Консультация для родителей младшего дошкольного возраста "Играя,развиваем речь!"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Афанасьева Татьяна Викторовна

Игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Консультация  для родителей младшего дошкольного возраста

                                                          «Играя, развиваем речь»

                     

                                              Подготовила: учитель –логопед Афанасьева Т.В МБДОУ д/с №15 «Ручеёк» г .Петровска

                         

                            «Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».

                                                                                                                А.В.Луначарский

- Здравствуйте, Уважаемые родители!

Самый важный вопрос для заботливых родителей — когда ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи?                                                           Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д.                                                                                       Для того, чтобы развитие ребенка соответствовало  норме с ним  надо много говорить, проговаривая все режимные моменты (одевание  раздевание, умывание, купание, прогулки, подготовка ко сну, различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола. мытье посуды и др), эмоционально комментируя игры с игрушками и картинками.                                                                        Таким образом, ребенок постоянно слышит речь взрослого и узнает много слов и упражнений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются. крепче откладываются в сознании ребенка.

 Существует большое количество различных развивающих игр с детьми младшего дошкольного возраста, вот не которые из них:

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:

игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся;

развиваем артикуляционные мышцы:

надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками;

показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно;

показываем зубы – «У кого есть зубки?!»

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:

 дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем  пузыри;

делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них; пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса;

показываем «ветерок» — дуем друг на друга.

Пальчиковые игры:

 Способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

«Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

«Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

«Пальчик-пальчик»

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

«Капуста»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

«Мы рисовали

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

«Повстречались»

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Игры для накопления пассивного словаря:                                                                        1.«Покажи, где мама»                                                                                                                   Взрослый просит ребёнка показать: Покажи, где мама!. Если ребенок не понимает, что делать, взрослый показывает на маму пальцем и говорит: Вот мама!                                                                                                                                        2.»Зеркало»                                                                                                                           Подведите ребёнка к зеркалу, покажите, где у него в зеркале носик, ручки, щечки и другие части тела.                                                                                                          

3.»Где много, где мало?»                                                                                                        Разложите перед ребенком картинки и дайте задание: Покажи, где собачка. А где собачки? Где мяч? Где мячи? Где цветок? Где цветочки?

Игры для развития речевого подражания:                                                                                1.»Ёжик»                                                                                                                                                  В этой игре учим ребенка подражанию движениям и речи взрослого  (повторения слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ)

- Давай поиграем в ёжиков. Я буду говорить и показывать движения, а ты повторяй за мной! Сначала присаживаемся на корточки, затем распрямляемся и подтягиваемся. Вот свернулся ёж в клубок,                                                                                                       Потому что он продрог.                                                                                                                      ОЙ-ОЙ-ОЙ!                                                                                                                             Лучик ёжика коснулся,                                                                                                                   Ёжик сладко потянулся.                                                                                                                  АЙ-АЙ-АЙ!

2. «Паровозы»                                                                                                                               Предложите ребёнку поиграть в паровозики, сопровождая игру чтением простого стишка:                                                                                                                                             Весёлый паровозик                                                                                                                  Вагончики возит!                                                                                                                      Трубой пыхтит,                                                                                                                           Колёсами стучит!                                                                                                                                      – Давай поиграем в паровозы! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ!                                                    Сигналит паровоз: ТУ-ТУ-ТУ!

3.»Дудочка»                                                                                                                                               - Давай поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяй за мной! (ребенок повторяет за взрослым).

Игры с потешками:                                                                                                                             1. «Баба села на горох»                                                                                                             Возьмите ребёнка за руки и попрыгайте вместе под чтение потешки.                                        Баба сеяла на грох –                                                                                                                     Прыг –скок, прыг – скок!                                                                                                      Обвалимся потолок -                                                                                                                            Прыг – скок, прыг – скок! (повторить 2 раза)

2. «Птичка»                                                                                                                             Взрослый рассказывает потешку и одновременно проигрывает её сюжет- протягивает игрушечной птичке раскрытую ладонь, а птичка «клюёт».Затем взрослый снова читает потешку, предлагая ребёнку «покормить птичку крошками».                                 Птичка-птичка,                                                                                                                                Вот тебе водичка!                                                                                                                                             Вот тебе крошки                                                                                                                                  На моей ладошке! (повторить 2 раза)

Речевые игры со стишками:

1.«Утка»                                                                                                                                    Покажите ребёнку игрушечную резиновую утку и расскажите про неё стишок. После того как ребёнок услышит стишок несколько раз, можно предлагать  ему договаривать  в стихотворении пропущенные слова/фразы.                                                                                 К нам пришла малюточка-                                                                                                                         Это птичка – уточка!                                                                                                                                     Воду лапками гребет,                                                                                                                             Громко песенку поет: КРЯ-КРЯ-КРЯ! (повторить 2 раза)

2. «Лягушка»                                                                                                                                                   Покажите ребёнку игрушечную резиновую лягушку и расскажите про неё стишок. После того как ребёнок услышит стишок несколько раз, можно предлагать  ему договаривать  в стихотворении пропущенные слова/фразы.                                                         Зелёная лягушка,                                                                                                                    Весёлая квакушка                                                                                                                            По воде плывёт,                                                                                                                                 Песенку поёт: КВА –КВА-КВА! (повторить 2 раза)                                                      

Речевые игры с песенками:                                                                                                                русская народная песня «Весёлые гуси»                                                                                         Взрослый несколько раз пропевает песню. После того, как ребёнок хорошо запомнил песенку, можно предложить допевать ему пропущенные слова или строки песни. Жили у бабуси                                                                                                                         Два веселых гуся:                                                                                                                                                Один серый,                                                                                                                                        Другой белый-                                                                                                                                 Два веселых гуся.(повторить 2 раза)

2. русская народная песня «Во поле берёза»                                                                                      Во поле берёза стояла,                                                                                                                      Во поле кудрявая стояла,                                                                                                            Люли, люли, стояла,                                                                                                                        Люли, люли, стояла! (повторить 2 раза)

Речевые игры с рифмованными загадками:                                                                                         1.Взрослый раскладывает игрушки домашних животных или карточки на столе или на полу перед ребенком. После знакомства с карточками или игрушками взрослый предлагает ребёнку поиграть в загадки и отгадки:                                                                              Громко лает,                                                                                                                            Дом охраняет.                                                                                                                                   Большая забияка -                                                                                                                              Кто это? (собака)

 

Травку жует,                                                                                                                                 Молоко дет.                                                                                                                     Весёлая, здоровая                                                                                                                        Пятнистая…. (корова)

Встает на заре,                                                                                                                                 Поёт во дворе,                                                                                                                                   На головке гребешок.                                                                                                                                Кто же это? (петушок)

Важно помнить, что только систематические игры-занятия могут дать положительный результат, а иногда даже предупредить отставания в развитии ребёнка.

Использованные источники:

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста

Упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики и упражнения для развития фонематического слуха и лексики....

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста «ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ»

Часто звучит вопрос: «Как определить левшу?»         Для этого существует много методик. Наиболее достоверной и реальной является методика, предложенная в...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста на тему: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»

В данной консультации родителям напоминается о том, что готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился...

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем - речь развиваем»2015г

Семинар-практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Играем - речь развиваем»Цель: раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.Задачи:продолжать работу по взаимодейст...