Статья на тему: "Педагогические технологии в ДОУ"
статья по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Современные педагогические технологии в ДОУ.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Зайцев В. С., Современные педагогические технологии).
Структура педагогической технологии.
- Организация учебного процесса.
- Методы и формы учебной деятельности обучающихся.
- Деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала.
- Диагностика учебного процесса.
Методологические требования к педагогическим технологиям.
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предлагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Классификация педагогических технологий:
- Традиционные технологии
- Инновационные технологии
Традиционная технология обучения – это объяснительно - иллюстративное обучение.
Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
- Игровые технологии
- Технологи проблемного обучения
- Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
- Технология уровневой дифференциации
- Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В. Д. Шадриков)
- Технология программированного обучения
- Информационные технологии обучения
- Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования)
- Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
- Альтернативные технологии
- Технология свободного труда (С. Френе)
- Технология проектного обучения
- Технология мастерских
- Дальтон-технология
- Кейс-технология
- Природосообразные технологии
- Технология сбережения и укрепления здоровья
- Технология обучения детей с признаками одаренности
- Технологии развивающего обучения
- Технология развивающего обучения Л.В. Занкова (для начальной школы)
- Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека.
Игра это вид деятельности в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- Развлекательная (основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, разбудить интерес).
- Коммуникативная (освоение диалектики общения).
- Самореализация в игре как полигоне человеческой практики.
- Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).
- Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
- Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
- Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата;
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и тому подобное;
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично входит
- целеполагание,
- планирование,
- реализация цели,
- анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
- По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
- По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
- По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
- По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
Игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....
Статья на тему "Педагогические технологии в музыкальной деятельности"
Педагогические технологии в музыкальной деятельности...
Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...
Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...
Статья на тему «Педагогическая технология «Утренний сбор»»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...
Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"
Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"...
Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра.
Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра....