Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения, и развитие личности в целом.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В соответствии с ФГОС, формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к учебной неуспеваемости.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Характеристика связной речи и ее особенности содержится в различной научно-методической литературе.
Вопросами развития связной речи занимались такие известные ученые, как Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Воробьева В. К., Бородич А.М., Усова А.П., Глухов В. П..Соловьева О.И. и другие.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, которая служит потребностям непосредственного живого общения.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной и иногда фрагментарной, но собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в уточнении и развертывании мысли.
Диалог протекает в определенной ситуации, то есть стимулируется внутренними и внешними мотивами, и может сопровождаться невербальными средствами общения.
Монологическая речь определяется как связное, логически последовательное высказывание одного лица, которое протекает относительно долго во времени и не рассчитано на немедленную реакцию слушателей. Монолог служит для целенаправленной передачи информации
Как известно: игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игра невозможна без речевого общения. Обладая развитой связной речью, дети могут аргументировано и логично излагать свои суждения, давать развёрнутые ответы на вопросы. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги)
В ситуации игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становится на путь прямого обучения.
В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.
Игры имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). Игры проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию.
В своей практике для развития связной речи я часто использую игры с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии. Примеры таких игр: «Мяч бросай и животных называй», «Назови ласково», «Подбери действие?», «Назови противоположности» и другие.
Очень нравятся детям различные игры с прищепками, которые также можно использовать по данной теме. Для детей младшего дошкольного возраста – для образования существительных в родительном падеже, а для детей постарше – для образования притяжательных прилагательных (хвост волка, волчий хвост), для образования существительных с уменьшительным суффиксом. Это такие игры, как: «Чей домик?», Чей хвостик?», «Чей малыш?» и т.д.
Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на развитие связной речи. Я использую ее для пополнение словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи. Например, такие игры, как «Угадай предмет и опиши его», «Как ты узнал», «Расскажи про…» и т.д.
Также в своей практике по развитию речи я часто использую красочное панно «Времена года», которое очень нравится и детям. Использую его для работы по лексическим темам: осень, зима, весна, лето. Дети с удовольствием собирают панно, отвечают на вопросы, составляют рассказы по данным темам.
К играм с предметами также относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
В процессе игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру можно проводить с группой детей и индивидуально. Во время игры логопед обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться красиво, правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей.
В своей работе я использую множество разнообразных настольно-печатных игр: «В мире слов», «Маленькие слова», «Расскажи сказку», «Подбери действие», «Противоположности» и т.д.
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи.
Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой я проверяю и диагностирую: усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.
Таким образом, современная речевая дидактическая игра способствует:
- умственному развитию детей,
- развитию логического и образовательного мышления,
- повышению речевой мотивации,
- побуждению детей к общению друг с другом,
- обогащению и закреплению словарного запаса,
- расширению знаний об окружающем мире,
- развитию словесного творчества,
-развитию коммуникативных навыков.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.
11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/07/picture-801611-1575681856.jpg)
Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-601016-1449309419.jpg)
Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорногоязыка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение роднымязыком является необходимым условием решения з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1213023-1580632619.jpg)
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/03/picture-1315943-1614749243.jpg)
Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-1277545-1638114734.jpg)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1501008-1702390469.jpg)
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит познание окружающего мира и успешность обучения, и развитие личности в целом.В соответствии...