Проект с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Здравствуй сказка!"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Вид проекта: познавательно – развлекательный, краткосрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Здравствуй сказка!" | 312.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ г. ИСТРЫ
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: "ЗДРАВСТВУЙ СКАЗКА"
с детьми подготовительной к школе группе
РАЗРАБОТАЛА: воспитатель Ерофеева Е.Н.
Февраль 2022 г.
Тема проекта: «Здравствуй сказка».
Вид проекта: познавательно – развлекательный, краткосрочный.
Сроки: с 01.02.2022 г. по 15.02.2022 г.
Актуальность:
Сказка древний жанр русского народного творчества. Она оказывает большое воспитательное действие, учит различать добро и зло. В сказке животные наделены различными, характерными человеку, чертами характера: (лиса – хитрая, волк – злой, медведь – неуклюжий, косолапый). В наше время воспитательная роль сказок является актуальной, особенно для дошкольного возраста. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. 11 млн. человек заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад…
Цель проекта:
- Приобщить детей к высокохудожественной литературе, к произведениям устного народного творчества.
- Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений.
- Прививать интерес к театрализованной деятельности.
- Раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
- Развивать познавательную активность дошкольников и коммуникативные качества.
- Развивать умение использовать средства выразительности: позы, мимика, жесты, интонация, движения и разные виды театров: кукольный, би-ба-бо, пальчиковый, театр картинок и другие.
- Наладить конструктивное взаимодействие с семьей ребенка.
- Развивать традиции семейного чтения; приобщать детей к слушанию сказок и рассматриванию иллюстраций в книгах, которые читали их родителям в детстве.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
- Повысить уровень вовлеченности родителей в деятельность в ДОУ.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной и коммуникативной активности; умение называть прочитанные сказки, героев сказок, их характеристики.
- Развитие умения использовать различные средства выразительности, подражание героем сказок: жесты, мимику, интонация, движение, поза; умение использовать различные виды театров; принимать участие в совместно со взрослыми театрализованной деятельности.
- Воспитание бережного отношения к книгам.
- Налаживания конструктивного взаимодействия с семьей дошкольника.
- Повышение процента вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап: сбор информации, подготовка материалов.
- Основной этап:
с детьми:
- Ежедневное чтение русских народных сказок;
- Рассматривание иллюстраций художников к сказкам;
- Пересказ прочитанных произведений;
- Рисование иллюстраций к сказкам воспитанниками;
- Лепка «Любимый персонаж сказки»;
- Инсценировки сказок, игры-драматизации;
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц, небылиц, зачинов и концовки сказок;
- Подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки;
- Придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам;
- Подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства.
с родителями:
- Консультация для родителей «Влияние русской народной сказки на развитие ребенка».
- Памятка для родителей.
- Подбор книг для выставки «По дорогам сказок».
Заключительный этап:
1.Викторина «Ах, уж эти сказки!»
2.Совместно с родителями оформление выставки книг «По дорогам сказок».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная область | Виды деятельности | Сроки проведения |
Речевое развитие | заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок | 07.02.2022 г. (вечер) 14.02.2022 г. (вечер) |
Чтение русских народных сказок | Ежедневно во второй половине дня | |
Пересказ прочитанных сказок | Ежедневно во второй половине дня | |
Помощь в оформлении выставки «По дорогам сказок» | 14.02.2022 г. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Нарисуй иллюстрацию к любимой сказке» | Домашнее задание |
Лепка «Любимый сказочный герой» | 06.02.2022 г. | |
Рассматривание иллюстраций к сказкам | 01.02.2022г. (вечер) 11.02.2022 г. (вечер) | |
Социально-коммукативное развитие | Театрализованная деятельность - Инсценировка сказок: «Три медведя», «Гуси – лебеди», «Теремок», ,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | 02.02.2022 г. (вечер) 09.02.2022 г. (вечер) |
Консультация с родителями «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка» | 02.02.2022 г. | |
Познавательное развитие | Сравнение сказочных персонажей из разных сказок | 06.02.2022г. (утро) 13.02.2022 г. (утро) |
Использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх. | На занятиях по Формированию элементарных математических представлений | |
Дидактические игры: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой? », «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет? », «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя». | 06.02.2022 г. (утро) 13.02.2022 г. (утро) | |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята». | Ежедневно на прогулке |
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников дети приобщились к устному народному творчеству и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению русских народных сказок, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.
ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.
Приложение №1
КОНСПЕКТ
ВИКТОРИНЫ
НА ТЕМУ:
«АХ, УЖ ЭТИ СКАЗКИ»
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель:
Приобщить детей к русским народным сказкам. Закрепить и расширить знания о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.
Задачи:
- Обеспечить развитие кругозора детей с помощью игры «Путешествие по сказкам».
- Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память мышление.
- Дать характеристику героям сказок.
- Формировать художественно-речевые исполнительские способности.
- Развивать интерес и любовь к сказкам.
- Развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения.
- Воспитывать любовь к художественной литературе.
Материал к занятию:
- иллюстрации к сказкам;
- картинки с изображениями сказочных персонажей;
- шапочки к сказкам «Репка» и «Колобок»;
- фишки.
Методические приемы:
- Наглядные: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками.
- Словесные: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;
- Практические: игровые ситуации.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»;
- «Коммуникация»;
- «Социализация»;
- «Чтение художественной литературы».
Ход игры.
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада вас видеть я!
Приветствую вас на конкурсе веселых и находчивых
- Вы любите сказки? А почему вы их любите? Вы много сказок знаете? - Сейчас проверим. Давайте разделимся на две команды.
- Сегодня мы будем путешествовать по сказкам.
Задание № 1 «Разминка».
Воспитатель: Вспомните названия народных сказок (за каждый правильный ответ дается фишка).
Задание № 2 «Загадки»
Воспитатель: Я загадаю вам загадки, а вы будете называть сказку или сказочного героя. Слушайте внимательно.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишка,
Стали жить, да поживать.
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
- Назовите тех, кто жил в теремке. Правильно, всего 6 героев.
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
- Сколько было козлят в сказке?
Воспитатель: Сейчас потолкуем о книжке другой.
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко... («Петушок - золотой гребешок», русская народная сказка)
Я от дедушки ушел.
Я от бабушки ушел,
Скоро к вам приду. («Колобок»)
Физкультминутка
Задание № 3 «Название сказки»
Воспитатель: А теперь самое сложное задание: я буду называть сказочных героев, а вы, вспомните и назовите сказку, в которых они действуют.
1. Царь, три сына, стрела, болото. («Царевна-лягушка»)
2. Старик, три сына. («Иванушка-дурачок»)
3. Девочка и три медведя. («Три медведя»)
4. Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз. («Морозко»)
Задание № 4 «Характеры героев»
Воспитатель: Подберите признаки к герою, изображенному на картинке: команда № 1 — Баба Яга; команда № 2 — Лиса; команда
(Баба Яга — злая, страшная, старая, уродливая, костлявая, костяная, оборванная и тд).;
(Лиса — хитрая, рыжая, пушистая, красивая, умная, теплая, лохматая, плутовка и т. д.);
Игра «Путаница»
Одному художнику дали задание нарисовать иллюстрации к двум сказкам. Но он оказался очень рассеянным и невнимательно не прочитал сказки, поэтому все перепутал.
Давайте посмотрим, что у него получилось.
Воспитатель читает перепутанные тексты для каждой команды и просит исправить ошибки в тексте и на картинке.
Задание № 6. «Поиск клада».
Отыщем мы клад, только если пройдем по следующему маршруту: «шесть шагов налево, десять прыжков прямо, четыре шага на носочках вправо, теперь надо повернуться, да вокруг оглянуться». Что нового появилось в игровом уголке? (В уголке появились картинки с изображениями сказочных персонажей.)
Игра «Помоги героям сказок встретиться».
Для каждой команды — конверт с героями сказок. Картинки раскладываются на ковре, и по сигналу дети начинают собирать героев названной сказки.
Задание № 7.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать артистами и показать отрывки из сказок:
команда № 1 — «Колобок»;
команда № 2 - «Теремок»
Воспитатель: Вот и подошел к концу наш праздник.
Продолжайте, дети, любить сказку.
Награждение.
Приложение №2
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ (ЛЕПКА)
НА ТЕМУ:
«ЛЮБИМЫЙ ПЕРСОНАЖ СКАЗКИ»
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ГРУППЫ
Задачи:
- воспитывать интерес к персонажам сказок;
- продолжать учить детей в сюжетной лепке передавать пропорции и динамику;
- совершенствовать приемы лепки животных разными способами;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать лексико-грамматический строй речи детей.
Материал к занятию: пластилин, стеки, вода, тряпочки, дощечки.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин» и др.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Воспитатель: Я хочу загадать вам несколько загадок. А вы должны вспомнить, из какой они русской народной сказки, какие герои этой сказки вам больше всего запомнились?
Первая загадка: Ребята, из какой сказки эти слова: «Ловись, ловись, рыбка, большая и малая»?
(Ответы детей).
Вторая загадка: Из какой сказки слова: «Высоко сижу, далеко гляжу»?
(Ответы детей).
Третья загадка: Из какой сказки слова: «Кто ел из моей чашки, кто сидел на моем стуле»?
(Ответы детей).
Воспитатель: А какие сказки вы еще знаете?
- Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам слепить любимый персонаж сказки?
- Хотите?
- Тогда расскажите, что вы будите лепить?
(Вопросы к детям, с помощью которых воспитатель помогает уточнить содержание лепки, последовательность действий, нацеливает на поиск наиболее выразительных средств).
Физкультминутка.
- Самостоятельная работа детей.
4. Анализ работ (отмечает интересные сюжеты).
5.. Работы выставляются на подносе.
Приложение №3
Консультация для родителей
"ВЛИЯНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
Морально-этические проблемы в произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.
Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают свою речь и интонацию.
Читайте рассказывайте своим детям русские народные сказки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
КОНСПЕКТ ДОСУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЗДРАВСТВУЙ ЗИМУШКА ЗИМА»
Мы любим зиму не только за пушистый снег и бодрящий морозец, но и за череду веселых зимних праздников с подарками и сюрпризами для детей и взрослых....
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, Дедушка Мороз!"
Проект проводится с целью обогащения представлений детей о жизни Деда Мороза, его Дне рождении; формирования нравственных качеств ребенка через приобщение к традициям и культуре родного края....
Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, Дедушка Мороз!"
Проект проводится с целью обогащения представлений детей о жизни Деда Мороза, его Дне рождении; формирования нравственных качеств ребенка через приобщение к традициям и культуре родного края....
Познавательно-творческий проект с детьми подготовительной к школе группы: «Знакомство с творчеством В.В. Бианки через сказку «Совушка».
Произведение В.В. Бианки способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, и являются неотъемлимой частью экологического восптания детей....
Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в подготовительной к школе группе на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»
Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Здравствуй, Зимушка - зима!»...
Педагогический проект с детьми подготовительной к школе группой "Путешествие по Русским народным сказкам".
Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка. «Сказкотерапия» - коррекционная здоровьесберегающая технология, посредс...