Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников
презентация

Голикова Юлия Викторовна

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Слайд 2

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 3

Обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними Цель моделирования

Слайд 4

Возможности наглядного моделирования Ппршошкпкковаа самостоятельный анализ ситуации или объекта; в развитие замыслов-идей будущего продукта развитие децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной) . . . .

Слайд 5

Приём наглядного моделирования используется в: Пересказе Составлении рассказов по картине и серии картин Описательном рассказе Творческом рассказе Заучивании стихотворений

Слайд 8

Этапы работы с моделью: 1. Использование готового символа или модели. 2. Составление модели педагога совместно с детьми. 3. Самостоятельное составление моделей.

Слайд 9

Пересказ

Слайд 10

Рассказ по сюжетной картинке

Слайд 11

Рассказ-описание пейзажной картины

Слайд 12

Сравнительное описание предметов

Слайд 13

Творческий рассказ Творческое рассказывание по силуэтным изображениям Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте

Слайд 14

Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц

Слайд 15

Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса» дом кот петух лиса



Предварительный просмотр:

Слайд 1.НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Слайд 2. Так, что же такое наглядное моделирование? 

«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 3. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Слайд 4. Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  • развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
  • развития замыслов-идей будущего продукта.

Слайд 5. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказе;
  • составлении рассказов по картине и серии картин;
  • описательном рассказе;
  • творческом рассказе;
  • заучивании стихотворений.

Слайд 6. Элементы модели

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • предметные картинки;
  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Слайд 7. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет, а моделями связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов.

            Требования к модели: 

- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;

- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах

Слайд 8. Этапы работы с моделью:

1. Использование готового символа или модели.

2. Составление модели педагога совместно с детьми. 

3. Самостоятельное составление моделей.

            Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.

           Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. 

Слайд 9. Пересказ - самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель.

            Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде. 

  • Использование пиктограмм в работе по обучению пересказу облегчает запоминание произведения, а за тем и сам пересказ, с опорой на графическое изображение. Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
  • Использование моделей (пиктограмм) лучше начинать со знакомых сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д. со временем дети захотят самостоятельно смоделировать понравившееся произведение.

Слайд 10. Рассказ по сюжетной картинке

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет.

 В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Слайд 11. Рассказ-описание пейзажной картины

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей.

Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

  • выделение значимых объектов картины;
  • рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
  • определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
  • объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Слайд 12. Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется (какую пользу приносит)?

Слайд 13. Творческий рассказ, творческая сказка .

Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

  • ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается взрослым;
  • взрослый предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  • конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  • ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;
  • и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Слайд 14. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.

Заучивание поэтических произведений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень маленького человека.

Этапы работы заучивания с помощью мнемотаблиц:

  1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
  2. Установка на  заучивание.
  3. Чтение с опорой на мнемотаблицу.
  4. Вопросы по содержанию стихотворения.
  5. Объяснение непонятных слов.
  6. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребёнок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

Практическая часть.
Слайд 15. Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».

1. Ребята, все помнят сказку?
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка? 
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка). Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше ,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту. 
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка , а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться , пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки 

Таким образом, представленные приемы наглядного моделирования позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУЩНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель.Модель – это любой образ (мысленный и условный; изображения, о...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Отчет о проведении городской стажерской площадки для педагогов города.Тема:"Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников"Цель: обобщить педагогический опыт по данн...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать ...

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников

Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников...

Презентация "Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольника"

Дети дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделиро...

Наглядное моделирование, как средство развития связной речи дошкольника

использования наглядного моделирования для развития речи...

«Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольника»

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она являет...