Статья на тему: "Педагогические технологии в ДОУ"
статья по развитию речи (старшая группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

Педагогические технологии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologiya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в ДОУ.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Зайцев В. С., Современные педагогические технологии).

Структура педагогической технологии.

  • Организация учебного процесса.
  • Методы и формы учебной деятельности обучающихся.
  • Деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала.
  • Диагностика учебного процесса.

Методологические требования к педагогическим технологиям.

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предлагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Классификация педагогических технологий:

  1. Традиционные технологии
  2. Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно -  иллюстративное  обучение.

Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
  • Игровые технологии
  • Технологи проблемного обучения
  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
  • Технология уровневой дифференциации
  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В. Д. Шадриков)
  • Технология программированного обучения
  • Информационные технологии обучения
  • Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования)
  • Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)
  1. Альтернативные технологии
  • Технология свободного труда (С. Френе)
  • Технология проектного обучения
  • Технология мастерских
  • Дальтон-технология
  • Кейс-технология
  1. Природосообразные технологии
  • Технология сбережения и укрепления здоровья
  • Технология обучения детей с признаками одаренности
  1. Технологии развивающего обучения
  • Технология развивающего обучения Л.В. Занкова (для начальной школы)
  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека.

Игра это вид деятельности в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведения.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • Развлекательная (основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, разбудить интерес).
  • Коммуникативная (освоение диалектики общения).
  • Самореализация в игре как полигоне человеческой практики.
  • Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).
  • Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
  • Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
  • Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и тому подобное;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит

  • целеполагание,
  • планирование,
  • реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. 

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  • По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  • По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  • По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  • По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Статья на тему "Педагогические технологии в музыкальной деятельности"

Педагогические технологии в музыкальной деятельности...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

Статья на тему «Педагогическая технология «Утренний сбор»»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...

Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"

Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"...

Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра.

Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра....