МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
картотека по развитию речи
Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики» рассчитана на детей от 1,5лет. В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.igry_.docx | 50.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Пояснительная записка
«Рука — это своего рода внешний мозг»
(И.Кант)
Вся жизнь человека потребует точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а так же выполнять множество разнообразных действий. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Методическая разработка «Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики» рассчитана на детей от 1,5лет. В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию, аппликации). Психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковые игры с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся и вызывают положительный эмоциональный отклик. Разнообразие заданий, их проблемный характер и игровая направленность, позволяют повысить интерес к разучиванию более сложных упражнений и способствуют лучшей ориентировке в повседневной жизни. Поэтому рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику перед проведением практической деятельности по обучению самообслуживания или занятий НОД в детском саду.
Цель методической разработки - развитие мелкой моторики пальцев рук через использования пальчиковой гимнастики в непосредственной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи:
- налаживание контакта, эмоционального общения педагога и ребенка;
- учить подражать движениям рук педагога;
- развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
- развивать согласованность движений обеих рук;
- сочетать игры и упражнения для развития моторики пальцев с речью;
- развивать внимание, зрительное восприятие, речь;
- воспитывать любовь к малым фольклорным жанрам и русским народным сказкам.
Как приятно педагогу, когда у ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, аккуратно рисуют, строят из конструктора, застегивают пуговицу. А если ещё он чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.
Благодаря пальчиковым играм дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развиваются внимательность и способность сосредотачиваться, улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления обучающегося,вырабатывают уверенность в себе, адекватную самооценку. Совместные пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между обучающимися, а также между педагогом и детьми. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», повторяя движения педагога, обучающиеся активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость пальцев, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, а также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики. К тому же в игровой форме легче закреплять знания об окружающем мире. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз», знакомиться с названиями и особенностями поведения животных, закреплять порядковый счет до десяти. В данном методическом пособии собраны в единую таблицу более 30 стихотворений и потешек из малых народных жанров. Каждой фразе любого стихотворения в таблице рекомендуется движения пальцами. Порядок стихов и фольклора составлен от простых с нарастанием уровня сложности, сначала на знакомство с названиями пальцев, затем на усложнение действия с ними. Картотека пальчиковой гимнастики, содержит описание игр, где используются такие упражнения, как легкое постукивание кулачками друг о друга, сгибание обеих рук в локтях и попеременное их вытягивание вперед. Представленные пальчиковые игры расположены по темам: моя семья, животные, времена года, предметы питания и одежды.
Таким образом, при разучивании пальчиковых игр и многократном повторении малых фольклорных жанров в стихотворной форме, наиболее легкой для запоминания, формируются связи в головном мозге, между развитием мелкой моторики кисти руки, сенсорным восприятием и развитием речи. Пальчиковая гимнастика может использоваться как хорошее лечебное средство при различных заболеваниях, например при повышенной возбудимости: во время игр с пальчиками, воспитанники незаметно для самих себя отвлекаются от всех посторонних мыслей. Они заняты только работой, которую делают и на время забывают о своих недостатках. Еще Аристотель писал: «Рука-это инструмент всех инструментов», а китайская мудрость гласит: «Я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю». Комплекс веселых и полезных пальчиковых игр станет хорошим подспорьем для воспитателей, логопедов дошкольных учреждений, и специалистов, работающих в коррекционных школах, педагогов дополнительного образования, а так же для родителей, желающих самостоятельно играть и заниматься со своими детьми дома.
Методические рекомендации
Используя пальчиковые игры необходимо придерживаться двух принципов обучения - это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- пальчиковые игры могут дать пищу для ума;
- они всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- они могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в эти игры, все специалисты, работающие с реабилитантами, незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать, обучающемуся самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите не громкую расслабляющую музыку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит.
Пальчиковые игры проводятся индивидуально или с подгруппой детей. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
Развитие речи и мелкой моторики посредством пальчиковой игры невозможно без руководства педагога. Для проведения данной работы необходимо использовать различные методы и приемы:
- наглядный метод работы - показ, как должны двигаться пальцы при проведении пальчиковой гимнастики;
- словесный метод работы - проговаривание потешек, стихотворений при проведении пальчиковой гимнастики; заучивание наизусть стихотворений, потешек;
- практический метод работы - пальчиковая игра.
Использование данных методов даёт положительный результат:
- улучшение качества речи;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие таких познавательных процессов, как мышление, память, внимание;
- развитие эмоциональной сферы.
Этапы разучивания игр:
1. Педагог сначала показывает игру с пальцами сам.
2. Педагог показывает игру, манипулируя пальцами и рукой обучающегося.
3. Педагог и обучающийся выполняют движения одновременно, педагог проговаривает текст.
4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью педагога, который произносит текст.
5. Ребенок выполняет движения самостоятельно, текст произносят вместе.
Сначала нужно подбирать такие игры, в которых предусмотрено взаимодействие руки обучающегося и взрослого. Именно на этом этапе больше всего требуется помощь. Нужно помочь правильно сложить руку, показать сначала движения на своих пальцах, а затем придать такое же положение кисти обучающегося. Не нужно демонстрировать человеку неспособность или неумение, напротив, необходимо вселить уверенность в то, что у него со временем все получится. Как выбрать время для игры? Огромное преимущество перед другими видами развивающих занятий имеет пальчиковая гимнастика. Играть с пальчиками можно тогда, когда появилось желание это делать. Ведь пальчики всегда с собой.
Новое упражнение нужно выполнять в медленном темпе. Слова, сопровождающие движения произносятся четко, неторопливо. При сопряженном произношении обучающиеся усваивают просодические компоненты речи: темы, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как единое целое, плавно, с выразительным интонированием. Из произведений детской литературы подбираются тексты, имеющие воспитательные ценности, отличающиеся динамизмом, глагольной лексикой, четкой последовательностью событий, действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы. Дети участвуют в хоровой драматизации, затем, переходят к индивидуальному проговариванию роли с помощью педагога и самостоятельно. Как результат не только развитие мелкой моторики, но и накапливание предметного, глагольного словаря по теме.
Подбирайте игры, которые окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.
Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое упражнение имеет название, выполняется 2 – 3 раза.
Пальчиковые игры являются подготовкой к выполнению заданий по «Художественно-эстетическому развитию»: изобразительной деятельности, лепке, конструированию, аппликации, в разделе «Предметно-практическая» деятельность по коррекционно-развивающему обучению и воспитанию по программе «Формирование основ социально-бытовой адаптации». Пальчиковая гимнастика может использоваться в работе в разные промежутки времени: в режимных моментах, в утренний и вечерний отрезок времени, а также во время прогулки.
Во время занятия нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности, соблюдать следующие принципы:
• доступность;
• безопасность;
• разнообразность упражнений.
Умелыми пальцы становятся не сразу.
- В самом начале любого занятия нужно пальчики разогреть: разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, несколько раз согнуть и разогнуть их. Тренировку осознанных движений пальцев рук нужно начинать с поглаживаний, разминания, потирания ладоней друг о друга, пощипывания, массажа кистей рук и каждого пальчика, каждой фаланги - именно эти движения составляют основу большинства игр.
- В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков (все вместе или поочередно). Обратите внимание на активность безымянного пальца и мизинца. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
- Не ставьте несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у людей с ОВЗ ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Произносить тексты пальчиковых игр педагог должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
- Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают к творчеству и в том случае, когда реабилитант придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения.
Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых обучающимся как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении.
Ситуация успеха концентрирует в себе несколько воспитательных влияний, определяющих педагогическую эффективность в обучении пальчиковым играм:
Во-первых, успех порождает чувство удовлетворения деятельностью и желание ее повторения.
Во-вторых, успех повышает самооценку и достоинство личности.
В-третьих, успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности.
В-четвертых, повышает социально-психологический климат в группе.
В-пятых, успех становится сильнейшим средством личностного развития людей с интеллектуальной недостаточностью.
Использование вариативности выбора и творческий подход педагога к проведению пальчиковых игр, поможет ускорить формирование связи «мозг – рука – речь».
Картотека пальчиковых игр
1 «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, Пальцы сжаты в кулачек, отгибаем
большой палец,
Этот пальчик - бабушка, отгибаем указательный палец,
Этот пальчик - папочка, отгибаем средний палец,
Этот пальчик - мамочка, отгибаем безымянный палец,
Этот пальчик - я, отгибаем мизинчик,
Вот и вся моя семья! сжать пальцы в кулак и разжать их.
2 «Кулачок»
Этот пальчик — маленький, Загибаем мизинчик,
Этот пальчик — слабенький, загибаем безымянный пальчик,
Этот пальчик — длинненький, загибаем средний пальчик,
Этот пальчик — сильненький, загибаем указательный пальчик,
Этот пальчик — толстячок, загибаем большой пальчик.
3 «Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут, Поворачиваем ручки попеременно
Все умеют, все покажут. ладошками вверх и вниз.
Пять их на моей руке. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Все делать могут,
Всегда помогут. Попеременно ударяем кулак о кулак,
Они на дудочке играют, и ладонь о ладонь.
Мячик бросают, Имитируем описываемые движения
Белье стирают, пол подметают,
Они считают, Щиплют,
Ласкают. Всё успевают. Открываем ручки ладошками вверх.
4 «Утречко»
Утро настало, Потягиваются, разводя руки в стороны
Солнышко встало. скрещивают кисти рук, расставив пальцы – «лучики».
- Эй, братец Федя Ставят на раскрытую ладонь правый кулачок с
Разбуди соседей отогнутым большим пальцем.
Вставай, Большак! Левой рукой дважды легким щелчком касаются
большого пальца правой руки.
Вставай, Указка! Повторяют действия с указательным пальцем правой
руки, остальные пальцы зажаты в кулак.
Вставай, Середка! Повторяют действия со средним пальцем правой руки,
Вставай, Сиротка повторяют действия с безымянным пальцем,
И крошка Митрошка! повторяют действия с мизинцем, правая ладонь
полностью раскрыта.
Привет, Ладошка! Левой ладонью хлопают по правой 2 раза.
5 «Веселая старушка»
У веселенькой старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом и показать избушку.
Десять сыновей. Показать десять пальцев.
Все без бровей Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднесены к ушам.
Вот с такими носами, Показать длинный нос пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку»,
другой – «ложку».
На старушку все глядели, Держа руки у глаз, похлопать пальцами,
словно ресницами.
И все делали вот так… Показать любые загаданные им действия.
Животные
6 Домашние животные
Довольна корова своими телятами Загибают поочередно пальцы сначала
большой палец,
Овечка довольна своими ягнятами затем указательный,
Кошка довольна своими котятами средний,
Кем же довольна свинья? Поросятами! безымянный,
Довольна коза своими козлятами мизинец,
А я довольна своими ребятами! большой палец на другой руке.
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! Прикрывают голову двумя руками.
7 «Кошка»
Вот, убрав царапки, Сжать пальцы в кулак,
Кошка моет лапки. круговые движения ладонью по лицу.
Мордочку и ушки Чуть согнутые ладошки движутся за ушами
На своей макушке. – показываем, как кошка моет ушки.
8 «Котенок»
Шел один я по дорожке Показать один пальчик,
Шли со мной мои две ножки показать два пальчика,
Вдруг навстречу три мышонка показать три пальчика.
Ой, мы видели котенка! Хлопнуть ладошками по щечкам.
У него четыре лапки, Показать четыре пальчика,
На лапках – острые царапки. царапать ноготками поверхность под рукой.
Один, два, три, четыре, пять - На каждый счет показать
соответствующее число пальцев.
Нужно быстро убегать. Двумя пальцами указательным и средним
убегаем по поверхности.
9 «Два козленка»
Как-то раз к кому-то в гости На обеих ручках прижать большими пальцами
Шёл козлёнок через мостик, средние и безымянные пальцы,
А навстречу шёл другой, держать кисти горизонтально, сближаем руки.
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца Направить кисти рук в форме «козы»
Стали на мосту бодаться, друг на друга.
Не желая уступить Соединить правую и левую руки с вытянутыми
И другого пропустить. указательным и мизинцем с размахом.
Долго козлики сражались, Соединить правую и левую руки с вытянутыми
Разбегались и толкались. указательным и мизинцем с размахом.
Вот с разбега лбами – бух! Хлопают в ладоши.
И с моста в водичку – плюх! Роняют руки на колени.
10 «Дикие животные»
Это зайчонок, Загибают поочередно пальцы сначала мизинец,
Это бельчонок, затем безымянный,
Это лисенок, средний,
Это волчонок, указательный,
А это спешит, ковыляет спросонок,
бурый, мохнатый, смешной медвежонок. вращают большим пальцем.
11 «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в
ритме потешки.
Продает она орешки: Начинаем загибать пальчики,
Лисичке-сестричке, загибаем большой пальчик,
Воробью, синичке загибаем указательный пальчик,
Мишке толстопятому, загибаем средний пальчик,
Заиньке усатому, загибаем безымянный пальчик,
Кому в зобок загибаем мизинчик.
Кому в платок, Сжать пальцы в кулак и разжать их.
Кому в лапочку. Сжать пальцы в кулак и разжать их.
12 «Заяц и ежик»
Заяц и ёжик навстречу друг другу Указательные и средние пальцы
Шли по дорожке по полю, по лугу обеих рук «идут» навстречу друг другу.
Встретились – и испугались они. Стукнуть кулачками.
Быстро бежали – поди догони! Снова пальцы «идут», но теперь в
разные стороны.
13 «Зайка»
Зайка по лесу скакал, Пальчики «скачут» по столу.
Зайка корм себе искал Пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем
по столу.
Вдруг у зайки на макушке Поднять руки к голове,
Поднялись, как стрелки, ушки изображаем ушки ручками.
Шорох тихий раздается: Руки приложить к уху.
Кто-то по лесу крадется Пальчики медленно идут по столу,
Заяц путает следы, пальчики быстро-быстро бегают
убегает от беды. по кругу на столе.
14 «Жирафы и слоны»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. Хлопают ладошками по
всему телу.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде: Хлопают ладошками по
всему телу.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,Указательными пальцами дотронуться до
ушей, шеи, локтей
На носах, на животах, на коленях и носах. Указательными пальцами
дотронуться до живота, коленей, носа.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Хлопают
ладошками по всему телу.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. Аккуратно
щипает себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,Указательными пальцами дотронуться до
ушей, шеи, локтей.
На носах, на животах, на коленях и носах. Указательными пальцами
дотронуться до живота, коленей, носа.
Рыбы
15 «Рыбки»
Рыбки весело резвятся Имитировать движения волн и рыбок.
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, Ритмично сжимать и разжимать пальцы
То зароются в песке. имитировать движения рыбок.
16 «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода, Разгибают пальцы, начиная с мизинца,
Плывет морской конек сюда. затем безымянный,
Вот медуза, средний,
Вот кальмар. пошевелить указательным,
А это? Это рыба-шар. пошевелить большим пальцем.
А вот, расправив восемь ног, Сжать и разжать пальцы в кулак
Гостей встречает осьминог.
Птицы
17 «Дятел»
Дятел дерево долбит: Одна ладонь прямая – это «дерево», другая –
«дятел» - кулачком стучите о неё.
Тук-тук-тук. Постукивание рук друг о друга.
Целый день в лесу стоит Приложить руку к уху
Стук-стук-стук.
18 «Птички зимой»
Прилетайте, птички! «Зовущие» движения пальцами обеих рук,
Сала дам синичке. «режущие движения» одной ладони по другой.
Приготовлю крошки, Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб.
Покормлю немножко Показать развернутые ладони
19 «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели - Скрещивают большие пальцы,
С юга птицы прилетели! машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка - Поочередно сгибают пальцы на обеих руках,
Серенькое перышко. начиная с мизинца левой руки,
Жаворонок, затем безымянный,
Соловей. Торопились: кто скорей? средний палец,
Цапля, указательный,
Лебедь, большой.
Утка, Сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца правой руки,
Стриж, затем безымянный,
Аист, средний,
Ласточка указательный,
И чиж - большой.
Все вернулись, прилетели, снова, скрестив большие пальцы, машут
ладошками.
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают
клюв – «птицы поют».
Насекомые
20 «Пчела»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. Машут ладошками,
А за нею шмель - шмелек на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, Делают кружочки из пальчиков и
Как фонарики глаза. подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Машут ладошками,
От усталости упали. роняют ладони на колени.
Дружно пальчики считаем. Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем: Поочередно массажируем пальцы,
Бабочка, начиная с большого.
Кузнечик, затем указательный,
Муха, средний,
Это жук с зеленым брюхом. безымянный.
Это кто же тут звенит? Массажируем и вращаем мизинцем,
Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! прячем руки за спину
Времена года
21 «Лето»
Солнцем ласковым согрето, «Идём» указательным и средним пальцами
За весной приходит лето. одной руки,
Будем в озере нырять «ныряем» соединёнными вместе ладонями от
груди вперёд.
И цветочки собирать. «Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.
22 «За что люблю я лето?»
Вот за что люблю я лето? Пальцы сжаты в кулак. Разгибают пальцы
Лето солнышком согрето. на каждый счет. Разгибают большой палец,
Два – в лесу растет трава. указательный,
Три – ромашки – посмотри! средний,
А четыре - это лес, безымянный,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять. Мизинец.
Шесть – пора грибов поесть. Разгибают пальцы на другой руке.
Разгибают большой палец,
Семь – малины я поем. указательный,
Восемь – сено мы покосим. средний,
Девять – бабушка идет, безымянный,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето. мизинец
Вот за что люблю я лето! сжать и разжать пальцы в кулаке
23 «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, Имитируем лепку комков,
Птичек крошками кормили, «крошим хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведем ладошкой правой руки по ладони
левой руки
А еще в снегу валялись. Кладем ладошки на стол то одной, то
другой стороной.
Все в снегу домой пришли Отряхиваем ладошки.
Съели суп, и спать легли. Производим движения воображаемой
ложкой, кладем руки под щеку.
23 «Осень»
Ветер по лесу летал Делают кистями плавные движения
Ветер листики считал. вперед – к груди.
Вот дубовый, Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Вот кленовый, С мизинцем,
Вот рябиновый резной, с безымянным,
Вот с березки золотой, со средним,
Вот последний лист с осинки с указательным.
Ветер бросил на тропинку Встряхивают кистями рук.
24 «Круглый год»
Круглый год, круглый год! Сжимают в кулачок пальцы правой руки и
вращают большим пальцем.
За зимой весна идет, Вращают указательным пальцем,
А за весною следом
Торопится к нам лето. вращают средним пальцем,
И у кого не спросим -
Идет за летом осень. вращают безымянным пальцем,
А за осенью сама
Вновь идет, спешит зима. вращают мизинцем.
25 «Клён»
Ветер тихо клён качает, Пальчики растопырены и тянутся вверх,
Вправо, влево наклоняет: качаем ладошками вправо-влево.
Раз — наклон и два — наклон, Наклоняем влево — вправо ладошки
низко-низко.
Зашумел листвою клён. Пошевелить всеми пальчиками.
Грибы
26 «5 грибов»
В туесочке пять грибов. Переплетают пальцы «корзиночкой»,
показывают 5 пальцев;
Мухомор красный - поочередно массируют каждый палец,
Гриб опасный. начиная с большого.
А второй - лисичка - Массируют указательный палец,
рыжая косичка.
Третий гриб - волнушка, массируют средний палец,
Розовое ушко.
А четвертый гриб - сморчок, массируют безымянный палец,
Бородатый старичок.
Пятый гриб - белый,
Ешь его смело. массируют мизинец
Овощи и фрукты
27 «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, Поочередно массируют пальчики,
Он, конечно, не один. начиная с большого.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая. массируют указательный пальчик,
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос. средний,
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!» безымянный,
Этот пальчик - ананас, мизинец.
Фрукт для вас и для нас. Показывают ладошками вокруг и на себя.
28 «Овощи»
В огороде много гряд, Сжимают и разжимают пальцы,
Тут и репа, и салат, загибают пальцы поочерёдно, начиная с
мизинца.
Тут и свёкла, и горох, Загибают средний палец,
А картофель разве плох? указательный,
Наш зелёный огород мизинец.
Нас прокормит целый год. Хлопают в ладоши.
