Артикуляционная гимнастика в первой группе раннего возраста
картотека по развитию речи
Картотека артикуляционной гимнасики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 220.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №11 «СОЗВЕЗДИЕ» ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Артикуляционная гимнастика для детей
раннего возраста.
Воспитатель: Прокопова Елена Владимировна
г. Дубна
Артикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, постоянное выполнение этих упражнений с детьми помогает улучшать мышечную систему языка, губ, щек, увеличить амплитуду движений, уменьшить напряженность артикуляционных органов. Это подготавливает ребенка к правильному произношению звуков.
Окошко На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
Лягушка Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану. |
Хоботок Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. |
Лягушка — хоботок На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок». Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. |
Лопаточка Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять! |
Трубочка Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем. |
Толстячок 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек |
Худышка Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. |
Накажем непослушный язычок Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». |
Причешем язычок Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. |
Часики Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо |
Качели Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом — вниз |
Упрямый ослик Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы. |
Чистим нижние зубы Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. Чисти зубы, чисти зубы И снаружи, И внутри, Не болели чтоб они |
Посчитай нижние зубки Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы. |
Бублик Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти. |
Фокус Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа. |
Лошадка Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. |
Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. |
Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). |
Грибок Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. |
Гармошка Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. |
Индюк Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк! Б. Заходер |
Пароход Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы^Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел! |
Барабан Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д — д — д — д!» |
Комарик Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан». Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. К. Чуковский |
Мотор Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Язычок у нас — мотор! Заводи его, шофер! |
Киска Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает. |
Лопатка-иголочка . Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало. Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием |
Катушка Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться. |
Чашечка Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста.
Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у дете...
Консультация " Проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики" (ранний возраст).
Консультация " Проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики"...
Комплекс утренней гимнастики для детей первой группы раннего возраста
утренняя гимнастика...
Перспективный план работы с родителями воспитанников на 2021-2022 год в первой группе раннего возраста «Цыплятки», второй группе раннего возраста «Гномики»
Перспективный план работы с родителями воспитанников на 2021-2022 год в первой группе раннего возраста «Цыплятки», второй группе раннего возраста «Гномики»...
Особенности планирования работы в первой группе раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) по КОП для детей раннего возраста «ПЕРВЫЕ ШАГИ»
Любая работа в детском саду начинается с планирования, т.к. оно необходимо для успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанност...
Картотека гимнастики после сна в первой группе раннего возраста
Картотека гимнастики после сна в первой группе раннего возраста...
Картотека гимнастики после сна в первой группе раннего возраста
Картотека гимнастики после сна в первой группе раннего возраста...