«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Чернышова Светлана Анатольевна

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_mnemotehnika.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

          детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида

                     городского поселения – г. Семилуки

                 Доклад

                        на тему:

     «МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ        

       РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

                        G:\Без названия.jpg

                                                                                                                           Подготовила воспитатель:

Чернышова С.А.

2021г.

«МНЕМОТЕХНИКА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

                             Основные задачи мнемотехники:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с

помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
  • Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

В своей работе в младшем и среднем дошкольном возрасте я применяла цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Сейчас для детей старшего возраста применяю схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

               Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

- расширяется круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

загадок;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Литература:

  1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.»
  2. Одинцова А.В. « Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для речевого развития детей

Данная публикация представляет собой видеоматериал для разучивания стихотворения с элементами мнемотехники...

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста

•Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человече...

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»

Опыт работы на тему: «Использование мнемотехники в речевом и познавательном развитии дошкольников»...

Мнемотехника в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие речи дошкольников с помощью мнемотаблиц....

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...