Сказки про буквы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
СКАЗКА "СТРАННОЕ ИМЯ"
Однажды котенок Яша сидел на окошке и скучал. От скуки он начал считать ворон: «Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон …»
Вдруг он услышал, что под окном кто-то бормочет что-то непонятное: «Лаз волона, два волона…».
- Ой, что это там такое? И какой там лаз?! – удивился Яша. Он оглянулся по сторонам и увидел за кустами рыжего незнакомого котенка.
- Ты кто? И что ты там делаешь? Ищешь лаз? А куда ты пролезть хочешь? – спросил Яша.
- Я Лыжик. И никуда я пролазить не собираюсь! Я волон считаю! А еще я жду, когда мама купит мне моложенное и лыбу на ужин.– Ответил рыжий котенок.
Яша почти ничего не понял: «Волоны, лыба, моложенное!? И имя какое-то странное «Лыжик»! Может он очень любит кататься на лыжах?! Все это очень странно!»
Но он не хотел показаться не вежливым и не стал переспрашивать.
- А мурчать, лазить по деревьям и ловить свой хвост ты умеешь? – Поинтересовался Яша.
- Мулчать, лазить по делевьям и ловить свой хвост я умею. – Печально сказал рыжий котенок. – А не умею я говорить…
А вы догадались, какой звук не умеет произносить рыжий котенок (звук «Р»).
«СКАЗКА О ПЕЧАЛЬНОЙ БУКВЕ Ы, ЯШЕ И ТИМОШЕ»
Жил-был котенок Яша. После прогулки Яша пошел мыть руки с мылом потому, что после улицы всегда руки моют с мылом. Тем более мама кошка Мурка положила в мыльницу новое розовое мыло, которое пахло летом.
Но в ванной котенок увидел девочку, которая лежала на мельнице…
-Ты кто? – Спросил Яша?
-Я? Мила, - улыбнулась девочка.
- А что ты тут делаешь?
- Лежу, - ответила Мила.
- А почему ты сидишь на мельнице?
- Это мой дом!
Яша очень удивился и побежал к своему другу Тимоше, чтобы рассказать о чудесах в ванной.
Хоть Яша и был котом, а Тимоша – мышкой, но она были большими друзьями. И всегда делились не только игрушками, но и новостями…
Но вместо мышки Яша увидел…. Большого Мишку.
Мишка был серым и ревел в голос: «Буква Ы пропала!». Без буквы Ы МЫШКА превратился в МИШКУ! ЧУДЕСА!
Нельзя же друзей бросать в беде! Да и играть с веселым фантазером Тимошей Яше нравилось очень…
Поэтому Яша отправился искать букву Ы.
И на самолете летал, и на автомобиле ездил, и на поезде… не видно и не слышно нигде «Ы».
Вдруг котенок услышал, как вдалеке гудит что-то громко: «Ы-Ы-Ы-Ы!», и тихо: «ы-ы-ы!». Пошел Яша на этот звук, и увидел… кораблики.
- Так вот кто говорит «Ы»! Значит, вы знаете, куда пропала буква Ы. Отвезите меня туда.
Сел Яша на кораблик и отправился в путь, а чтобы было веселее в пути, он напевал веселую песенку:
По волне, по волне
Буква Ы плыву к тебе!
Без тебя нам всем никак
В целом мире кавардак (т.е. беспорядок)
Доплыл Яша на кораблике до необитаемого острова.
Вышел на берег и слышит, кто-то хнычет на острове: «Ы-Ы-Ы-Ы».
Смотрит, а из-за пальмы выходит буква с большим животом, с палочкой, и хнычет:
Никто не дружит с буквой Ы
Совсем, совсем! Увы, увы!
Одна по острову бреду
Не громко плачу и реву:
«ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!»
Стал Яша уговаривать букву.
- Вернись буква обратно. Без тебя нам никак…. Вместо МЫЛА и у меня в ванной девочка МИЛА. И не МЫЛЬНИЦА, а МЕЛЬНИЦА. Да и друг мой Тимошка, теперь не МЫШКА, а МИШКА! ВЕРНИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬ ТАК ДОБРА! ТЫ НАМ ОЧЕНЬ НУЖНА!
Услышала буква Ы вежливые слова: «ПОЖАЛУЙСТА» и «БУДЬ ТАК ДОБРА!», и согласилась вернуться обратно.
Как только буква Ы возвратилась… раз, два… и мыло в мыльнице, а мышка Тимоша друга встречает!
ПРО ВРЕДНУЮ КОЗУ И БУКВУ У
(развлекательная сказка)
Жила-была Вредная Коза. Очень она не любила, когда кто-то был счастливым и смеялся. А больше всех Вредная Коза не любила мальчишек и девчонок. Малыш, как ты думаешь почему? Конечно, ведь самые веселые и счастливые люди – это дети.
Проснулась утром Вредная Коза и сразу к окошку: «Ага, девчонки с куклами играют. Ага, мальчишки в футбол играют. Ух! Как им весело!»
Выскочила коза на улицу: «УУУУУУУУУУУУУ, вот я вас, забодаю! УУУУУУУУУУ, вот я ваш мяч – проколю! Куклам платья порву!»
Прогонит Вредная коза девчонок, прогонит мальчишек, порвет платья куклам, проколет рогами мячик… и довольная домой уходит.
Надоело это мальчишкам. Подкараулили они, когда Вредная Коза уснет, и спили ей рога, а сами побежали на велосипедах наперегонки кататься. А девчонки на роликах соревнуются, кто дальше уедет… Весело им, радостно!
Услышала коза смех, аж подскочила: «Опять веселье, опять дети смеются! УУУУУУУУУУУУ, ну я сейчас! Колеса то велосипедам проколю! Ролики то сломаю!» Глядь, а рогов и нет… на земле лежат. Вредная коза их и так, и так на голову прилаживала. Даже клеем приклеить пробовала. Не держатся рога((((.
Взяла тогда коза палку, и рога к палке прикрутила. Бегом на улицу! «УУУУУУУУУ!». Все разбежались, и девчонки и мальчишки!
Довольна Вредная Коза…. Никто не смеется, не радуется!
Надоело это девчонкам. Дождались они, когда коза уснет, да к палке с рогами привязали хвостик пушистый.
Утром Вредная Коза палку с рогами взяла: «Пойду мальчишек и девчонок пугать, да игрушки ломать!». Только палку с рогами подняла, а хвостик пушистый ее… щик, щик! «Ха-ха-ха-ха! Щекотно! Кто это меня щекочет?» - схватилась за живот Вредная Коза. Никого нет. Опять она палку с рогами взяла, а хвостик пушистый … щик, щик, щик! «Ха-ха-ха! Это, что же такое? Я смеюсь!? Я радуюсь!?» - удивилась Вредная Коза. Рассердилась коза, бросила палку с рогами и хвостиком и ... ушла куда глаза глядят.
Посмотри, малыш, внимательно на палку с рогами и хвостиком пушистым. Это же буква У получилась!
СКАЗКА ПРО МИШКУ И БУКВУ М
(четвертое приключение Тимоши)
Однажды, в одно прекрасное солнечное осеннее утро отправился Тимоша на прогулку. А вы помните, кто такой Тимоша? Правильно – маленький, любознательный и храбрый мышонок.
Бежит он по дорожке и сам себе песенку поет: «Пи-и-и, пи-и-и-и, пи, пи, пи. Пи-и-и, пи-и-и-и, пи, пи, пи». Смотрит, у елки Мишка – медведь, стоит, держит в лапах траву сухую, листья осенние….
- Пи-и-и, здравствуй Мишка? О чем задумался?
- Осень наступила, - отвечает Мишка. – Холодно стало. Дожди идут проливные. Ветер дует холодный. Пропали в лесу сладкие ягоды: нет мммалины, нет земммляники – облизнулся мишка. Да и спать мне пора. Вон уже для берлоги и подстилку-постель мягкую и теплую собрал: траву, да листья. Спой мне мышонок песенку, чтобы мне мммалину напоминала, так спать вкуснее!
Запел Тимоша песенку: «М-м-м-м» (на мотив колыбельной).
- Ой, мышонок эта песенка у тебя не веселая, твердая, как снежок. А ты мне спой песенку мягкую, как травка. Вот такую: «Мь-м-мь-мь!».
- Мь-мь-мь-мь (на мотив колыбельной) - запел Тимоша.
- Хорошая песенка, – зевнул мишка. – Проводи меня мышонок до берлоги.
Взял мишка Тимошу за лапку и пошли они по лесной дорожке. Дошли до реки. Взглянул Тимоша в воду:
- Ой, мишка, смотри там мы, как буква М! Вот здорово!
И Тимоша тут же придумал стихотворение:
- По тропинки мы идем,
В речке буквы М найдем!
Мишка будет крепко спать
И мммалину вспоминать!
СКАЗКА. «КОЛОБОК» и БУКВА О
(новое приключение Тимоши – третье).
Как-то поехал мышонок Тимоша в гости к бабушке и дедушке. А вот на чам он поехал, попробуй угадай! Этот транспорт не летает, не плывет, а по дорогам ездит. И везет пассажиров не мало, а много. Конечно, поехал Тимоша на автобусе.
Тимошина бабушка любила печь к чаю колобков. Больших и маленьких, румяных, поджаренных, круглых из сметаны и муки. И вот однажды не хватило у бабушки муки. Получился у нее колобок, да не колобок. Круглый, румяный, поджаренный, но какой то не такой. С дырочкой! Положила его бабушка на окошко остывать, а он взял и … укатился.
Катится «Колобок» , а на встречу ему Тимоша. Увидел "Колобка" Тимоша от удивления глаза распахнул:
- О – О - О – О - О!
- Я не «О»! я Колобок – круглый, румяный, поджаренный!
Тут подошли курица, лошадь, петушок и кошка. Стоят, рассматривают «Колобка» со всех сторон.
- Да какой же ты Коо – коо - колобок? – удивилась курица. – Ты коо – коо - колечко!
- Нет, это не коо-коо-колечко, - возразил петушок, - это коо-коо-колесо!
- Мяу, что вы спорите. Это блюдце. В него нальют молокооооооооо. – Облизнулась кошка.
- И - го – го! Это не колечко, и не колесо, и не блюдце для молока. Это буква! - сказала лошадь.
- Ну, вот! – расстроился «Колобок». - Было у меня красивое, длинное
КО-ЛО-БОК. В нем аж три части-слога. А теперь у меня и имени нет. Позови: «Буква!» - все откликнутся. Букв вон как много, - обиженно сказал «Колобок».
- И - го – го! - Сказала лошадь.- У тебя есть свое имя - буква О. А звать мы тебя будем громко: «ООООООО».
- Или тихо: «ООООООООООО». – Поспешила добавить курица.
- Вот у меня какое напевное, звучное имя – «ООООО»! – обрадовалась буква О.
А Тимоше бабушка испекла блинчиков, таких же круглых, как буква О.
А что еще вкусное похоже на букву О? (сушки, бублики, печенье, оладушки, булочка…).
СКАЗКА. ПРО УЛИТОЧКУ, ОСЕНЬ И БУКВУ У
(Тимоша - писатель)
Тимоша узнал, что есть такие люди, которые придумывают и пишут сказки. А называются они – писатели! Вот и Тимоша решил стать писателем. Послушайте, какая сказка у него получилась.
На полянке, на травинке сидела маленькая улитка. Солнышко хоть и светило ярко, но не грело, как раньше – летом. Маленькая Улиточка смотрела, как ежик носит листья для своей теплой зимней постели, как мышки собирают последние зернышки, как заяц уже надел зимние белые штанишки, как перелетные птицы летят по небу в теплые края, как под листочки прячутся ее подружки божьи коровки… .
Подул холодный осенний ветер.
Завыл громко волк: «УУУУУУУУУУУУУУУУ! Холодно в лесуууу! Надо скорее менять шубу летнюю на зимнюю, теплую!»
- Ой, как громко волк воет, близко где-то! – испугалась Улиточка, и заползла под желтый лист клена.
Пробежал волк мимо, не увидел Улиточку.
Выползла Улиточка, слушает, не идет ли кто еще?
- Ку-ка-рекууу! – тихо, чуть слышно прокричал петушок, созывая кур в теплый курятник.
- Тихо кукарекает петушок, значит он далеко. – Подумала Улиточка, греясь на осеннем солнышке.
Тут из кустов послышалось громкое: «Мууууууууууууу!», и показались рога.
Вышла из-за куста корова и громко, печально замычала: «Мууууу, осенняя травка ни сочная, ни нежная, ни вкусная. Мууууууууууу!».
Долго бы еще просидела Улиточка на желтом листочке клена, но солнышко спряталось за тучку, и пошел холодный, осенний дождь. Заползла Улиточка под корень клена, укрылась кленовым листочком и уснула. Долго ей спать, до самой весны. Будет сниться волк, петушок и куры, корова, теплое солнышко и буква У. Ведь Улиточка, так похожа на букву У!
СКАЗКА. Лягушонок Ваня и буква А Второе приключение Тимоши
Однажды мышонок Тимоша шел по тропинки, поглядывая по сторонам и напевая песенку: «Какой хороший день! Какой корявый пень! Какой веселый я и песенка моя!...». И тут он увидел маленького лягушонка Ваню. Ваня сидел на листе лопушка, грустно вздыхая…
- Вася, ты чего такой грустный? – поинтересовался Тимоша.
- О-хо-хо, Тимоша. – ответил лягушонок Ваня. – Я был на занятие в лесной школе. Учитель Аист дал мне Букварь:
- Прочти-ка букву – дам сухарь!
И я часа, наверно, два-а-а-а
Твердил все: кв-а-а-а, кв-а-а-а да ква-а-а-а.
- Так и не получилось у меня прочитать буву. – покачал головой Ваня.
- Давай, я тебе помогу? – предложил Тимоша.
- Да, как же ты мне поможешь? Если ты еще и в школу то не ходишь!
И, спрыгнув в листочка, Ваня поскакал куда глаза глядят.
Вдруг он услышал колыбельную песенку: «А – а – а –а…» На ветке сидела большая ворона Клава и качала воронят.
- Как это у тебя получается? - спросил лягушонок.
- Вот так. – ответила ворона - Кра-а-а, кра-а-а. А-А-А-А ( на мотив колыбельной) – попробуй сам.
- Квааа, квааа. – сказал лягушонок. – Не получается!
Тут на нос лягушонку села муха Маша, нос зачесался, и лягушонок громко чихнул: «А-А-А-ААААААп-чхи».
- Ура! - обрадовался лягушонок. - Я научился! –
- ААААААААААААААААААААААААААААААА!
И он поскакал в школу…
СКАЗКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ИНДЮШАТ»
(слова на букву И)
В норке на пригорке проживала мышиная семья: папа мышь, мама мышка и сынок мышонок. Как зовут мышонка, вы знаете. Конечно, его зовут Тимоша.
У мамы мышки имя сладкое как конфетка – Ириска. У папы имя грозное как у сильного лесного зверя – Миша.
Каждое утро, когда папа Миша уходил по своим мышиным делам, дома оставались мама Ириска и Тимоша. Сегодня мама Ириска решила приготовить индейку, пироги с иргой и компот из инжира. А пока мама занималась стряпней, Тимоша разложил на полу свои игрушки. Игрушек было много.
-Зачем мне столько игрушек? - задумался Тимоша. - Я уже и не играю с некоторыми … . Надо их отдать малышам индюшатам, которые живут на дальней улице!
Тимоша стал складывать игрушки в рюкзак: пирамидку, мишку, кубики, инопланетянина. - Нет, с инопланетянином я еще поиграю – решил Тимоша, и вытащил игрушку. – Лучше я отдам свистульку Индюка. Хи-хи… индюшатам индюка!
Когда все игрушки были сложены, а рюкзак закрыт, Тимоша взял карту. Чтобы посмотреть, как ему дойти до дома Индюков.
- Вначале, от норки, прямо вниз по улице Извилистой до Раскидистой Ивы. Потом подняться в горку по улице Изумрудной до Избушки в Которой Никто не Живет. А от избушки опять прямо вниз по улице Игольчатой до самого домика Индюков.
- Так, так. Путь не близкий! Я как будто в поход иду! Надо запастись провиантом, то есть едой в дорогу. – Прикинул Тимоша.
Он пошел на кухню. Мама Ириска раскатывала тесто для пирогов с иргой.
Тимоша тихонечко пробрался к шкафу, неслышно приоткрыл дверцу…, но дверца предательски скрипнула: «Иии-и-их!»
- Тимоша, ты проголодался? – оглянулась мама Ириска.
- Нет, - смутился Тимоша. – Я собираюсь в поход и мне нужен провиант в дорогу.
- Куда же ты пойдешь в поход? – поинтересовалась мама Ириска.
- К Индюкам! Отнесу для индюшат игрушки.
- Ты знаешь дорогу?
- Конечно! – И Тимоша на столе, присыпанном мукой, нарисовал, куда ему идти.
- Смотри, мама, у меня дорога похожа на букву И! – обрадовался Тимоша. – Дай мне, пожалуйста, кусочек кекса с изюмом, и еще кусочек, и еще кусочек!
Взяв рюкзак с игрушками и кусочками кекса, Тимоша отправился в путь:
И раз, и два, и три.
Я шагаю, посмотри!
И четыре, и пять, и шесть.
У меня с собою есть!
Малышам игрушки.
Дошел я до избушки.
И раз, и два, и три.
Я шагаю, посмотри!
И четыре, и пять, и шесть.
Ура! Дошел! Хвала мне и честь!
Малыш, а ты помнишь дорогу до дома Индюков? Нарисуй ее на листочке. Какая буква у тебя получилась? Буква И.
СКАЗКА. НОВЫЕ ШТАНИШКИ ЯШИ
В доме, на первом этаже, в квартире номер пять, живёт котёнок Яша и его хозяйка девочка Наташа. К их квартире ведут ступеньки, которых ровно пять. Яша очень любит подниматься по ступенькам, потому что он научился считать до пяти. Когда котёнок и Наташа выходят на прогулку, Яша считает: один, два, три, четыре, пять. А когда возвращаются с прогулки, то котёнок считает наоборот: пять, четыре, три, два, один.
Но наша история не про то, что Яша умеет считать. А про новые штанишки.
Однажды Яша услышал, что в комнате Наташи что-то происходит. Из комнаты раздавались разные звуки, не похожие ни на один знакомый котёнку. Яша попытался разглядеть, что делает хозяйка, в щель под дверью. Но ничего не увидел. Тогда он тихонечко приоткрыл дверь. "ННННН" - заныла дверь. Яша испугался и быстро закрыл дверь. Дверь обрадовалась и весело скрипнула:" Нь".
- Вот здорово! Можно дверью сыграть , как на пианино, музыку! - обрадовался котёнок Яша.
Он начал открывать и закрывать дверь. " ННННН Нь НН НьНьНь Н НьНь ННННН. ..." - запела дверь.
- Яша, что ты там делаешь? - спросила Наташа, - иди скорее сюда. Посмотри, какую рубашку я сшила для мишки.
Яше понравилась рубашка. С воротником, кармашками и круглыми пуговицами.
- А мне сшей ... штанишки! - попросил Яша, - полосатые. С дырочкой для хвостика.
- Хорошо, только сядь и не мешай мне.
Яша оглянулся по сторонам, увидел букву похожую на лавочку... и сел.
А вы догадались на какую букву сел Яша?
Наташа разложила на столе зеленую, полосатую ткань, вырезала ножницами выкройку штанишек, и села за швейную машинку. Зелеными нитками она сшила для Яши штанишки. Полосатые, ярко-зелёные , с карманами и с дырочкой для хвостика.
Яша надел обновку и побежал на улицу, похвас.... показать друзьям новые штанишки.
А что с котенком приключилось на улице, я расскажу в следующий раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка о букве «А».
Буква «А» жила в АрбузеВ полосатом толстом пузеРаз пришел к ней Абрикос,Сладкий Ананас принес.Мимо Аист пролетал,Букву «А» он увидалИ решил себе забрать.Абрикос давай кричатьА-А-А, украли, помогите,Бу...
Сказка о букве
Сказка о букве Д. Поможет детям понять значимость каждой буквы в алфавите, стимулирует интерес к чтению....
Сказка про буквы.
Сценарий для создания видеоролика "Загадочный букварь"...
сказки про буквы
сказки про буквы...
Конспект НОД по образовательной области: «Речевое развитие» Тема: «Сказка про букву А».
Программные задачи: Продолжить знакомство детей с буквой А, развивать фонематический слух, внимание, речь детей, ассоциативное мышление. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать мелкую м...
Сказка «Почему буквы Ш и Ж не дружат с буквой Ы».
Жили-были буквы Ш и Ж. Всем были хороши: согласные, парные. Только очень твердые, никогда они мягкими не бывали. Боялись их все гласные буквы. Встанет гласная буква А после Ж, а он как зажужжит!...
Сказка про букву «Ь»
Сказка про букву «Ь» Про мягкий знакЖили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жи...