«Дидактические игры нравственно-патриотического содержания как средство развития речи дошкольников»
картотека по развитию речи (младшая группа)

Ирина Владимировна Щетинина

Здесь можно найти дидактические игры нравственно-патриотического содержания, целью которых является развитие речи дошкольников, обогащение словарного запаса и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_nrav._patr._vospitaniyu.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры нравственно-патриотического содержания как средство развития речи дошкольников»

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Поэтому базой формирования основ нравственности и патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Что такое патриотизм? Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей,

ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и

умножать ее богатства, желание сохранять культурные особенности своего

народа, сохранять взаимосвязь с другими народами, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лишь в том,

что формирование и развитие речи заложено «биологически», это естественный процесс. А нравственное воспитание – это приобретенный фактор, который закладывается педагогом или семьей.

 Современная образовательная реальность требует интегрированного подхода, поэтому я считаю возможным совмещать закладывание норм нравственно-патриотического воспитания и формирование речи.

 В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых – педагогов, родителей. В том числе, большое значение играет слово взрослого, которое подает пример монологической речи.

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с трудностями в развитии речи. Это проявляется в нескольких аспектах: во-первых, в задержке темпа развития речи (лексика, грамматика, фонетика), во-вторых, в характере недостатков развития речи. У детей отмечается бедный запас словаря, который отражает неточные представления об окружающем мире. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов, прилагательные используются в целях обозначения видимых свойств предметов. Дети испытывают трудности в использовании антонимов и синонимов.

С целью развития речи в процессе нравственно-патриотического

воспитания у детей дошкольного возраста можно использовать комплекс дидактических игр (см. приложение), которые направленны на развитие всех сторон речи:

 Лексики: закрепление знаний детей о достопримечательностях родного города; развитие представлений воспитанников о растительном и животном мире родного края; развитие связной монологической речи;

 Грамматики: употребление слов-антонимов в пословицах, поговорках, образование действительных причастий настоящего времени, расширение и активизация словарного запаса, образование имен существительных с помощью суффиксов, согласование числительных с существительными;

 Фонетики: автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях,

чистоговорках, стихах, текстах.

В результате систематического проведения дидактических игр у дошкольников отмечается стойкая положительная динамика всех показателей

устной речи: увеличился лексический запас слов, улучшились навыки связной

речи, уменьшились аграмматизмы, нарушения слоговой структуры слова,

значительно повысился уровень патриотической воспитанности.

Таким образом, развитие речи дошкольников посредством дидактических игр нравственно – патриотического содержания, успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, города, страны, природы, культурного наследия родного края и эмоционального воздействия с окружающими.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста.

1. Игра «Моих родителей зовут…»

Закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Для игры используем мяч, который передаем по кругу и называем имя и отчество своих родных.

2. Игра «Мой адрес».

В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми.

Ведущий (взрослый)по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д.

Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.

3.Игры «Добрые слова».

Воспитываем в детях доброжелательность, положительное отношение друг к другу; закрепляем умение использовать в речи «добрые слова».

Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

4. Игра «Как я дома помогаю».

Воспитывать заботливое отношение к членам семьи.

В первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.

Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома.

Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

5. Игра «Дружная семейка».

Игра помогает воспитать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи.

В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);

Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);

Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки);

Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);

Этот пальчик – я (отгибается мизинец)

Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».

6. Дидактическая игра «Птицы нашего края».

Помогает познакомить детей с птицами родного края, прививает любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать за

братьями меньшими. В ходе демонстрации детям карточек с изображениями

птиц, воспитатель просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

7. Игра «Животные нашего края» знакомит детей с животными родного

края.

8. Дидактическая игра «Отгадай сказку».

Знакомство детей с русскими народными сказками, героями, прививаем интерес к сказкам своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря дошкольников

Визитная карточка и выступление на конкурсе профессионального мастерства "Лесенка успеха - 2013"....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно ...

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения, как средство развития речи у дошкольников»

Дидактическая игра – сложный процесс: она является одной из форм обучения и вместе с тем остаётся игровой деятельностью. Учить – это значит играть! Для обучения через игру используются...

Дидактические игры с киндер –сюрпризами как средство развития речи дошкольников с ОНР

Дидактические игры с киндер –сюрпризами как средство развития речи дошкольников с ОНР...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-VI века) наблюдался бурный ...

«Дидактические игры нравственно-патриотического содержания как средство развития речи дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Таким же сложным процессом, является и развитие речи. Разница лиш...