Конспект НОД по обучению.грамоте детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе.
«Волшебный сундучок деда Грамотея»
Подготовила и провела воспитатель
высшей квалификационной категории
Тарасенко Марина Алексеевна.
Краснознаменск
Задачи:
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).
2.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности.
4. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
6. Упражнять в проставлении ударений в словах.
7. Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал: сундучок с заданиями, конверт с письмом.
Раздаточный материал:
конверты с заданиями: буквы – ш,к,о,л,а; карточки зеленого, синего и красного цвета на каждого ребенка; карточки с цифрами 1,2,3; листочки бумаги для начертания схемы простого предложения; простые карандаши.
Схемы ребусов.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дети становятся в круг
Воспитатель.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой сундучок. Я без вас смотреть, что там внутри, не стала. Предлагаю сделать это вместе. Согласны?
Воспитатель открывает СУНДУЧОК, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный сундучок с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Дед Грамотей».
Воспитатель. Вот так сюрприз! Дед Грамотей прислал нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.
1 задание: «Слова и предложения»
«Составьте и запишите схему предложения».
- Из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов)
Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов, и назвать слова по порядку. Предложения для разбора:
Мы идем в парк.
Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!
2. А нас ждет следующий конверт
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Воспитатель – А теперь отгадайте загадку
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.
О Л Ш А К
3 4 1 5 2
Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.
В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:
Первый звук – Ш – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Второй звук – К – согласный, твердый; обозначаем синим квадратом;
Третий звук – О – гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;
Четвёртый звук – Л – согласный, твёрдый; обозначаем синим квадратом;
Пятый звук – А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.
Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.
Читаем следующее задание:
3. «Подели слова на слоги и определи их количество»
Воспитатель. В конверте таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.
Молодцы мы справились еще с одним заданием Деда Грамотея!
Физкультминутка
Игра «Что делает предмет?» (проводится на ковре)
Дети становятся полукругом вокруг воспитателя. Воспитатель называет разные предметы и бросает мяч. Те, кто получит мяч, должны будут называть, что делает этот предмет.
Например:
нож, ножницы — режут;
карандаш, фломастер, ручка — рисуют;
мыло — мылит;
молоток — стучит.
топор – рубит
пила - пилит и т. д
4. Воспитатель. Открываем следующий конверт,
Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
"МА": мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ": лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ": курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель. Хорошо.
5. Еще один конверт.
"Родственные слова"
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)
Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)
Дидактическая игра "Образуем новое слово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был. Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома. Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Итог: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях Деду Грамотею.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Вы хорошо потрудились и у меня для вас есть сюрприз! Предлагаю вам решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.
Отгадывать будете вы, а записывать я.
с | н | ж | и | н | к | а | |
с | н | е | г | ||||
д | е | к | а | б | р | ь | |
г | о | р | к | а | |||
м | о | р | о | з | |||
в | ь | ю | г | а | |||
и | н | е | й | ||||
к | о | н | ь | к | и |
Что за звездочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмешь — вода в руке?
Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Нелегко иногда
Забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно!
Все его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья …
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня?
Воспитатель: Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово снеговик). Сколько слогов слове? Сколько гласных в этом слове? (в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове? (в этом слове три слога).
Дополнительное задание
Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)
Хотите в домик вы попасть?
Должны вы имя мое отгадать.
Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)
Дидактическая игра «Угадай, имя?»
На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Знайка)
картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: "Путешествие в страну знаний".
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"
Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У»...
Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух....
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме "Звук и буква [с]"
Конспект занятия в детском саду по обучению грамоте для детей подготовительной группы по теме: "Звук и буква "С""....