Конспект занятия по разделу «развитие речи». Тема: «полет с Незнайкой в космос»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Полет с Незнайкой в космос»
Задачи:
Звуковой анализ слова:
- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
- Закреплять умение делить слова на звуки и слога.
Словарь:
- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
- Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Грамматический строй речи:
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Развитие связной речи:
- Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по разделу «развитие речи».
Тема: «полет с Незнайкой в космос»
Подготовила воспитатель старшей группы: Суховецкая Оксана Александровна
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Полет с Незнайкой в космос»
Задачи:
Звуковой анализ слова:
- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
- Закреплять умение делить слова на звуки и слога.
Словарь:
- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
- Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Грамматический строй речи:
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Развитие связной речи:
- Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами итоговое занятие по развитию речи. И к нам на занятии пришёл один очень веселый мальчик. Попробуйте отгадать, кто это!
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка!)
А вот и наш герой (иллюстрация Незнайки) <Рисунок1>. Какой он по характеру? (Весёлый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный…). Конечно, Незнайка, большой выдумщик и фантазер. Он нам предложил необычное путешествие! А какое, мы постараемся понять после пальчиковой гимнастики.
(Раздаются мячики-ежики.)
Мячик я в руке катаю
Туда-сюда его гоняю
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошки
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
На что похожи мячики? Куда можно полететь? На что круглое можно полететь? Незнайка нас приглашает в космическое путешествие. Правда он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться с задачами, которые ставит Космос.
Незнайка говорит, что он будет управлять кораблем, и внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.
Итак, Незнайка собрался лететь в космос. Он собрал все принадлежности и отправился в путь. Но сначала Стекляшкин в свой телескоп увидел летающую тарелку и рассказал об этом Незнайке <Рисунок2>. Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь всё перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Незнайкой дальше, прежде чем он попал к нам…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку и рассказать, что произошло с Незнайкой? <Рисунок3, Рисунок4, Рисунок5, Рисунок6>.
Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.
Вот Незнайка долетел до нас с вами. А в полете надо быть внимательным, чтобы следить за всеми приборами и что делается за бортом корабля. Давайте вместе с Незнайкой отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.
В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. (Волк)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)
Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)
Быстрее всех от страха несется ... черепаха..(Заяц)
В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)
Молодцы, вы справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!
Запуск ракеты: обратный счет.
10, 9, 8,7 ,6,5,4,3,2,1 – Пуск!
Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, из чего состоят слова?
Из звуков.
На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.
Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.
Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э Сколько их?
А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?
Какие бывают согласные звуки? Твёрдые и мягкие.
Каким цветом обозначаются гласные звуки?(красные) Согласные твёрдые?(синие) Согласные мягкие?(зеленые)
Полет в космосе
Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята, давайте будем называть эти объекты и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.
Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета, млечный путь (считаем слоги в слове путь). <Рисунок7, Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок11, Рисунок12, Рисунок13>.
Чтобы Незнайка не скучал, давайте мы с вами посчитаем космические предметы.
Одна звезда, две звезды…. Пять звезд
Один корабль, два корабля….. пять кораблей.
Одно созвездие, два созвездия…. Пять созвездий
А теперь мои хорошие давайте сделаем звуковой анализ слова «Луна» <Рисунок 14>. Сколько в слове букв Луна. Ответ 4, а звуков тоже 4.Молодцы. Теперь давайте каждый звук разберем и поставим нужную карточку у себя на столе, а я буду делать на доске. Первый звук у нас будет, скажет нам Аня «Л». Молодец. Каким цветом будет синим, правильно. Следующий звук «У» красным. молодцы. Следующий звук нам назовет Миша «Н» каким цветом будет? Синим, согласный, да? И последний звук, назовет Тимур «А» красным и он, гласный. Молодцы. Саша, а в слове Планета какой звук последний? «А», гласный, обозначается красным цветом. Марина, а в слове луч последний звук какой? Согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом. Молодцы, вы справились с заданием.
Загрустил Незнайка. Ох, как много всего он ещё не знает! Упало у него настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был весел.
Физкультминутка “Если есть хороший друг…”
Настроение упало, | (Стоят лицом друг к другу, руки вверх.) |
Дело валится из рук… | (“Бросают” вниз руки…) |
Но ещё не всё пропало, | (Грозят указательным пальчиком. ) |
Если есть хороший друг. | (Хлопают в ладоши. ) |
С делом справимся вдвоём, | (Берутся за руки. ) |
С облегчением вздохнём – | (Вздыхают. ) |
Настроение поднимем | (Поднимают сцепленные руки вверх. ) |
И от пыли отряхнём! | (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу. ) |
А еще мы удивим Незнайку, как много мы знаем удивительного о космосе!
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
У Луны может быть сторона светлая и темная
Луч Солнца может быть длинный или короткий
Звезды бывают холодными и горячими
Звезды могут быть гиганты и карлики
Вращение планет может быть быстрым или медленным
Планеты могут находиться близко или далеко
Самое часто видимое созвездие на небе, мимо которого мы с вами пролетаем – Созвездие большой медведицы<Рисунок 15>. Давайте покажем Незнайке, как можно придумать много однокоренных слов со словом медведица:
Незнайка решил, что все космические объекты он подарит Вам. Но как сказать, чей объект будет? Поможем в этом нелегком задании ему? Да.
Итак, нужно будет сказать, кому принадлежит объект. Незнайка говорит, что он хочет подарить и кому. А вы отвечаете, чей объект – Анин, Сашин, ее, его. А кому подарили, соглашается, что этот объект принимает, и говорит это теперь мой, моя, или мое и называет, что именно ему принадлежит теперь….
Незнайка очень рад, что его спутниками оказались именно вы! Он так обрадовался, что каждому из Вас подарил какой-то космический объект. Давайте напомним Незнайке, чему его мы с вами научили, чтоб это отложилось в его памяти. (подведение итогов)
Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил наш корабль, и мы с вами возвращаемся в группу. Из вас вышли замечательные космонавты!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в старшей группе "Полет с Незнайкой на математическую планету"
Данный конспект занятия по математике в старшей группе. Введение нового материала по теме: «Число и цифра 7». В занятии используются элементы гендерного развития. К ребятам приходит Незнайка и приглаш...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа младшая № 2
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема «Дети играют» Возрастная группа м...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел: «Развитие речи» тема: ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ЗВУК [У].
Коспект по развитию речи.Тема: Звуковая культура речи.Звук[ У]...
Конспект занятия по экологии, развитию речи. Тема: «Золотая осень» для детей подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 г. Выборга» Конспект занятия по экологии, развитию...
Конспект занятия старшая группа развитие речи Тема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
Конспект занятия старшая группа развитие речиТема: рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»Цель. Закрепить представления детей об осеннем времени года, развивать диалогическую ре...
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»» Возрастная группа: первая группа раннего развития
Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Что принес нам «Чемоданчик»»Во...