"Развитие речи дошкольников посредством Кругов Луллия"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей посредством кругов Луллия»
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
«Круги (кольца)Луллия» – одно из современных дидактических средств развития речи и мыслительных процессов у детей. «Круги(кольца) Луллия» прочно заняли свое место в педагогике.
В 13 веке испанский философ, Раймунд ЛуЛЛий , создал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов. Круги были разделены на сектора, в которых располагались картинки, слова, изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.
«Кольца Луллия»- это что-то в виде компьютера, только для слов.
Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду.
А представляют они собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня установлена стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов.
При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора с картинками.
В современном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др..Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в следующих Д/И: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Найди нужный хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда») и пр.
Авторы методики «Кольца Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из заданий 4 типов:
1 тип- реальные задания(события)
Игра «Чей малыш?»
Цель: развитие речи, помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественными интонациями.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг,
правильно называет детёныша.
Игра: «Каким цветом?»
Цель: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, зеленый лист, желтый мяч
Дидактическое игра: «Чей хвост?»
1 вариант. На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, лиса и т.д.), на маленьком - их хвосты.
Реальное Задание: найди, чей хвост?
Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение его хвоста и, поворачивая этот круг, совмещает их.
2 вариант. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения белки и волчий хвост.
2 тип – объясни необычное сочетание
В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот.
3 тип – придумай фантастическую историю или сказку
Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребенка.
4 тип– реши проблему
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Методические рекомендации при использовании этого метода:
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.
• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.
• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.
• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, липучки, магнита, чтобы можно было легко поменять их.
Пособие направлено на решение следующих задачи по развитию речи:
- воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.
- развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
- формирование грамматического строя речи
- развитие связной речи
- подготовка к обучению грамоте
- ознакомление с художественной литературой
Данное пособие можно смело использовать в работе с дошкольниками как во время НОД, так и в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики
"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...
Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...
Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности
В работе используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....
Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"
quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством кругов Луллия»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством кругов Луллия»...
Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...