" Обучение детей дошкольного возраста пересказу".
презентация по развитию речи

Горшкова Светлана Геннадьевна

Презентация для мастер-класса .Для педагогов ДОУ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_doshkolnogo_vozrasta_pereskazu.pptx1023.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Обучение детей дошкольного возраста пересказу» Подготовила : воспитатель Горшкова С.Г.

Слайд 2

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Пересказ литературных произведений в дошкольном учреждении это средство развития речи на основе образца, вид работы воспитанников, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это более легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Слайд 3

Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах Младший возраст : -совместное пересказывание -по вопросам - с использованием иллюстраций -обыгрывание знакомых текстов - больше индивидуальной работы

Слайд 4

Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах Средний возраст : -совместное пересказывание -подсказ забытого слова - вопросы, оценка, напоминание, поощрение, привлечение к исправлениям и дополнениям

Слайд 5

Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах Старший возраст: Пересказ по частям -оценка товарищей -пересказ по выбору детей -пересказ по ролям -игра драматизация -использование пиктограмм(зашифрованный текст)

Слайд 6

Требования к тексту для пересказа. Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность). полноценное и доступное содержание; четкая композиция; простой, но богатый язык; небольшой размер; Важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого произведения; разнообразие жанров;

Слайд 7

Структура и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений. 1) Вводная часть: заинтересовывают детей темой литературного произведения; 2) Изложение педагогом текста для пересказа; 3) Проводится беседа по содержанию; 4) После беседы по произведению рекомендуется еще раз рассказать детям текст; 5) Детям предлагают пересказать текст; 6) Воспитатель анализирует пересказы детей;

Слайд 8

По форме выделяют следующие типы вопросов: - подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ ; - наводящие вопросы ; - прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту ; - косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа ; - проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков ; - вопросы-указания ; - цепочка вопросов .

Слайд 9

По содержанию различают вопросы: - направленные на анализ сюжета («Кого первым встретил Колобок?»), - на характеристику героев («Какой Заяц в этой сказке?»), - на выявление жанровых особенностей произведения («Это сказка или рассказ?»), - на раскрытие образности языка произведения («Почему луг с одуванчиками называется ,,золотым»”?»).

Слайд 10

Пересказ Э . Шима «Соловей и Вороненок» Цель: учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям) с помощью метода наглядного моделирования

Слайд 12

Эта маленькая птица Петь большая мастерица. На берёзке средь ветвей Трель заводит... ( соловей )

Слайд 13

Давайте послушаем сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима . – Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь! – Почему? – В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня? – А ты его видел? – Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть… – Так глянь. Я и есть Соловушко !

Слайд 14

Беседа по содержанию сказки: - Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? ( Два). - Как вороненок описывает Соловушко ? ( золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож). А вороненок знал, как выглядит Соловушко ? ( Нет ). Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко ? ( Пигалица серая, мелкая да писклявая). -Как вы понимаете слова: пигалица, пригож? Работа с крылатыми выражениями . -Что значит выражение: «Золотой носок», ( « Серебрянное горлышко»)? Рассматривание картинок с изображением соловья. Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений . Послушайте сказку еще раз, а вы попытайтесь найти нужный рисунок к прочитанному. Перескажите сказку по схеме.

Слайд 15

Карточки для пересказа. Пересказывают двое или трое детей, по очереди.

Слайд 16

Физкультминутка Птички прыгают, летают (Дети прыгают) Крошки птички собирают .(«клюют») Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают) Все летают и поют, (машут руками) Снова зёрнышки клюют …( наклоняются) Дальше полетели, И на место сели . ( улетают», садятся).

Слайд 17

Попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц)

Слайд 18

Речевое упражнение «Назови ласково». Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие…? (Крылышки). Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (Клювик). Когда я стану взрослым, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? (Глазки). У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие … ? (Перышки). Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка). -Когда я стану большим, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (Хвостик).

Слайд 19

Обсуждение: Что же мы с вами делали сегодня? Что нового узнали?

Слайд 20

К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит». Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу.

Методика обучения детей дошкольного возраста   пересказу....

Обучение детей дошкольного возраста пересказу

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пе...

Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"

Консультация для воспитателей  "Обучение детей дошкольного возраста пересказу"...

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления. Пересказ ...

Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу"

Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, восприятия, внимания, мышления....