Мнемотаблицы
консультация по развитию речи (младшая группа)

Дербышева Анастасия Александровна
К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения; бедность речи; недостаточный словарный запас; преобладание пассивного запаса слов над активным; ограничено использование в речи прилагательных, глаголов; употребление нелитературных слов и выражений; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи; нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление. Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Использование мнемотаблиц в детском саду позволяет научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей и своей жизни, обогащает словарный запас. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Кроме того, мнемотехника развивает у дошкольников психические процессы (зрительную и слуховую память, воображение, зрительное и слуховое внимание, ассоциативное мышление), которые тесно связаны с развитием речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Материал содержит мнемотаблицы к стихотворениям и загадкам....

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

мнемотаблицы

Уважаемые коллеги, предлагаю вам для работы с детьми младшего возраста мнемотаблицы: для составления описательного рассказа о животных, а также к русским народным сказкам "Репка" и "Заюшкина избушка"....

Заучивание стихотворений по мнемотаблицам

Использование мнемотаблицы в качестве опорных сигналов для при заучивании стихотворений...

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Работа с мнемотаблицами, схемами в познавательно - речевом развитии дошкольников

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников. Опыт работы воспитателя ДОУ с мнемотаблицами в старшем дошкольном возрасте....