Взаимодействие с родителями в младшей группе по речевому развитию
материал по развитию речи (младшая группа)

Каплина Ирина Николаевна

Из опыта работы по взаимодействию с родителями в младшей группе по речевому развитию младших дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п. Черемушки»

Взаимодействие с родителями по речевому развитию в младшей разновозрастной группе «Гномики»

( из опыта работы)

Подготовила воспитатель:
Каплина И.Н.

2022 год.

Ни для кого не секрет, что каждому родителю очень хочется, чтобы его крохотный ребенок развивался активно; своевременно и правильно начал общаться с взрослым, и в особенности разговаривать. Развитие речи является непрерывным процессом начинающимся с самых первых этапов взаимодействия пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым, а также различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Чем бы ни занимался взрослый совместно с ребенком — от бытового общения в процессе одевания, умывания и т. п. до собственно специализированных развивающих занятий, эта деятельность всегда сопровождается развитием речи ребенка, как в плане понимания обращенных к нему фраз, так и в плане формирования его собственной речевой активности.

Позиция родителей «сытый - одетый - здоровый» когда-то казалась самой правильной по отношению к своему ребенку. Но времена меняются, меняются и многие приоритеты. Современные родители хотят видеть своих детей физически крепкими и интеллектуально развитыми. Но не все знают и учитывают возрастные особенности психического развития ребенка. Наша цель помочь им в этом.

Одной из основных задач умственного воспитания ребенка раннего возраста, является развитие речи. Участие родителей в решении этой задачи имеет большое значение. Поэтому с приходом ребенка в группу, мы стараемся убедить взрослых в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Мы объясняем родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова, Такое общение можно себе представить как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не, только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями (речь с ярко выраженной интонацией, отдельные звуки).

Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации — жестов, мимики, вокализации.  Произнесение звуков при такого рода инициативном общении  имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) реакции и ее активна* направленность на другого человека. (Именно отсутствие подобной направленности обращения на другого человека является для нас показателем проблем общения.)

  Свою работу с родителями по речевому развитию в младшей группе «Гномики» мы начинаем с планирования своей деятельности в этой области. Определяем цели и задачи, выбираем формы работы, методы приемы. Готовим методическую и практическую базу.

В первую очередь в этом учебном году, в рамках реализации первой годовой задачи « Совершенствовать речевое развитие детей через театрализованную деятельность» было проведено анкетирование . Целью этого анкетирования было более близкое знакомство с семьёй ребенка и её традициями. Выяснить проблемы, возникающие у родителей по данной тематике, а также проанализировать знания родителей о развитии речи детей, проанализировать работу детского сада и семьи по данной проблеме.

Для родителей была предложена анкета, которая содержит 12 вопросов. Первые два вопроса личные данные ( фамилия и имя, дата рождения).

Остальные касались речевого развития детей
«Как  Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию речи?

Хоте ли бы Вы освоить приемы работы по совершенствованию его речи?

Вы следите за тем как говорит ваш ребенок?

Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

Вы хотите научиться исправлять дефекты речи?

Знаете ли Вы какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду?

Посещаете ли Вы групповые мероприятия?

Присутствуете ли на детских праздниках?

Как относитесь к продуктам совместной деятельности?»

Результаты анкетирования родителей по теме: «Речевое развитие ребенка» указывают на следующее:

•        Развитие речи ребенка это важная тема, которая волнуют большинство родителей;

•        Большинство родителей прикладывают усилия для улучшения речи своего ребенка;

•        Большинству родителей было бы интересно освоить некоторые приемы и получить знания для исправления дефектов речи своего ребенка. Некоторые родители считают, что такой работой должен заниматься человек с соответствующим образованием;

•        Родители не имеют возможности посещать занятия по развитию речи  своих детей в детском саду, некоторые из них не знают, какие именно знания их дети получают на таких занятиях;

•        Но все родители с удовольствием посетили праздник или же занятие своих детей на заданную тему и положительно относятся к возможности совместной деятельности со своими детьми.

Проведя анализ ответов родителей можно сделать следующие выводы:

Родители осознают актуальность развития речи ребенка дошкольного возраста, верно понимают свою роль в этом вопросе, большая часть создают для развития речи ребенка соответствующие условия. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

 Был составлен план работы с родителями по речевому развитию на ближайший период. В него вошли подготовка:

  • консультации «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста», «Пальчиковые игры для развития речи»;
  • папка-передвижка «Роль пальчикового театра в развитии речи детей»
  • буклеты «Воспитание сказкой» и «Пальчиковый театр».

Кроме этого были обновлена картотека «Пальчиковых игр» .

В своей работе с родителями мы как воспитатели рассказываем о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно, и необходимо.

Отвечаем на вопрос о необходимости и образовательной пользе праздничных мероприятий для малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности старших детей, и в чем тогда должна проявляться помощь родителя.

Несомненно, основной навык, ради которого ребенок посещает группу раннего развития - социализация. То есть умение общаться, прежде всего, с другими детьми. Как делиться игрушками, как соблюдать очередность, если хочется постучать по барабану, как сказать так, чтобы тебя понял другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным. А для полуторагодовалого - карапуза данные навыки бесценны.

 Объясняем родителям, что не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка. А также необходимо способствовать развитию у ребенка эмоциональных реакций на различные варианты интонации взрослого (радостную, ласковую, спокойную или строгую), тембр голоса, ритмику речи.

Так же большое внимание в своей работе мы уделяем чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, составлению коллективных рассказов по картинкам.  Самое главное понимать какая книга подойдет для малыша. Необходимо, чтобы книга соответствовала возрасту. И стараться не заставлять ребенка слушать сказку, а постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации. Стараемся объяснять родителям, что совместное чтение сказок и стихов с ребенком дома не только благотворно влияет на отношения родителей и детей, но и принесет несомненную пользу для речевого развития ребенка.

Мы также обращаем внимание родителей что, общение, разговор - это двухсторонний процесс, его участники не только говорят, но и слушают, и ждут. При любом общении необходимо соблюдение очередности (диалогичность общения, речи). Младенческий возраст — идеальная пора для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность в произнесении звуков, совершении действий или в простых играх. Подражание — в сущности, особый вид поочередного совершения действий ребенка и взрослого. Происходит расширение лексической стороны речи (накопление пассивного и активного словаря) и формирование связной речи. Хорошо развитое подражание, диалогичность общения и достаточный уровень понимания речи обеспечивает в норме быстрый рост словарного запаса. Постепенно в составе словаря ребенка появляются не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия, местоимения, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы).

Так же в своей работе мы обращаем внимание родителей на то, что едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка это не только забава и развлечение, но и способ творческого самовыражения ребенка, приобретение реальных жизненных навыков, формирование речи детей.

О том, что во время свободной деятельности дети показывают и называют игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи; виды транспорта; домашних и диких животных и их детенышей; описывают цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов, то есть пополняется активный словарь детей и начинает формироваться связная речь.

Подводя итог нашей работе по взаимодействию с родителями по речевому развитию можно сказать, что работа проводится успешно. Между воспитателями и родителями есть понимание того, как это важно развитие речи для успешного развития ребенка в дальнейшем. А самое главное, что и воспитатели и родители готовы работать вместе, для достижения лучшего результата. Мы и дальше планируем продолжать свою работу с родителями по речевому развитию детей младшей разновозрастной группы «Гномики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия с родителями (первая младшая группа)

Перспективный план взаимодействия  с родителями в первой младшей группе....

Перспективный план взаимодействия с родителями 1 младшая группа

План  работы на год с родителями 1 младшей группы...

Взаимодействие с родителями 1 младшей группы

В моей группе "Радуга" работают два клуба"Вместе веселее" и "Руками творишкиных".Цели клубов направлены на создание условий для вовлечения родителей в образовательную среду детского сада,укрепление св...

Перспективный план взаимодействия с родителями 2 младшей группы ( с использованием современных форм сотрудничества с родительским коллективом) семейный клуб «Дети – наше будущее».

№Название мероприятияСодержание (кратко)СрокиОтветственные1Оформление «Уголка для родителей»Советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.СентябрьВоспитатель2Анкетирование родителей вновь прибывших ...

Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...

Занятие по развитию речи в первой младшей группе (оо: речевое развитие, интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие) Тема: «Ягоды».

Цели: Обогащать представление детей о ягодах.Учить правильно называть ягоды, их качества, цвет, величину.Активизировать словарь детей за счет слов: вкусная, сладкая, красная, круглая…Разви...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Роль речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Задачи:  Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей ...