Тема: «Профессии на стройке»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Варламова Надежда Викторовна

Тематическое занятие, с элементами беседы, предназначенное для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие посвящено профессиональной ориентации дошкольников. Его целью является развитие навыка составления связного рассказа по теме «Профессии на стройке». Расширение представлений о профессии строителя, о строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroyka.docx633.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Профессии на стройке»

Тематическое занятие, с элементами беседы, предназначенное для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие посвящено профессиональной ориентации дошкольников. Его целью является развитие навыка составления связного рассказа по теме «Профессии на стройке». Расширение представлений о профессии строителя, о строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей.

Задачи занятия делятся на три блока образовательные, развивающие и воспитательные. Все они реализуются через игровые ситуации, через сострадание беде главного героя, а также через беседу учителя-логопеда с детьми. 

Выдели и назови слова, противоположные по смыслу                            

Задачи:

       - учить выделять из текста стихотворения антонимы, объяснять' их значение;

       - развивать целенаправленное слуховое восприятие и внимание,' память;

       - формировать интерес к архитектуре.

       Задание: назовите слова, противоположные по смыслу (вчера сегодня, новый старый, вверху внизу, внутри снаружи, быстро долго, вблизи вдалеке).

Новый дом

Вчера сломали старый дом.

 Мы много лет прожили в нем.

Сегодня мы переезжаем,

Все вещи быстро собираем.

Наш новый дом — многоэтажный.

Вверху — четыре стройных башни,

Внизу — парадное крыльцо.

Мне нравится буквально все.

Внутри — порядок, чистота.

Снаружи — просто красота!

Лифт едет быстро, как ракета,

Мечтали долго мы об этом.

Вблизи от дома магазин

И, видно, даже не один.

Есть парк немного вдалеке, 

Гулять там будем налегке.

Всем радует нас новый дом!

Мы в нем все дружно заживем.

Кому это принадлежит?

Задачи: 

       - закреплять представления о труде строителей;

       - активизировать словарь по теме;

       - развивать целенаправленное внимание, быстроту реакции, умение ловить и бросать мяч, не прижимая к себе;        - формировать потребность в коллективных играх.

Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель называет ряд предметов, затем бросает мяч одному из детей, который должен быстро назвать профессию. Если ребенок не называет, мяч передается по кругу другому

Кирпичи, цемент, мастерок ... (каменщик). 

Кисть, краски, побелка ... (маляр). 

Топор, пила, гвозди ... (плотник).                                     

Стекло, рама, молоток ... (стекольщик). 

Роба, защитный шлем, баллон с газом ... (сварщик). 

Раствор, лопатка (шпатель), наждачная бумага ... (штукатурщик). 

Крыша, металл, черепица ... (кровельщик).                           

Руль, гусеницы, нож-отвал ... (бульдозерист).   

Башня, кабина, стрела ... (крановщик).           

Руль, гусеницы, ковш ... (экскаваторщик).   

Руль, колеса, груз ... (водитель самосвала). 

Плита, блок ... (монтажник-сборщик).   

Чертеж, план, макет ... (архитектор).

Толкование понятий воспитатель может взять из словаря. Архитектор проект (план) здания ... (разрабатывает (составляет)). 

Бетонщики бетон в котлован ... (заливают). 

Строители сваи фундамента в землю ... (вбивают). 

Каменщики кирпичные стены ... (кладут (воздвигают)). 

Каменщики стены дома из кирпича ... (складывают). 

Штукатур стены раствором ... (штукатурит (выравнивает)). 

Штукатур стены раствором штукатурки ... (покрывает).           

Маляр стены и потолки ... (красит). 

Маляр краску на стену из пульверизатора ... (разбрызгивает).   

Монтажник-сборщик готовые панели ... (собирает). 

Сварщик стальные конструкции ... (сваривает (соединяет)). 

Сварщик лишнюю часть металлической трубы ... (отрезает).

Стекольщик оконные стекла в раму ... (вставляет). 

Кровельщик крышу черепицей ... (кроет (покрывает)). 

Машинист подъемного крана тяжелые грузы ... (поднимает, переносит). 

Водитель экскаватора котлован под фундамент ... (роет). 

Водитель бульдозера строительную площадку ... (выравнивает). 

Сантехник оборудование для ванн и туалетов ... (устанавливает). Электрик электрические розетки и выключатели ... (устанавливает, монтирует). 

Газовщик газовые трубы к дому ... (подводит). 

Работники водоканала водопроводную и канализационную системы труб ... (подводят, устанавливают). 

Пожарные пожарную безопасность здания(проверяют). 

Новый дом

Вчера сломали старый дом.

 Мы много лет прожили в нем.

Сегодня мы переезжаем,

Все вещи быстро собираем.

Наш новый дом — многоэтажный.

Вверху — четыре стройных башни,

Внизу — парадное крыльцо.

Мне нравится буквально все.

Внутри — порядок, чистота.

Снаружи — просто красота!

Лифт едет быстро, как ракета,

Мечтали долго мы об этом.

Вблизи от дома магазин

И, видно, даже не один.

Есть парк немного вдалеке, 

Гулять там будем налегке.

Всем радует нас новый дом!

Мы в нем все дружно заживем.

Толкование понятий воспитатель может взять из словаря. Архитектор проект (план) здания ... (разрабатывает (составляет)). 

Бетонщики бетон в котлован ... (заливают). 

Строители сваи фундамента в землю ... (вбивают). 

Каменщики кирпичные стены ... (кладут (воздвигают)). 

Каменщики стены дома из кирпича ... (складывают). 

Штукатур стены раствором ... (штукатурит (выравнивает)). 

Штукатур стены раствором штукатурки ... (покрывает).           

Маляр стены и потолки ... (красит). 

Маляр краску на стену из пульверизатора ... (разбрызгивает).   

Монтажник-сборщик готовые панели ... (собирает). 

Сварщик стальные конструкции ... (сваривает (соединяет)). 

Сварщик лишнюю часть металлической трубы ... (отрезает).

Стекольщик оконные стекла в раму ... (вставляет). 

Кровельщик крышу черепицей ... (кроет (покрывает)). 

Машинист подъемного крана тяжелые грузы ... (поднимает, переносит). 

Водитель экскаватора котлован под фундамент ... (роет). 

Водитель бульдозера строительную площадку ... (выравнивает). 

Сантехник оборудование для ванн и туалетов ... (устанавливает). Электрик электрические розетки и выключатели ... (устанавливает, монтирует). 

Газовщик газовые трубы к дому ... (подводит). 

Работники водоканала водопроводную и канализационную системы труб ... (подводят, устанавливают). 

Пожарные пожарную безопасность здания(проверяют). 

.

Изображение

      

Загадки

 Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса. Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)

 Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Игра "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый.

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

загадки. 

  •         Словно елка весь в иголках (еж)
  •         В дупле живет, орешки грызет (белка)
  •         Зимой спит, летом малину и мед ест. (медведь)
  •         Комочек пуха – длинное ухо (заяц)
  •         Хищная плутовка, рыжая головка (лиса)
  •         Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

Воспитатель: Молодцы, дети, отгадали все загадки

Назовите этих животных одним словом. : Это дикие животные. Воспитатель: Почему их так называют? : Потому, что они живут в лесу, сами воспитывают детенышей и добывают себе еду, умеют строить жилища.

Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их.

 Какие они? - Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный. - Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый.

- Лиса (какая?) Хитрая,рыжая,

 - Еж (какой?) Колючий, маленький

- Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая

 В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением

Лось большой, а заяц… (какой?) маленький

 Белка слабая, а волк… (какой?) сильный

У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий

Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное

Составление рассказа-описания

 - Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные?

Белка где живет? (Белка живет в дупле) Лиса где живет? (Лиса живет в норе)

 Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом)

Волк где живет? (Волк живет в логове)

Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге)

 Еж где живет? ( Еж живет под листьями) Лось где живет? (Лось живет в лесу)

Д/Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных) 

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д. 

Чьи уши?

Чьи ноги?

Чья морда?

Чье туловище?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Чистоговорки   Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

 Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь

Дидактическая игра «Кто и где живет?» 

Воспитатель: Дети сейчас вы превратитесь в диких животных. 1,2,3.

-  Скачет зайка по полянке (дети скачут на прямых ножках «зайками»)

-  Стоп. (Воспитатель обращается к одному из детей). Где живешь зайка? ….(полным ответом) Я живу под кустом.

     - Вот идет лиса (дети изображают походку лисы).

     - Стоп. Где ты прячешься от дождя? …. Я прячусь в норе.

     - В гости к нам идет медведь ( дети топчутся на месте широко    расставив ноги)

     - Где ты спишь медведь?.... Я сплю в берлоге.

Телеграмма: «Срочно  приходите,

                            Срочно помогите!

                             Происходят  чудеса,

                            Не поделим  мы леса.

                            Нас  волшебник  напугал,

                            Нас  он  всех  заколдовал –

                            Мы  забыли, кто  мы  есть,

                            Что  нам  пить  и  что  нам  есть.

                            Выручайте, приходите,

                           И  нас  срочно  помирите!». 

                                                           Жители  леса

Игра "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый.

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их.

 Какие они? - Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный. - Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый.

- Лиса (какая?) Хитрая,рыжая,

 - Еж (какой?) Колючий, маленький

- Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая

 В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением

Лось большой, а заяц… (какой?) маленький

 Белка слабая, а волк… (какой?) сильный

У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий

Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное

Д/Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных) Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели. С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами .По их хвостикам узнать

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д. 

Чьи уши?

Чьи ноги?

Чья морда?

Чье туловище?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Дидактическая игра «Кто и где живет?» Воспитатель: Дети сейчас вы превратитесь в диких животных. 1,2,3. -  Скачет зайка по полянке (дети скачут на прямых ножках «зайками») -  Стоп. (Воспитатель обращается к одному из детей). Где живешь зайка? ….(полным ответом) Я живу под кустом.   - Вот идет лиса (дети изображают походку лисы).   - Стоп. Где ты прячешься от дождя? …. Я прячусь в норе.  - В гости к нам идет медведь ( дети топчутся на месте широко    расставив ноги)  - Где ты спишь медведь?.... Я сплю в берлоге.

Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их.

 Какие они? - Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный. - Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый.

- Лиса (какая?) Хитрая,рыжая,

 - Еж (какой?) Колючий, маленький

- Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая

 В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением

Лось большой, а заяц… (какой?) маленький

 Белка слабая, а волк… (какой?) сильный

У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий

Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное

Загадки

 Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки, Что за странная зверюшка? Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост-краса. Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой, Осыпанный листвой, Лежит мешок с иголками, Колючий и живой. (Ёж)

 Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Игра "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый.

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Составление рассказа-описания

 - Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные?

Белка где живет? (Белка живет в дупле) Лиса где живет? (Лиса живет в норе)

 Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом)

Волк где живет? (Волк живет в логове)

Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге)

 Еж где живет? ( Еж живет под листьями) Лось где живет? (Лось живет в лесу)

Чистоговорки   Су-су-су – мы увидели лису

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Ла-ла-ла – в лесу белка жила.

Ся-ся-ся – в чаще видели лося.

 Олк-олк-олк – в логове зимует волк. Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы. Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь

: Давайте поможем лесным жителям. Посмотрите, здесь для нас есть загадки. 

  •         Словно елка весь в иголках (еж)
  •         В дупле живет, орешки грызет (белка)
  •         Зимой спит, летом малину и мед ест. (медведь)
  •         Комочек пуха – длинное ухо (заяц)
  •         Хищная плутовка, рыжая головка (лиса)
  •         Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

Воспитатель: Молодцы, дети, отгадали все загадки

Назовите этих животных одним словом.

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому, что они живут в лесу, сами воспитывают детенышей и добывают себе еду, умеют строить жилища.

Д/Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных) 

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д. 

Чьи уши?

Чьи ноги?

Чья морда?

Чье туловище?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Дидактическая игра «Кто и где живет?» 

Воспитатель: Дети сейчас вы превратитесь в диких животных. 1,2,3.

-  Скачет зайка по полянке (дети скачут на прямых ножках «зайками»)

-  Стоп. (Воспитатель обращается к одному из детей). Где живешь зайка? ….(полным ответом) Я живу под кустом.

     - Вот идет лиса (дети изображают походку лисы).

     - Стоп. Где ты прячешься от дождя? …. Я прячусь в норе.

     - В гости к нам идет медведь ( дети топчутся на месте широко    расставив ноги)

     - Где ты спишь медведь?.... Я сплю в берлоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Профессии на стройке"

Данная презентация расширяет кругозор детей, обогащает словарный запас, дает воможность более глубого изучить лексическую тему....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "профессии на стройке".

В конспекте содержится материал по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "профессии на стройке." детей 6-7 лет....

Конспект коррекционного часа в старшей группе (для детей с заиканием) по теме: "Профессии на стройке"

Конспект совместной образовательной деятельности, осуществляемой в процессе коррекционного часа в старшей группе для детей с заиканием (оформлен по ФГТ). Конспект содержит описание поставленных задач,...

НОД на тему «Профессии на стройке»

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе  с использованием здоровьесберегающих технологий....

НОД №2 на тему: «Профессии на стройке. Буква и звук З».

Продолжение занятия на тему "Профессии на стройке.  Буква З, звук З"....

Беседа для детей на тему "Профессии на стройке"

Беседа о профессиях на стройке...

Информация для родителей на тему "Профессии на стройке"

Данный материал поможет родителям и воспитателям в работе с детьми над темой "Профессии на стойке"....