Консультация для родителей младшего дошкольного возраста "Играя,развиваем речь!"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста
«Играя, развиваем речь»
Подготовила: учитель –логопед Афанасьева Т.В МБДОУ д/с №15 «Ручеёк» г .Петровска
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».
А.В.Луначарский
- Здравствуйте, Уважаемые родители!
Самый важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи? Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Для того, чтобы развитие ребенка соответствовало норме с ним надо много говорить, проговаривая все режимные моменты (одевание раздевание, умывание, купание, прогулки, подготовка ко сну, различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола. мытье посуды и др), эмоционально комментируя игры с игрушками и картинками. Таким образом, ребенок постоянно слышит речь взрослого и узнает много слов и упражнений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются. крепче откладываются в сознании ребенка.
Существует большое количество различных развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста, вот не которые из них:
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:
игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся;
развиваем артикуляционные мышцы:
надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками;
показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно;
показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:
дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри;
делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них; пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;
показываем «ветерок» — дуем друг на друга.
Пальчиковые игры:
Способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
«Пальчик-пальчик»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
«Капуста»
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.
«Мы рисовали
Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.
Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.
«Повстречались»
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Игры для накопления пассивного словаря: 1.«Покажи, где мама» Взрослый просит ребёнка показать: Покажи, где мама!. Если ребенок не понимает, что делать, взрослый показывает на маму пальцем и говорит: Вот мама! 2.»Зеркало» Подведите ребёнка к зеркалу, покажите, где у него в зеркале носик, ручки, щечки и другие части тела.
3.»Где много, где мало?» Разложите перед ребенком картинки и дайте задание: Покажи, где собачка. А где собачки? Где мяч? Где мячи? Где цветок? Где цветочки?
Игры для развития речевого подражания: 1.»Ёжик» В этой игре учим ребенка подражанию движениям и речи взрослого (повторения слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ)
- Давай поиграем в ёжиков. Я буду говорить и показывать движения, а ты повторяй за мной! Сначала присаживаемся на корточки, затем распрямляемся и подтягиваемся. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. ОЙ-ОЙ-ОЙ! Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. АЙ-АЙ-АЙ!
2. «Паровозы» Предложите ребёнку поиграть в паровозики, сопровождая игру чтением простого стишка: Весёлый паровозик Вагончики возит! Трубой пыхтит, Колёсами стучит! – Давай поиграем в паровозы! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит паровоз: ТУ-ТУ-ТУ!
3.»Дудочка» - Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной! (ребенок повторяет за взрослым).
Игры с потешками: 1. «Баба села на горох» Возьмите ребёнка за руки и попрыгайте вместе под чтение потешки. Баба сеяла на грох – Прыг –скок, прыг – скок! Обвалимся потолок - Прыг – скок, прыг – скок! (повторить 2 раза)
2. «Птичка» Взрослый рассказывает потешку и одновременно проигрывает её сюжет- протягивает игрушечной птичке раскрытую ладонь, а птичка «клюёт».Затем взрослый снова читает потешку, предлагая ребёнку «покормить птичку крошками». Птичка-птичка, Вот тебе водичка! Вот тебе крошки На моей ладошке! (повторить 2 раза)
Речевые игры со стишками:
1.«Утка» Покажите ребёнку игрушечную резиновую утку и расскажите про неё стишок. После того как ребёнок услышит стишок несколько раз, можно предлагать ему договаривать в стихотворении пропущенные слова/фразы. К нам пришла малюточка- Это птичка – уточка! Воду лапками гребет, Громко песенку поет: КРЯ-КРЯ-КРЯ! (повторить 2 раза)
2. «Лягушка» Покажите ребёнку игрушечную резиновую лягушку и расскажите про неё стишок. После того как ребёнок услышит стишок несколько раз, можно предлагать ему договаривать в стихотворении пропущенные слова/фразы. Зелёная лягушка, Весёлая квакушка По воде плывёт, Песенку поёт: КВА –КВА-КВА! (повторить 2 раза)
Речевые игры с песенками: русская народная песня «Весёлые гуси» Взрослый несколько раз пропевает песню. После того, как ребёнок хорошо запомнил песенку, можно предложить допевать ему пропущенные слова или строки песни. Жили у бабуси Два веселых гуся: Один серый, Другой белый- Два веселых гуся.(повторить 2 раза)
2. русская народная песня «Во поле берёза» Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли, стояла, Люли, люли, стояла! (повторить 2 раза)
Речевые игры с рифмованными загадками: 1.Взрослый раскладывает игрушки домашних животных или карточки на столе или на полу перед ребенком. После знакомства с карточками или игрушками взрослый предлагает ребёнку поиграть в загадки и отгадки: Громко лает, Дом охраняет. Большая забияка - Кто это? (собака)
Травку жует, Молоко дет. Весёлая, здоровая Пятнистая…. (корова)
Встает на заре, Поёт во дворе, На головке гребешок. Кто же это? (петушок)
Важно помнить, что только систематические игры-занятия могут дать положительный результат, а иногда даже предупредить отставания в развитии ребёнка.
Использованные источники:
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста
Упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики и упражнения для развития фонематического слуха и лексики....
Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"
Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»
Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?» Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»
В данной консультации родителям напоминается о том, что готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился...
Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...
Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем - речь развиваем»2015г
Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем - речь развиваем»Цель: раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.Задачи:продолжать работу по взаимодейст...
«Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста» (консультация для родителей младших дошкольников по развитию речи).
Автором представлен материал по развитию речи у младших дошкольников....