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!

Запуск ракеты: обратный счет.

10, 9, 8,7 ,6,5,4,3,2,1 – Пуск!

Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, из чего состоят слова?  

Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э Сколько их?

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твёрдые и мягкие.

Каким цветом обозначаются гласные звуки?(красные) Согласные твёрдые?(синие) Согласные мягкие?(зеленые)

Полет в космосе

Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята,  давайте будем называть эти объекты  и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета,  млечный путь (считаем слоги в слове путь). <Рисунок7, Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок11, Рисунок12, Рисунок13>.

Чтобы Незнайка не скучал, давайте мы с вами посчитаем космические предметы.

Одна звезда, две звезды…. Пять звезд

Один корабль, два корабля….. пять кораблей.

Одно созвездие, два созвездия…. Пять созвездий

А теперь мои хорошие давайте сделаем звуковой анализ слова «Луна» <Рисунок 14>. Сколько в слове букв Луна. Ответ 4, а звуков тоже 4.Молодцы. Теперь давайте каждый звук разберем и поставим нужную карточку у себя на столе, а я буду делать на доске. Первый звук у нас будет, скажет нам Аня «Л». Молодец. Каким цветом будет синим, правильно. Следующий звук «У» красным. молодцы. Следующий звук нам назовет Миша «Н» каким цветом будет? Синим, согласный, да? И последний звук, назовет Тимур «А» красным и он, гласный. Молодцы. Саша, а в слове Планета какой звук последний?  «А», гласный, обозначается красным цветом. Марина, а в слове луч последний звук какой? Согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом. Молодцы, вы справились с заданием.

Загрустил Незнайка. Ох, как много всего он ещё не знает! Упало у него настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был весел.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.)

Дело валится из рук…

(“Бросают” вниз руки…)

Но ещё не всё пропало,

(Грозят указательным пальчиком. )

Если есть хороший друг.

(Хлопают в ладоши. )

С делом справимся вдвоём,

(Берутся за руки. )

С облегчением вздохнём –

(Вздыхают. )

Настроение поднимем

(Поднимают сцепленные руки вверх. )

И от пыли отряхнём!

(“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу. )

А еще мы удивим Незнайку, как много мы знаем удивительного о космосе!

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У Луны может быть сторона светлая и темная

Луч Солнца может быть длинный или короткий

Звезды бывают холодными и горячими

Звезды могут быть гиганты и карлики

Вращение планет может быть быстрым или медленным

Планеты могут находиться близко или далеко

Самое часто видимое созвездие на небе, мимо которого мы с вами пролетаем – Созвездие большой медведицы<Рисунок 15>. Давайте покажем Незнайке, как можно придумать много однокоренных слов со словом медведица:

Незнайка решил, что все космические объекты он подарит Вам. Но как сказать, чей объект будет? Поможем в этом нелегком задании ему? Да.

Итак, нужно будет сказать, кому принадлежит объект. Незнайка говорит, что он хочет подарить и кому. А вы отвечаете, чей объект – Анин, Сашин, ее, его.  А кому подарили, соглашается, что этот объект принимает, и говорит это теперь мой, моя, или мое и называет, что именно ему принадлежит теперь….

Незнайка очень рад, что его спутниками оказались именно вы! Он так обрадовался, что каждому из Вас подарил какой-то космический объект.  Давайте напомним Незнайке, чему его мы с вами научили, чтоб это отложилось в его памяти. (подведение итогов)

Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил наш корабль, и мы с вами возвращаемся в группу. Из вас вышли замечательные космонавты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Полет с Незнайкой на математическую планету"

Данный конспект занятия по математике в старшей группе. Введение нового материала по теме: «Число и цифра 7». В занятии используются элементы гендерного развития. К ребятам приходит Незнайка и приглаш...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

Конспект занятия по экологии, развитию речи. Тема: «Золотая осень» для детей подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга»          Конспект занятия по экологии, развитию...

Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»

Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»» Возрастная группа: первая группа раннего развития

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»»Во...