Сказки про буквы.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Саругланова Шаризат Алимирзаевна

Сказки про букв 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_pro_bukvy.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА "СТРАННОЕ ИМЯ"

Однажды котенок Яша сидел на окошке и скучал. От скуки он начал считать ворон: «Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон …»

Вдруг он услышал, что под окном кто-то бормочет что-то непонятное: «Лаз волона, два волона…».

- Ой, что это там такое? И какой там лаз?! – удивился Яша. Он оглянулся по сторонам и увидел за кустами рыжего незнакомого котенка.

- Ты кто? И что ты там делаешь? Ищешь лаз? А куда ты пролезть хочешь? – спросил Яша.

- Я Лыжик. И никуда я пролазить не собираюсь! Я волон считаю! А еще я жду, когда мама купит мне моложенное и лыбу на ужин.– Ответил рыжий котенок.

Яша почти ничего не понял: «Волоны, лыба, моложенное!? И имя какое-то странное «Лыжик»! Может он очень любит кататься на лыжах?! Все это очень странно!»

Но он не хотел показаться не вежливым и не стал переспрашивать.

- А мурчать, лазить по деревьям и ловить свой хвост ты умеешь? – Поинтересовался Яша.

- Мулчать, лазить по делевьям и ловить свой хвост я умею. – Печально сказал рыжий котенок. – А не умею я говорить…

А вы догадались, какой звук не умеет произносить рыжий котенок (звук «Р»).

«СКАЗКА О ПЕЧАЛЬНОЙ БУКВЕ Ы, ЯШЕ И ТИМОШЕ»

Жил-был котенок Яша. После прогулки Яша пошел мыть руки с мылом потому, что после улицы всегда руки моют с мылом. Тем более мама кошка Мурка положила в мыльницу новое розовое мыло, которое пахло летом.

Но в ванной котенок увидел девочку, которая лежала на мельнице…

-Ты кто? – Спросил Яша?

-Я? Мила, - улыбнулась девочка.

- А что ты тут делаешь?

- Лежу, - ответила Мила.

- А почему ты сидишь на мельнице?

- Это мой дом!

Яша очень удивился и побежал к своему другу Тимоше, чтобы рассказать о чудесах в ванной.

Хоть Яша и был котом, а Тимоша – мышкой, но она были большими друзьями. И всегда делились не только игрушками, но и новостями…

Но вместо мышки Яша увидел…. Большого Мишку.

Мишка был серым и ревел в голос: «Буква Ы пропала!». Без буквы Ы МЫШКА превратился в МИШКУ! ЧУДЕСА!

Нельзя же друзей бросать в беде! Да и играть с веселым фантазером Тимошей Яше нравилось очень…

Поэтому Яша отправился искать букву Ы.

И на самолете летал, и на автомобиле ездил, и на поезде… не видно и не слышно нигде «Ы».

Вдруг котенок услышал, как вдалеке гудит что-то громко: «Ы-Ы-Ы-Ы!», и тихо: «ы-ы-ы!». Пошел Яша на этот звук, и увидел… кораблики.

- Так вот кто говорит «Ы»! Значит, вы знаете, куда пропала буква Ы. Отвезите меня туда.

Сел Яша на кораблик и отправился в путь, а чтобы было веселее в пути, он напевал веселую песенку:

По волне, по волне

Буква Ы плыву к тебе!

Без тебя нам всем никак

В целом мире кавардак (т.е. беспорядок)

Доплыл Яша на кораблике до необитаемого острова.

Вышел на берег и слышит, кто-то хнычет на острове: «Ы-Ы-Ы-Ы».

Смотрит, а из-за пальмы выходит буква с большим животом, с палочкой, и хнычет:

Никто не дружит с буквой Ы

Совсем, совсем! Увы, увы!

Одна по острову бреду

Не громко плачу и реву:

«ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!»

Стал Яша уговаривать букву.

- Вернись буква обратно. Без тебя нам никак…. Вместо МЫЛА и у меня в ванной девочка МИЛА. И не МЫЛЬНИЦА, а МЕЛЬНИЦА. Да и друг мой Тимошка, теперь не МЫШКА, а МИШКА! ВЕРНИСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬ ТАК ДОБРА! ТЫ НАМ ОЧЕНЬ НУЖНА!

Услышала буква Ы вежливые слова: «ПОЖАЛУЙСТА» и «БУДЬ ТАК ДОБРА!», и согласилась вернуться обратно.

Как только буква Ы возвратилась… раз, два… и мыло в мыльнице, а мышка Тимоша друга встречает!

ПРО ВРЕДНУЮ КОЗУ И БУКВУ У

(развлекательная сказка)

Жила-была Вредная Коза. Очень она не любила, когда кто-то был счастливым и смеялся. А больше всех Вредная Коза не любила мальчишек и девчонок. Малыш, как ты думаешь почему? Конечно, ведь самые веселые и счастливые люди – это дети.

Проснулась утром Вредная Коза и сразу к окошку: «Ага, девчонки с куклами играют. Ага, мальчишки в футбол играют. Ух! Как им весело!»

Выскочила коза на улицу: «УУУУУУУУУУУУУ, вот я вас, забодаю! УУУУУУУУУУ, вот я ваш мяч – проколю! Куклам платья порву!»

Прогонит Вредная коза девчонок, прогонит мальчишек, порвет платья куклам, проколет рогами мячик… и довольная домой уходит.

Надоело это мальчишкам. Подкараулили они, когда Вредная Коза уснет, и спили ей рога, а сами побежали на велосипедах наперегонки кататься. А девчонки на роликах соревнуются, кто дальше уедет… Весело им, радостно!

Услышала коза смех, аж подскочила: «Опять веселье, опять дети смеются! УУУУУУУУУУУУ, ну я сейчас! Колеса то велосипедам проколю! Ролики то сломаю!» Глядь, а рогов и нет… на земле лежат. Вредная коза их и так, и так на голову прилаживала. Даже клеем приклеить пробовала. Не держатся рога((((.

Взяла тогда коза палку, и рога к палке прикрутила. Бегом на улицу! «УУУУУУУУУ!». Все разбежались, и девчонки и мальчишки!

Довольна Вредная Коза…. Никто не смеется, не радуется!

Надоело это девчонкам. Дождались они, когда коза уснет, да к палке с рогами привязали хвостик пушистый.

Утром Вредная Коза палку с рогами взяла: «Пойду мальчишек и девчонок пугать, да игрушки ломать!». Только палку с рогами подняла, а хвостик пушистый ее… щик, щик! «Ха-ха-ха-ха! Щекотно! Кто это меня щекочет?» - схватилась за живот Вредная Коза. Никого нет. Опять она палку с рогами взяла, а хвостик пушистый … щик, щик, щик! «Ха-ха-ха! Это, что же такое? Я смеюсь!? Я радуюсь!?» - удивилась Вредная Коза. Рассердилась коза, бросила палку с рогами и хвостиком и ... ушла куда глаза глядят.

Посмотри, малыш, внимательно на палку с рогами и хвостиком пушистым. Это же буква У получилась!

СКАЗКА ПРО МИШКУ И БУКВУ М

(четвертое приключение Тимоши)

Однажды, в одно прекрасное солнечное осеннее утро отправился Тимоша на прогулку. А вы помните, кто такой Тимоша? Правильно – маленький, любознательный и храбрый мышонок.

Бежит он по дорожке и сам себе песенку поет: «Пи-и-и, пи-и-и-и, пи, пи, пи. Пи-и-и, пи-и-и-и, пи, пи, пи». Смотрит, у елки Мишка – медведь, стоит, держит в лапах траву сухую, листья осенние….

- Пи-и-и, здравствуй Мишка? О чем задумался?

- Осень наступила, - отвечает Мишка. – Холодно стало. Дожди идут проливные. Ветер дует холодный. Пропали в лесу сладкие ягоды: нет мммалины, нет земммляники – облизнулся мишка. Да и спать мне пора. Вон уже для берлоги и подстилку-постель мягкую и теплую собрал: траву, да листья. Спой мне мышонок песенку, чтобы мне мммалину напоминала, так спать вкуснее!

Запел Тимоша песенку: «М-м-м-м» (на мотив колыбельной).

- Ой, мышонок эта песенка у тебя не веселая, твердая, как снежок. А ты мне спой песенку мягкую, как травка. Вот такую: «Мь-м-мь-мь!».

- Мь-мь-мь-мь (на мотив колыбельной) - запел Тимоша.

- Хорошая песенка, – зевнул мишка. – Проводи меня мышонок до берлоги.

Взял мишка Тимошу за лапку и пошли они по лесной дорожке. Дошли до реки. Взглянул Тимоша в воду:

- Ой, мишка, смотри там мы, как буква М! Вот здорово!

И Тимоша тут же придумал стихотворение:

- По тропинки мы идем,

В речке буквы М найдем!

Мишка будет крепко спать

И мммалину вспоминать!

СКАЗКА. «КОЛОБОК» и БУКВА О

(новое приключение Тимоши – третье).

Как-то поехал мышонок Тимоша в гости к бабушке и дедушке. А вот на чам он поехал, попробуй угадай! Этот транспорт не летает, не плывет, а по дорогам ездит. И везет пассажиров не мало, а много. Конечно, поехал Тимоша на автобусе.

Тимошина бабушка любила печь к чаю колобков. Больших и маленьких, румяных, поджаренных, круглых из сметаны и муки. И вот однажды не хватило у бабушки муки. Получился у нее колобок, да не колобок. Круглый, румяный, поджаренный, но какой то не такой. С дырочкой! Положила его бабушка на окошко остывать, а он взял и … укатился.

Катится «Колобок» , а на встречу ему Тимоша. Увидел "Колобка" Тимоша от удивления глаза распахнул:

- О – О - О – О - О!

- Я не «О»! я Колобок – круглый, румяный, поджаренный!

Тут подошли курица, лошадь, петушок и кошка. Стоят, рассматривают «Колобка» со всех сторон.

- Да какой же ты Коо – коо - колобок? – удивилась курица. – Ты коо – коо - колечко!

- Нет, это не коо-коо-колечко, - возразил петушок, - это коо-коо-колесо!

- Мяу, что вы спорите. Это блюдце. В него нальют молокооооооооо. – Облизнулась кошка.

- И - го – го! Это не колечко, и не колесо, и не блюдце для молока. Это буква! - сказала лошадь.

- Ну, вот! – расстроился «Колобок». - Было у меня красивое, длинное

КО-ЛО-БОК. В нем аж три части-слога. А теперь у меня и имени нет. Позови: «Буква!» - все откликнутся. Букв вон как много, - обиженно сказал «Колобок».

- И - го – го! - Сказала лошадь.- У тебя есть свое имя - буква О. А звать мы тебя будем громко: «ООООООО».

- Или тихо: «ООООООООООО». – Поспешила добавить курица.

- Вот у меня какое напевное, звучное имя – «ООООО»! – обрадовалась буква О.

А Тимоше бабушка испекла блинчиков, таких же круглых, как буква О.

А что еще вкусное похоже на букву О? (сушки, бублики, печенье, оладушки, булочка…).

СКАЗКА. ПРО УЛИТОЧКУ, ОСЕНЬ И БУКВУ У

(Тимоша - писатель)

Тимоша узнал, что есть такие люди, которые придумывают и пишут сказки. А называются они – писатели! Вот и Тимоша решил стать писателем. Послушайте, какая сказка у него получилась.

На полянке, на травинке сидела маленькая улитка. Солнышко хоть и светило ярко, но не грело, как раньше – летом. Маленькая Улиточка смотрела, как ежик носит листья для своей теплой зимней постели, как мышки собирают последние зернышки, как заяц уже надел зимние белые штанишки, как перелетные птицы летят по небу в теплые края, как под листочки прячутся ее подружки божьи коровки… .

Подул холодный осенний ветер.

Завыл громко волк: «УУУУУУУУУУУУУУУУ! Холодно в лесуууу! Надо скорее менять шубу летнюю на зимнюю, теплую!»

- Ой, как громко волк воет, близко где-то! – испугалась Улиточка, и заползла под желтый лист клена.

Пробежал волк мимо, не увидел Улиточку.

Выползла Улиточка, слушает, не идет ли кто еще?

- Ку-ка-рекууу! – тихо, чуть слышно прокричал петушок, созывая кур в теплый курятник.

- Тихо кукарекает петушок, значит он далеко. – Подумала Улиточка, греясь на осеннем солнышке.

Тут из кустов послышалось громкое: «Мууууууууууууу!», и показались рога.

Вышла из-за куста корова и громко, печально замычала: «Мууууу, осенняя травка ни сочная, ни нежная, ни вкусная. Мууууууууууу!».

Долго бы еще просидела Улиточка на желтом листочке клена, но солнышко спряталось за тучку, и пошел холодный, осенний дождь. Заползла Улиточка под корень клена, укрылась кленовым листочком и уснула. Долго ей спать, до самой весны. Будет сниться волк, петушок и куры, корова, теплое солнышко и буква У. Ведь Улиточка, так похожа на букву У!

СКАЗКА. Лягушонок Ваня и буква А Второе приключение Тимоши

Однажды мышонок Тимоша шел по тропинки, поглядывая по сторонам и напевая песенку: «Какой хороший день! Какой корявый пень! Какой веселый я и песенка моя!...». И тут он увидел маленького лягушонка Ваню. Ваня сидел на листе лопушка, грустно вздыхая…

- Вася, ты чего такой грустный? – поинтересовался Тимоша.

- О-хо-хо, Тимоша. – ответил лягушонок Ваня. – Я был на занятие в лесной школе. Учитель Аист дал мне Букварь:

- Прочти-ка букву – дам сухарь!

И я часа, наверно, два-а-а-а

Твердил все: кв-а-а-а, кв-а-а-а да ква-а-а-а.

- Так и не получилось у меня прочитать буву. – покачал головой Ваня.

- Давай, я тебе помогу? – предложил Тимоша.

- Да, как же ты мне поможешь? Если ты еще и в школу то не ходишь!

И, спрыгнув в листочка, Ваня поскакал куда глаза глядят.

Вдруг он услышал колыбельную песенку: «А – а – а –а…» На ветке сидела большая ворона Клава и качала воронят.

- Как это у тебя получается? - спросил лягушонок.

- Вот так. – ответила ворона - Кра-а-а, кра-а-а. А-А-А-А ( на мотив колыбельной) – попробуй сам.

- Квааа, квааа. – сказал лягушонок. – Не получается!

Тут на нос лягушонку села муха Маша, нос зачесался, и лягушонок громко чихнул: «А-А-А-ААААААп-чхи».

- Ура! - обрадовался лягушонок. - Я научился! –

- ААААААААААААААААААААААААААААААА!

И он поскакал в школу…

СКАЗКА «ИГРУШКИ ДЛЯ ИНДЮШАТ»

(слова на букву И)

В норке на пригорке проживала мышиная семья: папа мышь, мама мышка и сынок мышонок. Как зовут мышонка, вы знаете. Конечно, его зовут Тимоша.

У мамы мышки имя сладкое как конфетка – Ириска. У папы имя грозное как у сильного лесного зверя – Миша.

Каждое утро, когда папа Миша уходил по своим мышиным делам, дома оставались мама Ириска и Тимоша. Сегодня мама Ириска решила приготовить индейку, пироги с иргой и компот из инжира. А пока мама занималась стряпней, Тимоша разложил на полу свои игрушки. Игрушек было много.

-Зачем мне столько игрушек? - задумался Тимоша. - Я уже и не играю с некоторыми … . Надо их отдать малышам индюшатам, которые живут на дальней улице!

Тимоша стал складывать игрушки в рюкзак: пирамидку, мишку, кубики, инопланетянина. - Нет, с инопланетянином я еще поиграю – решил Тимоша, и вытащил игрушку. – Лучше я отдам свистульку Индюка. Хи-хи… индюшатам индюка!

Когда все игрушки были сложены, а рюкзак закрыт, Тимоша взял карту. Чтобы посмотреть, как ему дойти до дома Индюков.

- Вначале, от норки, прямо вниз по улице Извилистой до Раскидистой Ивы. Потом подняться в горку по улице Изумрудной до Избушки в Которой Никто не Живет. А от избушки опять прямо вниз по улице Игольчатой до самого домика Индюков.

- Так, так. Путь не близкий! Я как будто в поход иду! Надо запастись провиантом, то есть едой в дорогу. – Прикинул Тимоша.

Он пошел на кухню. Мама Ириска раскатывала тесто для пирогов с иргой.

Тимоша тихонечко пробрался к шкафу, неслышно приоткрыл дверцу…, но дверца предательски скрипнула: «Иии-и-их!»

- Тимоша, ты проголодался? – оглянулась мама Ириска.

- Нет, - смутился Тимоша. – Я собираюсь в поход и мне нужен провиант в дорогу.

- Куда же ты пойдешь в поход? – поинтересовалась мама Ириска.

- К Индюкам! Отнесу для индюшат игрушки.

- Ты знаешь дорогу?