29 «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз,
Мы капустку солим, солим, поочередное поглаживание подушечек пальцев.
Мы капустку трем, трем, Потирать кулачок о кулачек,
Мы капустку жмём, жмём. потирать кулачок о кулачек.
30 «Горох»
Пять маленьких горошин Переплетя пальцы, обеих рук,
Заперты в стручке. сжимаем руки вместе.
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. Выпрямляем большие пальцы,
Но вот растёт вторая, выпрямляем указательные пальцы,
И третья, а потом выпрямляем средние пальцы,
Четвёртая, пятая... выпрямляем безымянные пальцы.
Сказал стручок: "Бом!". Хлопаем в ладоши.
31 «Продукты питания»
Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы.
А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят».
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки, поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца
Булочки и калачи – обе ладони развернуть вверх.
Всё мы испечем в печи. Прихлопывают ладонями, «лепят».
Очень вкусно! Погладить живот
Разное
32 «Транспорт»
Будем пальчики сгибать Сжимают и разжимают пальчики.
Будем транспорт называть: Оставили сжатыми в кулачек,
Автомобиль и вертолет, поочередно разжимают пальчики,
Трамвай, метро и самолет. начиная с мизинца..
Пять пальцев мы в кулак зажали, Пальцы сжаты в кулачек,
Пять видов транспорта назвали. разжать все пальцы
33 «Обувь»
Обуваем ножки бегать по дорожке. Двумя пальцами «шагают» по столу.
Повторяй за мной слова: Сжимают и разжимают пальцы.
Ножка – раз, ножка – два! Ставят два пальца на стол
В магазине покупают и поднимают по одному.
И на ножки надевают Сжимают и разжимают пальцы,
Папа, мама, брат и я – загибают пальцы на руках.
Любит обувь вся семья. «Шагают» пальцами по столу
34 «Игрушки»
У Антошки есть игрушки: Поочередно сгибают пальчики в кулачок,
начиная с большого.
Вот веселая лягушка. Загнуть большой палец,
Вот железная машина. указательный,
Это мяч. Он из резины. средний,
Разноцветная матрешка безымянный,
И с хвостом пушистым кошка. мизинец
35 «Как живешь?»
Как живешь? Вот так! Сжать кулак и поднять большой палец вверх,
А плывешь? Вот так! вытянуть руки вперед, прижав пальцы друг к другу,
и совершать круговые движения кистями.
Машешь вслед? Вот так! Помахать кистями рук.
Ждешь обед? Вот так! Подпирает кулаком подбородок.
А шалишь? Вот так! Надувает щеки и ударяет по ним ладонями
36 «Комнатные растения»
На окно скорее глянь: Показать ладонь вытянутыми пальцами.
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Здесь у нас цветет герань. Согнуть мизинец,
А здесь красавец бальзамин, согнуть безымянный палец,
Амариллис рядом с ним. согнуть средний палец,
Фуксия, согнуть указательный палец,
Бегония - согнуть большой палец.
Мы все названья помним! Раскрыть ладонь,
Мы взрыхлим цветы, пошевелить опущенными вниз пальцами.
Польем, Сжать пальцы в кулак и наклонить «полить цветы».
Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном»,
поднимают над головой и раскрывают «цветком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста в области "Познание" с использованием здоровье сберегающих технологий по теме "Путешествие в осенний лес"
Конспект занятия на осеннюю тему в группе среднего дошкольного возраста.Цель : формирование познавательного развития у детей дошкольного возраста Задачи : - Закрепить знания детей о характе...
Методическая разработка по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста "Осторожен будь с огнем!"
Ознакомление детей с правилами противопожарной безопасности...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ дошкольного образованияв условиях внедрения ФГОС...
Методическая разработка "Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста"
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бега...
Методическая разработка по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем у детей семейные ценности»
В настоящее время далеко не все дети владеют информацией о своей семье, не знают, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные пр...
Методическая разработка "Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста"
Представлена картотека подвижных игр с целями и описанием...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «КАРТОТЕКА УТРЕННЕГО КРУГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Утренний круг или групповой сбор это время, когда мы собираемся вместе. Утренний круг для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчи...