Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"
статья
Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2018.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ
Ю.Д.Воробьева
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №188", http://www.mdou188.vrn.ru/
"Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!" Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что "сила и возможности воспитания неисчерпаемы." Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
Чтобы многое понять обратимся к истории развития педагогических технологий.
Педагогическая деятельность начала "технологизироваться" задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов.
Первые технологии были ориентировочно в Древнем Египте и Вавилоне. Они первыми столкнулись с повторяемостью операций в педагогическом процессе, выработали отдельные "технологические" приемы. Изначально научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592-1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии - гарантия позитивного результата. Спустя времена "Коменского" в педагогике стремились сделать обучение, которое походило бы на налаженный механизм. До середины 1950-х годов все попытки были сосредоточены на реализации технических средств обучения - компьютеров, радио и так далее.
Термин "педагогическая технология" вводится в 1960 годах. Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом на котором строили последующие этапы педагогической технологии, стало программированное обучение. Его главными отличительными признаками стали уточнение целей обучения и постепенная процедура их достижений. Долгое время считалось, что к педагогике применителен термин "технология", который так сказать не "работает", а в большей степени характеризует процессы, проходящие в промышленном производстве. Но "технологизировать" как оказалось можно любую человеческую деятельность при условии повторяемости ее элементов и масштабности осуществления, поскольку это создает подходящие экономические и благоприятные условия для создания специального оборудования. В связи с этим термин « педагогическая технология» оказался правомерен и справедлив.
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются, как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:
• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
• возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом - профессионалом.
Педагогическая технология и педагогическое мастерство взаимосвязаны. Владение педагогической технологией и есть само мастерство. С другой стороны, педагогическое мастерство - это высший уровень владения педагогической технологией. Среди многих педагогов утвердилось мнение, что педагогическое мастерство "носит" индивидуальный характер, поэтому им нельзя поделиться или передать из рук в руки. Однако имеются опровержения, так как ясно, что педагогической технологией можно владеть и это определяется личностными параметрами педагога. Одну и ту же технологию могут осуществлять различные педагоги (учителя, воспитатели), где и будут собственно проявляться их мастерство и педагогический профессионализм.
«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.
Мы часто не замечаем, что лежит на поверхности. До настоящего времени мы в полной мере не можем осознать, что на формирование и становление человека огромная роль и влияние оказывает обстановка в семье в раннем детском возрасте. А то, как мы с вами воспитывали, водили за руку ребенка, читали ему сказки или играли и пели песенки и зависит становление личности. В работе воспитателя очень важную роль играет и содержание материала и тон разговора, которым вы будете его преподносить к собеседнику. Основную роль играет и внешний вид, как учителя, так и воспитателя в целом, его культуру поведения. Из опыта моей работы могу сказать, что слово воспитателя находит отзвук в сердцах дошкольников лишь тогда, когда "мудрость" и красота слов воспитателя привлекает, одухотворяет и насыщает их ценностью. Все дошкольники хорошо отличают правду от лжи и фальши, если они не соответствуют нравственному убеждению. Им не нравиться слышать когда их обманывают или что-то выдают за действительное. Сухомлинский выделял: "Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет". Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово педагога должно иметь смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в душе и памяти воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.
Развивать педагогическое мастерство можно по разному. Главным аспектом для меня является словесно красиво "донести" до родителей то, как необходимо бережно и аккуратно разговаривать с ребенком, объяснять ему причины их неудовольствия и многие подобные ситуации. В целом успешность работы воспитателя определяется умением правильно организовать сотрудничество с родителями. Для этого одного вечера нам мало, поэтому мы создали клуб посиделок с родителями. Его целью является обеспечение необходимого психолого-педагогического сопровождения отношений родителей и детей, которых они приводят к нам в детский сад. У родителей появляется уникальная возможность задавать интересующие вопросы и мгновенно получать на них ответы. Родители становятся участниками образовательного процесса, тем самым устанавливаются партнерские отношения среди родителей и воспитателей. В клубе основную роль уделяем просветительской работе, направленную на организацию диалога среди родителей и детей в возрасте второй младшей группы, то есть когда ребенок приходит впервые в детский сад и проходит адаптацию. Многие взрослые пытаются навязать свою точку зрения малышу и доказать, что надо делать именно так, а не иначе, начинают "угрожать" или запугивать дитя (например, если ты не будешь что-то делать, значит не куплю тебе куклу или машинку или например, Петя дай свою машинку Ване, нельзя жадничать т.д.). Поэтому в клуб входят не только родители и воспитатели, но и приглашенный педагог психолог, который помогает разъяснить родителям психологические аспекты взаимодействия детей в группе в их возрасте. Большую роль отводим передаче положительного опыта семейных отношений, где родители делятся своим опытом, как ребенок достиг "положительного" образа в ситуации с адаптацией к саду или преодоления какой-либо сложной ситуации, связанной с привыканием к новой социальной среде. Воспитатели содействуют в вопросах сплочения коллектива, а это сейчас играет огромную роль в жизни. Так, например, если два ребенка постоянно выясняют отношения, конфликтуют между собой из-за игры, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут уже вслед за детьми выяснять и отстаивать именно своего ребенка, то есть доказывать правоту, а попробуют совместно найти причину и привлечь внимание детей и "помирить" их.
Формы работы нашего клуба разнообразны: круглый стол, клуб чтения, вечера песнопения, тренинги, мастер классы, обмен опытом, проведение совместных развлечений и праздников.
"На любви к детям держится мир". Эта фраза точно описывает смысл человеческой жизни. В.А.Сухомлинский считал ее главной в деле воспитания. "Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям" - об этом он писал в своей книге "Сердце отдаю детям". И это чистая правда. Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя в Человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского., М., 1991
2. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... ., М., 1986
3. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.
4. https://studopedia.ru/5_29016_pedagogicheskie-tehnologii-i-masterstvo-uchitelya.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Педагогические технологии в музыкальной деятельности"
Педагогические технологии в музыкальной деятельности...
Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...
Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...
Статья на тему «Педагогическая технология «Утренний сбор»»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...
Статья на тему:«Педагогическая концепция Л.Н. Толстого и возможность использования её в практике ДОУ».
Данный материал полезен для студентов и воспитателей....
Статья на тему: "Педагогические технологии в ДОУ"
Педагогические технологии в ДОУ...
Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра.
Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра....
- Мне нравится (4)