- Конечно! – И Тимоша на столе, присыпанном мукой, нарисовал, куда ему идти.

- Смотри, мама, у меня дорога похожа на букву И! – обрадовался Тимоша. – Дай мне, пожалуйста, кусочек кекса с изюмом, и еще кусочек, и еще кусочек!

Взяв рюкзак с игрушками и кусочками кекса, Тимоша отправился в путь:

И раз, и два, и три.

Я шагаю, посмотри!

И четыре, и пять, и шесть.

У меня с собою есть!

Малышам игрушки.

Дошел я до избушки.

И раз, и два, и три.

Я шагаю, посмотри!

И четыре, и пять, и шесть.

Ура! Дошел! Хвала мне и честь!

Малыш, а ты помнишь дорогу до дома Индюков? Нарисуй ее на листочке. Какая буква у тебя получилась? Буква И.

СКАЗКА. НОВЫЕ ШТАНИШКИ ЯШИ

В доме, на первом этаже, в квартире номер пять, живёт котёнок Яша и его хозяйка девочка Наташа. К их квартире ведут ступеньки, которых ровно пять. Яша очень любит подниматься по ступенькам, потому что он научился считать до пяти. Когда котёнок и Наташа выходят на прогулку, Яша считает: один, два, три, четыре, пять. А когда возвращаются с прогулки, то котёнок считает наоборот: пять, четыре, три, два, один.

Но наша история не про то, что Яша умеет считать. А про новые штанишки.

Однажды Яша услышал, что в комнате Наташи что-то происходит. Из комнаты раздавались разные звуки, не похожие ни на один знакомый котёнку. Яша попытался разглядеть, что делает хозяйка, в щель под дверью. Но ничего не увидел. Тогда он тихонечко приоткрыл дверь. "ННННН" - заныла дверь. Яша испугался и быстро закрыл дверь. Дверь обрадовалась и весело скрипнула:" Нь".

- Вот здорово! Можно дверью сыграть , как на пианино, музыку! - обрадовался котёнок Яша.

Он начал открывать и закрывать дверь. " ННННН Нь НН НьНьНь Н НьНь ННННН. ..." - запела дверь.

- Яша, что ты там делаешь? - спросила Наташа, - иди скорее сюда. Посмотри, какую рубашку я сшила для мишки.

Яше понравилась рубашка. С воротником, кармашками и круглыми пуговицами.

- А мне сшей ... штанишки! - попросил Яша, - полосатые. С дырочкой для хвостика.

- Хорошо, только сядь и не мешай мне.

Яша оглянулся по сторонам, увидел букву похожую на лавочку... и сел.

А вы догадались на какую букву сел Яша?

Наташа разложила на столе зеленую, полосатую ткань, вырезала ножницами выкройку штанишек, и села за швейную машинку. Зелеными нитками она сшила для Яши штанишки. Полосатые, ярко-зелёные , с карманами и с дырочкой для хвостика.

Яша надел обновку и побежал на улицу, похвас.... показать друзьям новые штанишки.

А что с котенком приключилось на улице, я расскажу в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка о букве «А».

Буква «А» жила в АрбузеВ полосатом толстом пузеРаз пришел к ней Абрикос,Сладкий Ананас принес.Мимо Аист пролетал,Букву «А» он увидалИ решил себе забрать.Абрикос давай кричатьА-А-А, украли, помогите,Бу...

Сказка о букве

Сказка о букве Д. Поможет детям понять значимость каждой буквы в алфавите, стимулирует интерес к чтению....

Сказка про буквы.

Сценарий для создания видеоролика "Загадочный букварь"...

сказки про буквы

сказки про буквы...

Конспект НОД по образовательной области: «Речевое развитие» Тема: «Сказка про букву А».

Программные задачи: Продолжить знакомство детей с буквой А, развивать фонематический слух, внимание, речь детей, ассоциативное мышление. Развивать воображение и творческую фантазию. Развивать мелкую м...

Сказка «Почему буквы Ш и Ж не дружат с буквой Ы».

Жили-были буквы Ш и Ж. Всем были хороши: согласные, парные. Только очень твердые, никогда они мягкими не бывали. Боялись их  все гласные буквы. Встанет гласная буква А после Ж, а он как зажужжит!...

Сказка про букву «Ь»

Сказка про букву «Ь» Про мягкий знакЖили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жи...