Конспект OОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Рыбы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Колесникова Ирина Васильевна

РЫБЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект OОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Рыбы»

Задачи:

• Развивать связную речь детей, побуждать к речевой фантазии

• Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о рыбах.

• Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, пополнять словарь детей прилагательными.

• Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работу над дикцией.

Предварительная работа.

Знакомство с моделями, беседы по мнемотаблице «Рыбы», рассматривание красочных иллюстраций водного мира, загадывание загадок о подводных обитателях, чтение рассказов М. Пришвина, В. Бианки и др., рисование «Рыбное царство».

Оборудование.

Мнемотаблицы «Рыбы», цветные иллюстрации.

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей около себя и говорит«Везёт цапля щучку в чешуйках».

- Давайте сначала скажем скороговорку медленно, чётко проговаривая каждое слово, затем быстрее, а потом совсем быстро. Ничего не получилось? Давайте попробуем ещё раз.

- Цапля – кто это? (Большая белая птица, питается лягушками и рыбой)

- Щучка – кто это? (Это маленькая щука – хищная рыба)

- Что такое чешуйки? (Это маленькие переливающиеся пластинки – кружочки, чешуя предохраняет кожу рыб)

- Ребята послушайте стихотворение и помогайте мне заканчивать фразы.

По воде идут круги -

Ищет щука … (сапоги!

Обыскала все базары,

Осмотрела все … (товары,

Примерять взяла сапог.

Спохватилась: Нету … (ног!

Огорчилась: - Вот так штука!

Не учла. Вздохнула …. (щука)

И махнула плавником:

- Буду плавать … (босиком!

Е. Липатова

- О ком говорится в стихотворении?

- Что искала щука?

- Где она искала сапоги?

- Что случилось когда примерить хотела сапог?

- Расстроилась щука или нет?

- Щука живёт в реке, значит она какая рыба? (речная)

- Если рыба живёт в море? (морская)

- А еще где могут жить рыбки?  воспитатель загадывает загадку:

Стоит на комоде стеклянный сосуд,

Улитки и рыбки в сосуде живут,

Но только оттуда ты рыб не лови,

На рыбок красивых ты просто смотри.

Е. Липатова

- Что это? (аквариум). Что такое аквариум? Кто живёт в аквариуме? Как называются рыбки которые живут в аквариуме? (аквариумные, декоративные).

Физминутка «Аквариумные рыбки».

- Покажите как плавают рыбки.

Аквариум, аквариум,

Кусочек дна морского,

Аквариум, аквариум,

Я не видал такого,

Здесь рыбки золотые,

Резвятся в глубине

Желания простые

Рождаются во мне,

Хотел бы я как рыбки

И плавать и нырять

И быть таким же гибким

И хвостиком вилять!

Под любое музыкальное сопровождение рыбки – дети «плавают».

- Присаживайтесь ребята, посмотрите, я вам приготовила мнемотаблицу «Рыбы», по которой мы с вами составим точный рассказ об обитателях рек и озёр.

- Скажите каких речных рыб вы знаете? Ответы детей.

- Молодцы, много рыб вы знаете. Послушайте я вам по таблице расскажу. В реке есть рыба карп. Тело у карпа овальной формы, покрыто крупной чешуёй, есть плавники. Плавник на спине называется спинной, на брюшке 2 плавника – брюшные. Все рыбы живут в воде. Размножаются икринками.

- Ребята, скажите, а рыбы дышат?

- Да правильно, у всех рыб есть жабры, через них проходит вода, насыщенная кислородом.

- А какие же рыбы, кроме карпа, живут по соседству в реках и озёрах? Расскажите о рыбах, опираясь на модели. Рассказы детей.

Конспект НОД с использованием мнемотаблиц по развитию речи в старшей группе «Рыбы»

Дидактическая игра «Вопрос - ответ».

Хвост у рыбы чей(Рыбий)

Плавники чьи? (Рыбьи)

Чешуя чья? (Рыбья)

Глаза чьи? (Рыбьи)

Суп из рыбы как называется (Рыбный, уха)

Человек который ловит рыбу, как называется? (Рыбак).

- Молодцы, прекрасно справились с заданием, послушайте шуточное стихотворение, и может быть мне кто – нибудь нарисует этот стих.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй!

- Здравствуй! Как дела?

- На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю – чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушёл, хитрец, сорвался!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в старшей группе

занятие разработано на основе моделирования сказки "Волк и семеро козлят" и  поможет научить детей определять положение предметов по отношению к себе, уточнить понимание независимости числа...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Привлечение родителей к активному участию в работе по коррекции речи детей....

Конспект итоговой НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом»

Конспект итоговой НОД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе  «Путешествие за весенним сюрпризом»...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Приключения ежика":

Интересный конспект занятия для детей старшей группы, где дети самостоятельно учатся решать поставленную проблему....

Конспект НОД с применением ИКТ по развитию речи в старшей группе «Осень»

Данный материал служит для  обобщения знаний детей о времени года осени...

Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» по мнемотаблице по развитию речи в старшей группе (5-6 лет).

Цель: развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники....